Файл: ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА. СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОЛЛЕКТИВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЛИДЕРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

введение

Лидерство является ключевой и актуальной проблемой для многих сфер жизни: бизнеса, политики, спорта и др. Лидерство существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Лидерство - это то, что ежедневно окружает нас, поэтому этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.

Особое значение лидерство приобретает в сфере управления, в частности, – управления предприятием. Учитывая, что персонал – это главный ресурс, имеющийся у компании, и от его эффективности зависит эффективность деятельности предприятия, то актуальность изучения оптимальных моделей лидерства только возрастает. От того, насколько эффективную и оптимальную модель поведения выбирает руководитель, зависит атмосфера в коллективе, а значит и производительность команды. Соответственно, можно говорить о том, что лидерство руководителя занимает важное место среди конкурентных преимуществ организации.

Без преувеличения можно сказать, что проблема соотношения лидерства и эффективности управления организацией в менеджменте является одной из ключевых. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что всестороннее изучение проблемы лидерства необходимо для выработки эффективных методов руководства современными организациями.

Степень теоретической разработанности темы. Следует отметить, что наибольшее количество исследований в сфере лидерства велось за рубежом. Устойчивый интерес к проблемам лидерства наблюдался с 1950-х гг., с начала формирования школы поведенческих наук. Классические труды в области «науки лидерства» принадлежат Р. Блейку и Дж. С. Моутон, Р. Лайкерту, Ф. Фидлеру, Р. Танненбауму, У. Шмидту, П. Херсею (в некоторых источниках Херси), и К. Бланшарду.

Небольшое распространение исследований лидерства в российской литературе связано, прежде всего, с тем, что с конца 20-х годов и до начала 60-х

6

прошлого столетия эта тема в нашей стране не поднималась совсем, поскольку

страна не нуждалась в организациях-лидерах. Тем не менее, сейчас опыт таких исследований имеется. Проблемы лидерства рассматриваются в работах О.С. Виханского, А. И. Наумова, И. В. Котлярова, А.Т. Зуб, С.Г. Смирнова и др.

Целью курсовой работы является выявление проблемы лидерства и разработка рекомендаций по эффективному лидерству.

Достижение цели исследования подразумевает решение следующих задач: 1. Изучить лидерство как психологическую категорию.

2. Сформулировать составляющие лидерства.


4. Провести эмпирическое исследование лидерских особенностей.

5. Разработать мероприятия, направленные на совершенствование стиля руководства.

Объект исследования – лидерство руководителей среднего и высшего звена организаций. Предмет исследования – стили лидерства и руководства.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе изучения теоретических аспектов лидерства, а также на основе анализа лидерского поведения руководителей среднего и высшего звена организаций разработана модель эффективного лидерского поведения, которая впоследствии может быть использована в качестве основы для лидерского поведения руководителей других предприятий.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

7

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЛИДЕРСТВА

1.1. Лидерство как психологическая категория

Лидерство —неотъемлемая часть эффективногоруководства.Самослово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий»1. Это понятие нельзя охарактеризовать однозначно, и именно поэтому существуют различные подходы к пониманию лидерства. Ж. Блондель считал, что лидерство – это власть, которая осуществляется одним или несколькими индивидами. Если опираться на структурно-функциональный подход, то его сторонник Л. Даунтон под лидерством понимал «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».2 Кроме того, лидерство отожествляют с неформальным влиянием. Важно отметить, что лидерство отличается от руководства, которое подразумевает строгую и формализованную систему взаимоотношений. В свою очередь, лидер выступает образцом поведения и символом общества.3

Лидерство – это навык направлять общность к целенаправленным действиям, которые она не в состоянии выполнить самостоятельно, т.е. это навык двигать группу за собой. Везде, где есть власть и некоторая кооперация людей, имеет место быть и лидерство. К важными чертам, которыми должен обладать лидер, можно отнести: умение идти на контакт, ловкость в принятии решений, способность видеть ситуацию в общих чертах и др.


К основным функциям лидера в первую очередь относится то, что именно лидер выдвигает образец поведения группы (ответственность, высокая производительность, доброжелательность, взаимопонимание). Лидер также

1 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации М.: Аспект Пресс, 2012. —279 с. C.56

2 Down ton J., Rebel Jr. Leadership. Commitment and charisma in the Revolutionary Process. N.Y.-London, 1973. P. 15.

3 Пестерева А.В. Лидерство в управлении персоналом: взаимосвязь типа лидерства и лояльности персонала. Москва, 2015. 30 С.

8

может проявлять отрицательные формы поведения, к примеру, обособленность

или агрессивность. Кроме того, лидер мотивирует каждого сотрудника, используя цели, нормы и традиции организации, тем самым призывает их равняться на образец поведения.

При осуществлении своих функций для лидера имеет большое значение еголичностные качества.В каждыйвременнойпромежуток общество выдвигает своего лидера: четкая атмосфера и особенности развития внешней среды являются определяющими фактора удачи или провала конкретного лидера. Манеры лидера и его итоговые результаты зависят от опыта и навыков его сторонников. Лидерское поведение также является неотъемлемой частью эффективной и успешной работы организации.

Стоит обратить внимание на то, что в настоящей работе понятия «лидерства» и «руководства» не употребляются, как синонимичные. Различия понятий «руководство» и «лидерство» были подробно описаны в работах Б.Д. Парыгина4. Разделение руководителя и лидера по Парыгину основано на принципахсоциальнойпсихологии. Руководитель–более широкое понятие, чем «лидер». Руководитель занят регулированием институциональных отношений группы в рамках социальной организации на уровне организационной «макросреды». При принятии решении лидер руководствуется правилами и иерархией принятой в организации и учитывает реакции всех возможных групп интересов (стейкхолдеров).

Стоит отдельно отметить, что такой подход к пониманию руководства во многом является продолжением классической школы административного управления Файоля. Файоль считал руководство универсальным феноменом, в рамках которого руководитель исполняет формальные, предписанные ему роли. Эти роли ограничены формальными правилами и нормативными документами организации5.

4 Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 2013. С.88-90

5 Щербина В.В. Социальные теории организации. - М.: Инфра-М, 2012. С.78

9

Лидер, с другой стороны, участвует в регулировании внутригрупповых


деловых и межличностных отношений на уровне организационной микросреды. В отличие от руководства, которое несет формальные признаки, лидерство возникает стихийно и зачастую независимо от организационной среды. Кроме того, процесс принятия решений лидером носит непосредственный и неформальный характер, и в меньшей степени подвержен влиянию системы организационных сдержек и противовесов (санкций)6.

Таким образом, руководство можно описать, как процесс управления, порожденный системой формальных отношений, в то время как лидерство – продукт неформальных отношений7.

Описывая различия руководства и лидерства, стоит особенно подчеркнуть, чтолидерзанят работойс подчиненнымина неформальном уровне. Это особенностьлидерства подробноописана в работах Дейва Ульриха, который рассматривал лидерство, как способность лидера принимать решения и достигать целей, опираясь на понимание внутренних ресурсов персонала и тех требований, которые предъявляются подчиненным8.

Акцент на неформальные отношения между лидером и подчинённым делал и другой классик менеджмента – Александр Хаслам. Хаслам рассматривал лидерство, как процесс самоопределения индивида и как партнерские отношения между лидером и последователем. Лидерство в понимании Хаслама контекстуально, а лидером может стать тот человек, кто лучше соответствует характеристикам отличающим ингруппу (социальная группа, с которой индивид психологически отождествляет себя, считает себя ее членом) от аутгруппы9.

Несмотря на интуитивно понятное значение термина «лидерство», четкого широко распространенного определения в литературе так и не

6 Парыгин Б.Д. Там же, С.94

7 Кричевский Л.Р. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2014. С.154

8 Ульрих Д. Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации» // Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2017. – 304 с. С.76

9 Haslam A.S., Reicher S.D., Platow M.J. «The New Psychology of Leadership: Identity, Influence, and Power» // Psychology Press, 2011.

10

существует. Тем не менее, существует множество теорий лидерства, которые

объясняют этот феномен с различных ракурсов.

1.2. Теории лидерства

Рассматриваемые ниже девять теорий лидерства наглядно демонстрируют собой эволюцию понимания роли лидера: от просто выдающейся личности до ценностного обмена между лидером и подчиненным и наиболее современных концепций «супер-лидерства», когда лидер постоянно обучает подчиненных быть лидерами (lead-self) через правильные модели поведения.


1. Теории лидерских черт – одна из самых ранних теорий лидерства, согласно которой личностные качества, в том числе лидерские, определяются ничем иным, как наследственностью10. Теория впервые появилась в Англии и активно развивалась в работах антрополога и психолога Ф. Гамильтона. В настоящее время существует множество классификации лидерских черт, которые рассматриваются совместно с демографическими характеристиками: полом, возрастом, социально-экономическим статусом. С течением времени эта теория потеряла сторонников и рассматривается скорее, как один из этапов развития теории лидерства;

2. Ситуативные теории лидерства – рассматривают проявление лидерских качеств, как относительный феномен. То есть, конкретные обстоятельства формируют среду, в которой лидерские качества имеют наибольшую вероятность проявить себя;

3. Личностно-ситуативные теории – уже, исходя из названия, этот подход к определению лидерства является синтезом двух полярных теорий – теории черт и ситуативной теории. Подход к лидерству, как к постоянному и динамическому взаимодействию лидера, его подчиненных (последователей),

10 Крылова Т.А. Развитие теорий лидерства в экономической науке // Экономический журнал. - №1 (37). – 2017. С.67-68

11

целей лидера и целей последователей был впервые предложен Р. Кеттелом и

развит американскими психологами Холландером и Джулианом. Эта теория до сих пор широко используется в работах посвященных политическому лидерству11;

4. Теория ожидания-взаимодействия – необычный подход к изучению лидерства, в рамках которого Ф. Фидлером была предложена операционная модель лидерства и «вероятностная модель эффективности лидерства», которые рассматривают влияние лидера при разном сочетании ситуативных переменных. Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства – ориентацию на цель и ориентацию на отношения. Если первый стиль считается максимально успешным в полюсах «благоприятный – не благоприятный», то «серая зона» или не крайние ситуации, когда лидеру следует ориентироваться не на конкретные цели, а на интересы членов коллектива12. То есть, управление по целям необходимов критические моментыжизниорганизации, в товремякакбольшую часть времени задача лидера – поддерживать взаимоотношения внутри коллектива;

5. Теории гуманистического направления – одна из первых теорий, положившая начало «мотивационным» теориям лидерства. В рамках этой концепции понимание лидерства исходит из предположения о том, что лидер должен обеспечить максимально комфортные условия труда для своих работников.Тоесть, член коллектива рассматривается, как элемент организации, который в рамках работы преследует свои цели и потребности, поэтому лидер должен организовать работу организации таким образом, чтобы, удовлетворив потребности работника, максимизировать достижение целей организации13;