Файл: Современный банковский маркетинг: методы и тенденции развития (на примере ПАО «СКБ-Банк»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга
1.1. Понятие банковского маркетинга и эволюция его концепций
1.2. Маркетинг партнерских отношений в сфере банковских услуг
Глава 2. Исследование банковского маркетинга на примере ПАО «СКБ-Банк»
2.1. Краткая характеристика банка
2.2. Организация маркетинговой деятельности в банке
Глава 3. Перспективные направления развития маркетинговой деятельности в банке
Введение
Актуальность. Маркетинг как инструмент формирования конкурентных преимуществ организации, зародившись в производственном секторе экономики, долгое время не получал признания в финансово-кредитной сфере. Стремительное развитие российского рынка банковских продуктов, сопровождающееся обострением конкуренции между коммерческими банками в условиях консолидации и концентрации банковского капитала, побудило банковское сообщество активно использовать теоретические и практические наработки в области банковского маркетинга в своей практической деятельности.
В современных условиях развития банковских систем возникла необходимость освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют универсализация банковской деятельности, выход её за пределы традиционных операций, усиление конкурентов в лице небанковских учреждений, отток вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг. Чтобы выжить в конкурентной среде банкам предстоит осваивать новые услуги, новые формы бизнеса, выдвигать на первое место не только интересы акционеров, но и бороться за каждого клиента. Необходимость маркетинга заключается в том, что он выступает механизмом поддержания адекватности всей деятельности банка процессам, развивающимся на рынке. Аксиомой является то, что обслуживание каждого клиента должно опираться на глубокое и всестороннее изучение его реального потенциала, возможностей, положения на рынке, хозяйственных перспектив, что и делается при помощи специфических инструментов маркетинга.
Цель работы – исследовать применение маркетинга в банковской сфере на примере ПАО «СКБ-Банк».
Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие банковского маркетинга и эволюцию концепций банковского маркетинга;
- исследовать маркетинг отношений как приоритетное направление современного банковского маркетинга;
- дать краткую характеристику ПАО «СКБ-Банк»;
- исследовать маркетинговую деятельность в банке;
- определить пути совершенствования маркетинговой деятельности в ПАО «СКБ-Банк».
Объект исследования: ПАО «СКБ-Банк».
Предмет исследования – комплекс и инструменты банковского маркетинга.
Научно-методическая основа работы. В процессе выполнения работы использовались научные труды, публикации по банковскому делу, маркетингу.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы банковского маркетинга
1.1. Понятие банковского маркетинга и эволюция его концепций
Научный термин «маркетинг» (от англ. marketing – продажа, торговля на рынке) подразумевает процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли[1].
Отталкиваясь от трактовки научного понятия «маркетинг», целесообразно исследовать сущность и специфику научного термина «банковский маркетинг», предложить концепцию его влияния на развитие деятельности кредитной организации, соответствующую принятой банковской политике и отвечающую требованиям современного уровня развития экономики.
Экономическая природа банковского маркетинга является предметом исследований российских и зарубежных ученых и специалистов. При этом за основу принимают самые разные подходы: определение может сводиться к перечислению элементов комплекса маркетинга; в отдельных определениях указываются цель и задачи банковского маркетинга (см. таблицу 1).
Таблица 1
Характеристика трактовок научного термина
«банковский маркетинг»
Ученый |
Трактовка |
1 |
2 |
Владиславлев Д. Н. |
Банковский маркетинг представляет собой широкое понятие, охватывающее помимо оценки качества клиентского обслуживания и создания специальных отраслевых предложений еще разработку новых банковских продуктов, конкурентную разведку, управление банковской рекламой и РR, развитие бренда[2]. |
Спицын И.О., |
Банковский маркетинг призван решать проблемы своевременности и уместности появления тех или иных товаров, обоснования их полезности и необходимости конечным потребителям[3]. |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Джозлин Р. В., |
Программа банковского маркетинга направлена на максимизацию выгоды от деятельности, ориентированной на клиента, на потребителя[4]. |
Егоров Е.В., |
Маркетинг банковских услуг можно определить как стратегию выявления и исследования потребностей и предпочтений общества в услугах банка для использования в коммерческих целях[5]. |
Уткин Э. А. |
Банковский маркетинг - это поиск наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры[6]. |
Приведенные выше формулировки, безусловно, дают общее представление о банковском маркетинге как науке управления продажами банковских продуктов, однако не создают системного понимания места и роли банковского маркетинга в организации банковской деятельности.
В теории банковского маркетинга разработано и используется в практике завоевания рынка банковских продуктов несколько самых разнообразных концепций, эволюционное развитие которых происходило параллельно с развитием экономики (рис. 1).
Рисунок 1. Концепции управления банковским маркетингом[7]
1. Производственная концепция применительно к банковской деятельности ориентируется на широко распространенные банковские продукты, доступные по цене массовому клиенту. Управление маркетингом согласно этой концепции нацелено на увеличение объемов продаж традиционных банковских продуктов и рост клиентской базы банка, в результате чего сокращаются условно-постоянные расходы и увеличивается рентабельность банковской деятельности. Уязвимым местом концепции является своеобразная «зацикленность» на отдельных продуктах. Не учитываются вновь сформированные потребности клиентов, что, в конечном счете, ведет к сокращению клиентской базы банка.
2. Продуктовая концепция концентрируется на высоком качестве предоставляемых банковских продуктов, по своим характеристикам превосходящих аналоги, предлагаемые банками-конкурентами. Чаще всего продуктовой концепции придерживаются кредитные организации, предоставляющие индивидуальные, уникальные продукты ограниченному кругу клиентов. Слабым звеном концепции является высокая цена подобных продуктов, сдерживающая расширение клиентской базы банка[8].
3. Торговая концепция, или концепция интенсификации коммерческих усилий, ориентируется на сбыт банковских продуктов, имеющихся в ассортименте кредитной организации. Из всех интегрированных маркетинговых коммуникаций применяются в более агрессивной по сравнению с банками-конкурентами форме рекламные кампании и активные личные продажи. Девизом работы банков, придерживающихся торговой концепции, можно считать «поиск новых клиентов под имеющиеся продукты» [9]. В долгосрочной перспективе применение концепции ведет к упущению возможностей по формированию доверительных и прибыльных отношений с клиентом[10].
4. Традиционная маркетинговая концепция, в отличие от предыдущей, носит клиентоориентированный характер – направлена на разработку продуктов под выявленные потребности клиентов. В результате удовлетворяется потребность клиента в банковском продукте, а банк получает прибыль. Сложность применения концепции состоит в незрелости потребительской потребности: зачастую клиенты до конца не представляют, что можно требовать от банковского бизнеса и какие банковские продукты они хотели бы получить. Также традиционная маркетинговая концепция не уделяет достойного внимания задаче персонализации клиентских отношений в составе элементов комплекса банковского маркетинга. В результате клиент остается «среднестатистическим», не ощущает себя «избранным» в обслуживающем его банке, что в целом не способствует формированию долгосрочных доверительных отношений между банком и клиентом[11].
5. Социально ориентированная маркетинговая концепция, наоборот, нацелена на приоритет клиентских, и прежде всего общечеловеческих, интересов перед коммерческими интересами банка. В ее основе лежит поддержание на должном уровне или даже повышение благосостояния как отдельных потребителей банковского продукта, так и общества в целом[12]. Данная концепция, несомненно, соответствует высокому уровню нравственного развития общества, однако она идет вразрез с основной коммерческой целью банковской деятельности – получением прибыли. Существенность данного обстоятельства для собственников кредитной организации не подлежит сомнению и выступает сдерживающим фактором для широкого распространения данной концепции маркетинга в условиях товарно-денежных отношений[13].
Анализ существующих в банковском деле маркетинговых концепций позволил автору сформулировать новый подход, в основе которого лежит выявление и удовлетворение потребностей не только клиента коммерческого банка, но и самого банка. В результате удовлетворения обозначенных потребностей создается ценность, как для клиента, так и для банка в рамках заявленных целей их деятельности[14].
Следует отметить, что вопрос исследования ценностей, возникающих в процессе организации маркетинговой деятельности и являющихся значимыми для хозяйствующего субъекта и потребителя его товаров, активно изучается учеными-маркетологами. В частности, Филипп Котлер заявляет о существовании двух ценностей, участвующих в маркетинговой программе предприятия: ценности, создаваемой для клиентов, и ценности, получаемой от клиентов[15].
В банковском бизнесе следует выделять новую маркетинговую концепцию, аккумулирующую удовлетворение интересов, как клиента, так и самого банка, – ценностно-ориентированную банковскую маркетинговую концепцию.
Банковский маркетинг как функциональная область деятельности кредитной организации направлен на создание потребительской ценности для клиента путем выявления имеющихся потребностей и прогнозирования и воспитания потенциальных потребностей, что обусловливает создание уникальной потребительской ценности в виде требуемых рынком банковских продуктов и способствует формированию прочных доверительных отношений с потребителями этих продуктов[16]. На это направлена персонализация клиентских отношений – проведение индивидуальной работы с клиентом в целях подбора существующих и разработки новых банковских продуктов под конкретный бизнес. В результате у клиента формируется понимание, что это и есть банк, который здесь и сейчас решит все его проблемы. Такое уважительное отношение к потребностям клиента можно заложить в основу бренда «банк под Ваш бизнес»[17].
Подобный ценностно-ориентированный подход позволит банку получить качественную и количественную отдачу от реализации банковских продуктов путем создания потребительской ценности в виде высоких объемов продаж, получения прибыли и формирования стабильной клиентской базы – будущих потребителей новых банковских продуктов, способных стать «буфером» в сложной экономической ситуации[18]. Ценностно-ориентированная банковская маркетинговая концепция может быть представлена следующим образом (рис. 2).