Файл: «Финансы акционерных обществ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не менее значимым фактором, воздействующим на финансовую устойчивость особенно российских организаций, является также степень импортозамещения в отрасли. Высокий уровень импорта в значительной мере усложняет положение российских производителей, деятельность которых ориентирована преимущественно на отечественный рынок [4, с. 72].

В свою очередь В.О. Мазур рассматривает только внешние факторы, воздействующие (прямо либо косвенно) на финансовое состояние организаций.

Учитывая тот факт, что любая организация вынуждена в процессе осуществления своей деятельности так или иначе контактировать с находящейся в непрерывном движении изменчивой внешней средой, одной из важнейших составляющих ее успешного функционирования он определяет способность организации своевременно и оперативно, справляться с данными изменениями [23, c. 50].

Всю совокупность внешних факторов он подразделяет на 4 категории: экономические, политико-правовые, социокультурные, технологические.

К экономическим факторам, главным образом, он относит стадии экономического цикла, а также благополучие и здоровье экономики страны в целом, которые оказывают непосредственное влияние на прибыльность организации.

Однако, если брать во внимание размеры организаций, стоит заметить, что в России значительно преобладают малые и средние предприятия. А, следовательно, сфера их деятельности представлена преимущественно регионами. В связи с этим, на наш взгляд, в данной категории факторов целесообразно основное внимание сосредоточить на состоянии именно региональной экономики, особенно с учетом присущей для России высокой степенью дифференциации регионов относительно уровня индустриального развития, финансового потенциала и ресурсообеспеченности. В то время как плохие экономические условия будут вести, соответственно, к снижению спроса на товары; благоприятные, напротив – будут предоставлять возможности для его роста [24, c. 924].

Под политико-правовыми В.О. Мазур, прежде всего, подразумевает факторы законодательного и государственного характера, которые способны как ограничить деятельность организации, так и повлиять на уровень имеющихся у нее возможностей и угроз [23, c. 51].

К числу социо-культурных он относит все те факторы, за счет которых формируется стиль жизни и работы общества и которые так или иначе оказывают влияние практически на все организации.

Технологические – факторы, отражающие уровень научного и технологического развития, а именно революционные технологические перемены и открытия, которые могут представлять для организации не только большие возможности, но и серьезные угрозы.


Рассмотрев внешние факторы, можно сделать вывод о том, что они оказывают достаточно ощутимое воздействие как на общее финансовое состояние организации, так и на еѐ финансовую устойчивость в частности.

Что касается внутренних факторов, к ним, как уже отмечалось ранее, относятся факторы, напрямую зависящие от организации работы хозяйствующего субъекта [21, c. 8].

Так, успех или неудача предпринимательства в большинстве своем определяется структурой и составом выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг). В связи с этим, важно не только заранее решить, что выпускать, но и четко определить организацию процесса производства, а именно, избрать наиболее эффективные производственные технологии, а также модели системы производства и управления, т.к. от этого во многом зависят издержки производства.

Не менее важным фактором является состав и структура активов и финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, а также избранная тактика и стратегия управления ими. Так как, во-первых, устойчивость организации и ее потенциальная предпринимательская результативность определяются непосредственно качеством управления текущими активами, а также составом и количеством задействованных при этом оборотных средств, размером запасов и активов в денежной форме и т.д. А во-вторых, чем больше деятельность организации обеспечена собственными финансовыми ресурсами (в первую очередь прибылью), тем спокойнее она чувствует себя в рыночной среде. При этом, важно учитывать не только общую массу прибыли, но и структуру ее распределения, а также долю, направляемую на развитие производства.

Весомое воздействие на уровень финансовой устойчивости субъекта хозяйствования оказывают также и дополнительно мобилизуемые им на рынке ссудных капиталов финансовые средства. Чем больше он способен привлечь финансовых ресурсов, тем, соответственно, выше его финансовые возможности. Однако, здесь важно учесть возросшие финансовые риски, связанные с невозможностью своевременного и полного погашения своих обязательств.

Особую роль в данном случае играют формируемые организацией резервы, так как представляют собой некоторые финансовые гарантии платежеспособности любого хозяйствующего субъекта [29, c. 118] .

Степень совокупного влияния вышеперечисленных факторов зависит как от их соотношения, так и от стадии производственного цикла организации, а также от профессионализма менеджеров . Согласно практике, огромное количество предпринимательских неудач связано именно с неспособностью менеджеров своевременно учесть и оперативно среагировать на изменения внутренней и внешней среды.


Итак, изучив факторы внешней и внутренней среды, оказывающие непосредственное либо косвенное влияние на финансовую устойчивость организации, нами были сформированы следующие выводы.

Во-первых, финансовая устойчивость – это результат наличия у организации некоего запаса прочности, защищающего ее от случайностей и резких и неожиданных колебаний факторов внутренней и внешней среды.

Во-вторых, умение своевременно выявлять и достоверно определять уровень влияния данных факторов, а также оперативно принимать качественные управленческие решения является важнейшим условием существования любого субъекта хозяйствования, так как разумный учет факторов в процессе управления организацией может повысить уровень его платежеспособности, ликвидности и, как следствие, финансовой независимости.

Под понятием «финансовая устойчивость» кроется составная часть общей устойчивости любого субъекта хозяйственной деятельности, наличие средств и возможностей для поддержания своей деятельности, в том числе и погашения краткосрочной задолженности и долгосрочных обязательств [37, с. 80].

Обобщение различных подходов к понятию «финансовая устойчивость» организации позволяет заключить, что финансовая устойчивость ‒ такое финансовое положение организации, которое позволяет ей стабильно и бесперебойно функционировать и развиваться, оставаясь при этом ликвидной, платежеспособной и инвестиционно-привлекательной организацией.

Анализ обозначенных аспектов позволяет своевременно отследить негативные тенденции в финансовой ситуации предприятия, выявлять слабые места в существовании и развитии предприятия, опасные недочеты и сбои в работе, могущие привести к его финансовому краху, принять меры по их укреплению и устранению, что позволит не только вернуть репутацию предприятию, но и возвратить его платежеспособность и прибыльность.


1.2 Задачи и методы анализа финансового состояния предприятия

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии.


Чтобы заложить прочную основу планирования прибыли на предприятии, необходимо придерживаться следующих основополагающих принципов:

Планирование прибыли – это процесс принятия управленческих решений. По сути, принятие управленческих решений включает в себя задачу управления переменными, которые могут влиять на доходы, затраты и инвестиции.

Ключом к успеху планирования прибыли является компетенция руководства по планированию деятельности предприятия. Руководство должно обладать абсолютной уверенностью в своей способности устанавливать реалистичные цели и разрабатывать эффективные средства для достижения этих целей предприятием.

Комплексная программа планирования прибыли предусматривает участие всех уровней управления. Чтобы грамотно заниматься планированием прибыли, менеджмент, а особенно топ-менеджмент, должен иметь правильное понимание характера и характеристик планирования прибыли, быть уверенным, что эта конкретная методика управления более предпочтительна для данной ситуации.

Задачи планирования прибыли на предприятии:

Планирование прибыли на предприятии в качестве инструмента принятия решений предполагает создание конкретных товаров, разработку долгосрочных планов и годовых профильных планов на короткие сроки, которые будут подготовлены после разработки плана продаж, плана производства, бюджета административных расходов, бюджета косвенных расходов и т.д.

Задачи планирования прибыли, таким образом, аналогичны задачам комплексного бюджетирования. В нем основное внимание уделяется рациональному подходу к комплексному планированию, в котором, в свою очередь, во главу угла ставится управление целями. Важно отметить, что планирование прибыли, связано не только с функцией учета, но и с другими функциями бизнеса, которые можно рассматривать и использовать независимо от общего процесса управления.

Нормативный метод планирования прибыли предприятия:

Позитивная экономическая теория и практика являются объективными, то есть основанными на фактах. Позитивный метод фокусируется на анализе экономической статистики и данных, а также на выводах, основанных на этих показателях (например, позволит ли корпоративный рост увеличить дивиденды акционеров).

Нормативный метод субъективен и направлен на то, чтобы определить, каким будет экономическое будущее компании или инвестора. То есть нормативная практика представляет собой форму оценки стоимости, которая может вводить субъективные мнения в учет (например, что будет, если компания повысит процентные ставки для поддержания корпоративного роста). Нормативное планирование касается будущих событий, а не прошлых данных.


Позитивный метод лучше всего использовать для объяснения прошлых финансовых событий, а также текущего финансового состояния. Этот метод обычно применяют для создания финансовых документов, балансовых отчетов или отчетов о движении денежных средств.

Нормативный метод лучше всего использовать при выработке будущей экономической политики. Поэтому планы компании или рыночные стратегии, включенные в бизнес-планы, можно рассматривать как нормативные.

Анализ и планирование прибыли и рентабельности предприятия:

Рентабельность является основной целью всех коммерческих предприятий. Без рентабельности (а значит, без получения прибыли) бизнес не выживет в долгосрочной перспективе, поэтому очень важно измерять текущую и прошлую рентабельность, а также планировать будущую прибыль.

Рентабельность зависит от доходов и расходов. При этом необходимо отличать доходы от поступления денег в процессе деятельности бизнеса. Например, если выращиваются и продаются сельскохозяйственные культуры и скот, то создается доход. Поступление денег от заимствования – это просто денежная транзакция между бизнесом и кредитором. Погашение кредита, в свою очередь, не является расходом – это денежный перевод между бизнесом и кредитором.

Рентабельность оценивается с помощью «Отчета о финансовых результатах», который, в сущности, является списком доходов и расходов за определенный период времени. Отчет о финансовых результатах традиционно используется для оценки прибыльности бизнеса за прошедший отчетный период. Однако можно составлять плановый «Отчет о финансовых результатах», который будет измерять прогнозируемую доходность бизнеса на предстоящий период. Кроме того, может использоваться бюджет, например, в целях планирования рентабельности конкретного проекта или направления бизнеса.

Для оценки финансового состояния бизнеса можно использовать различные коэффициенты рентабельности. Эти коэффициенты, рассчитанные из данных отчета о прибылях и убытках, можно сравнивать с отраслевыми показателями. Кроме того, в течение нескольких лет можно отслеживать тенденции отчета о прибылях и убытках для выявления возникающих проблем.

Этапы планирования прибыли предприятия:

1. Установление целей

На первом этапе целевая прибыль должна устанавливаться в соответствии со стратегическими планами предприятия. Более того, целевая прибыль предприятия должна быть реалистичной, основанной на возможностях и ресурсах.