Файл: ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА. СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОЛЛЕКТИВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЛИДЕРСТВА).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 4
Сравнивая распространенность стилей лидерства среди руководителей высшего и среднего звена, можно заметить, что стили «Балансировщик»,
26
«Вдохновитель», «Эксперт» примерно одинаково часто встречаются как среди
высшего, так и среди среднего звена управления.
6 5 4 3 2 1 0
Высшее звено управления Среднее звено управления
Рисунок 3. Сравнительная распространенность типов лидерства по методологии Heidrick & Struggles среди руководителей высшего и среднего звена
Тем не менее, стили «Компаньон», «Композитор», «Пилот», чаще встречаются среди представителей среднего звена управления в организации. На них приходится 50% стилей лидерства среднего звена. Эти стили лидерства сопоставимы с личностными качествами руководителя. Все три типа лидерства нацелены на тесное взаимодействие с подчиненными, их развитие и вдохновение.
В высшем звене управления, с другой стороны, более распространены такие стили лидерства, как «Производитель», «Спонсор», «Балансировщик» и «Эксперт». Эти стили лидерства встречаются у 74% руководителей высшего звена. Эти стили лидерства ориентированы на достижение результата и следование установленным порядкам.
Структура стилей лидерства среди руководителей высшего и среднего звена, а также T-статистика для сравнения каждого типа лидерства показана в таблице 1.
27
Из таблицы 1 видно, что по представленности двух стилей лидерства, а
именно «Композитор» и «Производитель» существуют статистически значимые различия (на уровне 10%) между руководителями высшего и среднего звена.
Таблица 1 Сравнительная представленность стилей лидерства по методологии
Heidrick & Struggles в высшем и среднем звене управления
Стиль лидерства |
Высшее звено управления |
Среднее звено управления |
Т-статистика |
Балансировщик |
16% |
11% |
0,69 |
Вдохновитель |
11% |
17% |
0,6 |
Компаньон |
5% |
11% |
0,53 |
Композитор*29 |
5% |
28% |
0,07 |
Пилот |
5% |
11% |
0,53 |
Производитель* |
26% |
6% |
0,09 |
Спонсор |
16% |
6% |
0,33 |
Эксперт |
16% |
11% |
0,68 |
В частности, стиль лидерства «Композитор» значимо чаще встречается среди руководителей из среднего звена управления, в то время как стиль лидерства «Производитель» - среди руководителей из высшего звена. Подобный результат можно считать статистическим подтверждением Гипотезы 1, то есть можно заключить, что существуют значимые различия в стилях лидерства руководителей из высшего и среднего звена.
Более того, видно, что в высшем звене управления чаще встречаются те стили лидерства, которые согласно Heidrick & Struggles характеризуются как «ориентированные на результат» и создающие / ценящие «стабильную атмосферу» (производитель, балансировщик). В то же время, доминирующие в среднем звене управления стили «Композитор» и «Вдохновитель» отличаются другими качествами, а именно: готовностью к изменениям и ориентацией на развитие межличностных отношений.
В целом, преобладание подобных типов лидерства среди руководителей среднего звена можно охарактеризовать как проявления трансформационного
29 Примечание: * - значимость на уровне 10%; ** - значимость на уровне 5%, *** - значимость на уровне 1%
28
лидерства, в то время как у руководителей высшего звена доминирующими
чертами являются черты транзакционного лидерства. Это утверждение не является абсолютным, поскольку в описываемых результатах все 8 типов лидерства присутствуют как среди респондентов из высшего, так и из среднего звена управления организаций.
Тем не менее, полученные результаты можно считать сопоставимыми с работами других авторов. Например, исследование федеральных служащих США, проведенное Вартом в 2018 году выявило распространенность у руководителей таких черт, которые более свойственны транзакционному стилю лидерства30. Обнаруженные в настоящей работе результаты также позволяют утверждать, что как личностные качества, так и стили лидерства используемые руководителями высшего звена, можно охарактеризовать как транзакционные, а именно заточенные на достижение результата при четком следовании установленным нормам.
Следующим шагом настоящей работы стала оценка качества взаимодействия с подчиненным у руководителей высшего и среднего звена.
Качество взаимодействия между руководителем и подчиненным оценивается по 4 параметрам, используемым в подходе Грегараса и Форда, а именно: симпатия (affect); лояльность (loyalty); содействие (contribution) и признание (respect). Каждыйиз 4 параметров оценивался респондентом по шкале от 1 до 7. Сравнение отношений руководителя высшего и среднего звена управления с подчиненными представлено в таблице 2.
Из таблицы2видно, чтоне существует статистическизначимыхразличий в отношениях руководитель-подчиненный между лидерами среди исследуемых руководителей высшего и среднего звена управления.
Таблица 2 Оценка взаимодействия «лидер-подчиненный» среди руководителей высшего и среднего звена управления
Тип |
Высшее звено управления |
Среднее звено управления |
Т-статистика |
30 Wart V. M., Trottier T., Wang Xiaohu Reinforcing the Need for More Sophistication in Leadership Studies in the Government // Public Administration Review
29
Симпатия |
5,9 |
6,3 |
0,31 |
Лояльность |
5,4 |
4,8 |
0,42 |
Содействие |
5,4 |
5,1 |
0,5 |
Признание |
6,1 |
5,9 |
0,54 |
Однако, такие различия можно обнаружить, сравнивая отдельно типы лидерства. Так, из таблицы 3 можно увидеть, что те стили лидерства, которые строятся на качественном взаимоотношении с подчиненными, а именно «Вдохновитель», «Балансировщик», «Спонсор», имеют более высокие средние оценки по сравнению со стилями лидерства, ориентированными на результат -«Пилот» и «Производитель».
Таблица 3 Средние оценки по параметрам отношений лидер-подчиненный для
различных стилей лидерства
Симпатия |
Лояльность |
Содействие |
Признание |
|
Балансировщик |
6,3 |
5,7 |
5,6 |
6,2 |
Вдохновитель |
6,7 |
5,9 |
5,9 |
6,3 |
Компаньон |
6,1 |
5,0 |
5,4 |
6,0 |
Композитор |
6,4 |
5,1 |
5,0 |
5,9 |
Пилот |
5,7 |
4,6 |
4,7 |
5,8 |
Производитель |
5,4 |
4,4 |
4,7 |
5,7 |
Спонсор |
6,2 |
5,2 |
5,5 |
6,0 |
Эксперт |
5,9 |
4,7 |
4,9 |
6,1 |
В частности, у руководителей со стилем лидерства «Вдохновитель» -максимальные средние баллы по всем шкалам, из чего можно заключить, что этот стиль наиболее эффективен для построения отношений с подчиненными. Напротив, самые низкие средние оценки у руководителей со стилем «Производитель». Преобладающей в исследуемой выборке у руководителей среднего звена управления стиль «Вдохновитель» не отличается особенно высокими результатами ни по одной из шкал.
Из полученных результатов, можно заключить, что качество взаимодействия лидера с подчиненным не имеет статистически значимых отличий среди руководителей высшего и среднего звена. Таким образом, гипотеза 2 не получила подтверждения. Не менее важной находкой является тот факт,что именно стильлидерства,а не принадлежность руководителя к томуили
30
иному звену управления в организации, определяют качество взаимодействия
лидера с подчиненным.
Для оценки последствий лидерства руководителей из высшего и среднего звена использовалась анкета The Hill Consulting Group. Из 8 рассматриваемых в подходе The Hill Group последствий лидерства, статистически значимые различия обнаружены по 4 из них (таблица 4).
Таблица 4 Сравнительный анализ последствий лидерства среди
руководителей высшего и среднего звена управления31
Высшее звено управления |
Среднее звено управления |
Т-статистика |
|
Определение приоритетов |
2,4 |
2,8 |
0,02 |
Ответственное управление |
2,5 |
2,7 |
0,3 |
Стимулирование командной работы |
2,2 |
3 |
0,005 |
Борьба за изменения |
2,2 |
2,8 |
0,023 |
Обучение и развитие подчиненных |
2,4 |
2,6 |
0,27 |
Мотивация персонала |
2,5 |
2,8 |
0,113 |
Развитие социальных связей |
2,4 |
2,8 |
0,011 |
Честное руководство |
2,6 |
2,6 |
0,58 |
Из таблицы 4 видно, что средние оценки руководителей высшего звена
управления статистически значимо ниже по двум группам параметров. К первой группе параметров можно отнести «определение приоритетов» и «борьба за изменения», то есть такие параметры, которые связаны с долгосрочным теоретическим планированием и готовностью к изменениям. Это еще раз подтверждает полученные ранее результаты, описывающие лидерство руководителей высшего звена как наиболее эффективное в устойчивой среде, не склонной к частым изменениям.
Вторая группа параметров состоит из таких последствий, как «стимулирование командной работы» и «развитие социальных связей». Эта группа последствий иллюстрирует, что среди руководителей среднего звена
31 Примечание: * - значимость на уровне 10%; ** - значимость на уровне 5%, *** - значимость на уровне 1%
31
социальные связи и внутригрупповые взаимоотношения могут играть более
значительную роль, чем отлаженные процессы.
Таким образом, полученные результаты позволяют подтвердить третью гипотезу, а именно проиллюстрировать наличие различий в последствиях лидерства руководителей высшего и среднего звена.
Несмотря на ограничения в проведении статистического анализа, качественная сравнительная оценка различий средних показателей последствий лидерства по стилям лидерства показывает, что такие стили лидерства, как «Композитор» и «Компаньон» имеют, в среднем более высокие оценки по всем шкалам последствия лидерства (рисунок 4).
Композитор Пилот Компаньон Балансировщик Вдохновитель Производитель Спонсор
Эксперт
2,9 |
|||||
2,8 |
|||||
2,7 |
|||||
2,6 |
|||||
2,6 |
|||||
2,4 |
|||||
2,4 |
|||||
2,4 |
0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5
Рисунок 4. Усреденные оценки последствий лидерства в разрезе стилей лидерства по методологии Heidrick & Struggles и The Hill Consulting Group
Из рисунка 4 видно, что стиль лидерства «Композитор», который, как
показано ранее в работе, более распространен среди руководителей среднего звена управления, имеет более высокие средние оценки всех последствий лидерства. Напротив, стиль «Производитель», который наблюдается в высшем звене управления, лежит ближе к нижнему диапазону средний значений. Это можно считать дополнительным подтверждением того, что в высшем звене управления чаще встречаются транзакционные лидеры, в то время как среди управляющих среднего звена выше вероятность присутствия трансформационных лидеров. При этом нетранзакционных лидеров (Laissez-Faire), то есть таких руководителей, которые отстранились от принятия решений
32
и построения взаимоотношений с подчиненными, не обнаружено ни среди
высшего, ни среднего звена управления.