Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и цели организации финансового анализа на предприятии
1.2 Задачи и методы анализа финансового состояния предприятия
1.3 Система показателей финансового состояния предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АО «КАЛУЖСКИЙ ЗАВОД» РЕМПУТЬМАШ»
2.1. Структура имущества и источники его формирования
2.2. Оценка стоимости чистых активов организации
2.3. Анализ финансовой устойчивости организации
2.5. Финансовые показатели деятельности
2.7 Рейтинговая оценка финансового состояния организации
Не менее значимым фактором, воздействующим на финансовую устойчивость особенно российских организаций, является также степень импортозамещения в отрасли. Высокий уровень импорта в значительной мере усложняет положение российских производителей, деятельность которых ориентирована преимущественно на отечественный рынок [4, с. 72].
В свою очередь В.О. Мазур рассматривает только внешние факторы, воздействующие (прямо либо косвенно) на финансовое состояние организаций.
Учитывая тот факт, что любая организация вынуждена в процессе осуществления своей деятельности так или иначе контактировать с находящейся в непрерывном движении изменчивой внешней средой, одной из важнейших составляющих ее успешного функционирования он определяет способность организации своевременно и оперативно, справляться с данными изменениями [23, c. 50].
Всю совокупность внешних факторов он подразделяет на 4 категории: экономические, политико-правовые, социокультурные, технологические.
К экономическим факторам, главным образом, он относит стадии экономического цикла, а также благополучие и здоровье экономики страны в целом, которые оказывают непосредственное влияние на прибыльность организации.
Однако, если брать во внимание размеры организаций, стоит заметить, что в России значительно преобладают малые и средние предприятия. А, следовательно, сфера их деятельности представлена преимущественно регионами. В связи с этим, на наш взгляд, в данной категории факторов целесообразно основное внимание сосредоточить на состоянии именно региональной экономики, особенно с учетом присущей для России высокой степенью дифференциации регионов относительно уровня индустриального развития, финансового потенциала и ресурсообеспеченности. В то время как плохие экономические условия будут вести, соответственно, к снижению спроса на товары; благоприятные, напротив – будут предоставлять возможности для его роста [24, c. 924].
Под политико-правовыми В.О. Мазур, прежде всего, подразумевает факторы законодательного и государственного характера, которые способны как ограничить деятельность организации, так и повлиять на уровень имеющихся у нее возможностей и угроз [23, c. 51].
К числу социо-культурных он относит все те факторы, за счет которых формируется стиль жизни и работы общества и которые так или иначе оказывают влияние практически на все организации.
Технологические – факторы, отражающие уровень научного и технологического развития, а именно революционные технологические перемены и открытия, которые могут представлять для организации не только большие возможности, но и серьезные угрозы.
Рассмотрев внешние факторы, можно сделать вывод о том, что они оказывают достаточно ощутимое воздействие как на общее финансовое состояние организации, так и на еѐ финансовую устойчивость в частности.
Что касается внутренних факторов, к ним, как уже отмечалось ранее, относятся факторы, напрямую зависящие от организации работы хозяйствующего субъекта [21, c. 8].
Так, успех или неудача предпринимательства в большинстве своем определяется структурой и составом выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг). В связи с этим, важно не только заранее решить, что выпускать, но и четко определить организацию процесса производства, а именно, избрать наиболее эффективные производственные технологии, а также модели системы производства и управления, т.к. от этого во многом зависят издержки производства.
Не менее важным фактором является состав и структура активов и финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, а также избранная тактика и стратегия управления ими. Так как, во-первых, устойчивость организации и ее потенциальная предпринимательская результативность определяются непосредственно качеством управления текущими активами, а также составом и количеством задействованных при этом оборотных средств, размером запасов и активов в денежной форме и т.д. А во-вторых, чем больше деятельность организации обеспечена собственными финансовыми ресурсами (в первую очередь прибылью), тем спокойнее она чувствует себя в рыночной среде. При этом, важно учитывать не только общую массу прибыли, но и структуру ее распределения, а также долю, направляемую на развитие производства.
Весомое воздействие на уровень финансовой устойчивости субъекта хозяйствования оказывают также и дополнительно мобилизуемые им на рынке ссудных капиталов финансовые средства. Чем больше он способен привлечь финансовых ресурсов, тем, соответственно, выше его финансовые возможности. Однако, здесь важно учесть возросшие финансовые риски, связанные с невозможностью своевременного и полного погашения своих обязательств.
Особую роль в данном случае играют формируемые организацией резервы, так как представляют собой некоторые финансовые гарантии платежеспособности любого хозяйствующего субъекта [29, c. 118] .
Степень совокупного влияния вышеперечисленных факторов зависит как от их соотношения, так и от стадии производственного цикла организации, а также от профессионализма менеджеров . Согласно практике, огромное количество предпринимательских неудач связано именно с неспособностью менеджеров своевременно учесть и оперативно среагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Итак, изучив факторы внешней и внутренней среды, оказывающие непосредственное либо косвенное влияние на финансовую устойчивость организации, нами были сформированы следующие выводы.
Во-первых, финансовая устойчивость – это результат наличия у организации некоего запаса прочности, защищающего ее от случайностей и резких и неожиданных колебаний факторов внутренней и внешней среды.
Во-вторых, умение своевременно выявлять и достоверно определять уровень влияния данных факторов, а также оперативно принимать качественные управленческие решения является важнейшим условием существования любого субъекта хозяйствования, так как разумный учет факторов в процессе управления организацией может повысить уровень его платежеспособности, ликвидности и, как следствие, финансовой независимости.
Под понятием «финансовая устойчивость» кроется составная часть общей устойчивости любого субъекта хозяйственной деятельности, наличие средств и возможностей для поддержания своей деятельности, в том числе и погашения краткосрочной задолженности и долгосрочных обязательств [37, с. 80].
Обобщение различных подходов к понятию «финансовая устойчивость» организации позволяет заключить, что финансовая устойчивость ‒ такое финансовое положение организации, которое позволяет ей стабильно и бесперебойно функционировать и развиваться, оставаясь при этом ликвидной, платежеспособной и инвестиционно-привлекательной организацией.
Анализ обозначенных аспектов позволяет своевременно отследить негативные тенденции в финансовой ситуации предприятия, выявлять слабые места в существовании и развитии предприятия, опасные недочеты и сбои в работе, могущие привести к его финансовому краху, принять меры по их укреплению и устранению, что позволит не только вернуть репутацию предприятию, но и возвратить его платежеспособность и прибыльность.
1.2 Задачи и методы анализа финансового состояния предприятия
Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии.
Чтобы заложить прочную основу планирования прибыли на предприятии, необходимо придерживаться следующих основополагающих принципов:
Планирование прибыли – это процесс принятия управленческих решений. По сути, принятие управленческих решений включает в себя задачу управления переменными, которые могут влиять на доходы, затраты и инвестиции.
Ключом к успеху планирования прибыли является компетенция руководства по планированию деятельности предприятия. Руководство должно обладать абсолютной уверенностью в своей способности устанавливать реалистичные цели и разрабатывать эффективные средства для достижения этих целей предприятием.
Комплексная программа планирования прибыли предусматривает участие всех уровней управления. Чтобы грамотно заниматься планированием прибыли, менеджмент, а особенно топ-менеджмент, должен иметь правильное понимание характера и характеристик планирования прибыли, быть уверенным, что эта конкретная методика управления более предпочтительна для данной ситуации.
Задачи планирования прибыли на предприятии:
Планирование прибыли на предприятии в качестве инструмента принятия решений предполагает создание конкретных товаров, разработку долгосрочных планов и годовых профильных планов на короткие сроки, которые будут подготовлены после разработки плана продаж, плана производства, бюджета административных расходов, бюджета косвенных расходов и т.д.
Задачи планирования прибыли, таким образом, аналогичны задачам комплексного бюджетирования. В нем основное внимание уделяется рациональному подходу к комплексному планированию, в котором, в свою очередь, во главу угла ставится управление целями. Важно отметить, что планирование прибыли, связано не только с функцией учета, но и с другими функциями бизнеса, которые можно рассматривать и использовать независимо от общего процесса управления.
Нормативный метод планирования прибыли предприятия:
Позитивная экономическая теория и практика являются объективными, то есть основанными на фактах. Позитивный метод фокусируется на анализе экономической статистики и данных, а также на выводах, основанных на этих показателях (например, позволит ли корпоративный рост увеличить дивиденды акционеров).
Нормативный метод субъективен и направлен на то, чтобы определить, каким будет экономическое будущее компании или инвестора. То есть нормативная практика представляет собой форму оценки стоимости, которая может вводить субъективные мнения в учет (например, что будет, если компания повысит процентные ставки для поддержания корпоративного роста). Нормативное планирование касается будущих событий, а не прошлых данных.
Позитивный метод лучше всего использовать для объяснения прошлых финансовых событий, а также текущего финансового состояния. Этот метод обычно применяют для создания финансовых документов, балансовых отчетов или отчетов о движении денежных средств.
Нормативный метод лучше всего использовать при выработке будущей экономической политики. Поэтому планы компании или рыночные стратегии, включенные в бизнес-планы, можно рассматривать как нормативные.
Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия:
Рентабельность является основной целью всех коммерческих предприятий. Без рентабельности (а значит, без получения прибыли) бизнес не выживет в долгосрочной перспективе, поэтому очень важно измерять текущую и прошлую рентабельность, а также планировать будущую прибыль.
Рентабельность зависит от доходов и расходов. При этом необходимо отличать доходы от поступления денег в процессе деятельности бизнеса. Например, если выращиваются и продаются сельскохозяйственные культуры и скот, то создается доход. Поступление денег от заимствования – это просто денежная транзакция между бизнесом и кредитором. Погашение кредита, в свою очередь, не является расходом – это денежный перевод между бизнесом и кредитором.
Рентабельность оценивается с помощью «Отчета о финансовых результатах», который, в сущности, является списком доходов и расходов за определенный период времени. Отчет о финансовых результатах традиционно используется для оценки прибыльности бизнеса за прошедший отчетный период. Однако можно составлять плановый «Отчет о финансовых результатах», который будет измерять прогнозируемую доходность бизнеса на предстоящий период. Кроме того, может использоваться бюджет, например, в целях планирования рентабельности конкретного проекта или направления бизнеса.
Для оценки финансового состояния бизнеса можно использовать различные коэффициенты рентабельности. Эти коэффициенты, рассчитанные из данных отчета о прибылях и убытках, можно сравнивать с отраслевыми показателями. Кроме того, в течение нескольких лет можно отслеживать тенденции отчета о прибылях и убытках для выявления возникающих проблем.
Этапы планирования прибыли предприятия:
1. Установление целей
На первом этапе целевая прибыль должна устанавливаться в соответствии со стратегическими планами предприятия. Более того, целевая прибыль предприятия должна быть реалистичной, основанной на возможностях и ресурсах.