Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правовое регулирование рекламной деятельности
1.2 Сравнительный анализ законодательства о рекламе в Китае и России
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Реклама и PR-деятельность в сфере туризма: проблемы правового регулирования
Когда речь идет о цене продукта, ребенок не должен иметь неправильное представление о соотношении цены к реальности, особенно с помощью выражения "только". Ни одна реклама не должна претендовать на то, что рекламный продукт можно легко приобрести в доме с любым уровнем дохода.
Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются:
• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;
• Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»;
• ГОСТ Р 52044-2003. «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Основными функциями рекламного права являются:
• упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);
• защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);
• создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции).
Государственное регулирование рекламы предусматривает разработку и принятие национального законодательства и нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие при производстве, размещении, распространении и использовании рекламы; определение принципов рекламы; предупреждение и пресечение недобросовестной рекламы и рекламы, нарушения общественных ценностей и традиционных этических норм.
Кроме того, законодательство вносит существенные различия между печатной и электронной рекламой. Как правило, ограничения и запреты распространяются на электронные носители, в большей степени, на телевидение. Это связано с огромным творческим потенциалом телевизионной рекламы. В широком смысле, законодательство о рекламе охватывает большое количество нормативных актов, которые регулируют не только производство, размещение и распределение рекламы, но и, в основном, гражданские отношения в целом, а не только рекламу.
В узком смысле законодательство о рекламе состоит из нормативных актов, регулирующих фактические рекламные отношения, возникающие при производстве, размещении и распространении рекламы, а также других областей, которые регулируются рекламным законодательством и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним. Закон "О рекламе" направлен на развитие рынка товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации, прав потребителей, принятия справедливой и надежной рекламы, защиты прав потребителей, а также обеспечения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
1.2 Сравнительный анализ законодательства о рекламе в Китае и России
Во всем мире существует у каждого государства свой закон о рекламе и некоторые положения противоречат друг другу. Так, в Саудовской Аравии запрещена реклама с участием женщин, а в Ираке - реклама импортных товаров. Во многих странах запрещена реклама табачных изделий и спиртных напитков. А в Англии запрещено использовать в рекламе выражения - «гарантируем», «ручаемся» и т.п. [1]
В нашем случае, мы рассмотрим и сравним законодательство о рекламе на примере Китайской народной республики и законодательство о рекламе Российской Федерации.
Рекламная деятельность в Китае подлежит строгому государственному регулированию. В этих целях принят ряд нормативных актов, обеспечивающих эффективный контроль над этой отраслью со стороны китайских государственных органов.
Основным нормативных актом, регулирующий отношения в области рекламы, является Закон КНР «О рекламе»[2]. Данный закон был принят на 10-ом заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 27 октября 1994 г. В ряде случаев данный закон повторяет основные концепции Международного кодекса рекламной практики, но имеет ряд своих особенностей, которые мы рассмотрим в рамках научный статьи.
Так, в ст.2 описаны основные понятия рекламы, задействованы такие термины как: реклама, рекламодатель, рекламный агент и рекламораспространитель.
Далее определены основные принципы, которые определены в ст.3-5:
- Реклама должна быть достоверной, соблюдать всем требованиям закона и отвечать требованиям социалистического культурного и духовного развития.
- Реклама не должна обманывать или вводить потребителя в заблуждение, не должна содержать недостоверные сведения.
- При осуществлении деятельности в сфере рекламы рекламодатели, рекламные агенты, рекламораспространители обязаны соблюдать все требования законодательства и подзаконных актов и следовать принципам справедливости, честности и доверия.
Данный закон решает проблему мелкого шрифта, так согласно ст.9 указывая, что содержащаяся в рекламе информация должна быть разборчивой и понятной, а также данная статья закрепляет требования к рекламе стимулирующих мероприятий: при наличии в рекламе утреждения о предоставлении дополнительных подарков в целях реализации товаров или предоставления услуг необходимо указать тип и количество предоставляемых подарков.
Также согласно ст.13 реклама должна иметь отличительные признаки, которые позволяют отнести ее к рекламе.
Далее приведены общие требования к рекламе:
Содержание рекламы должно способствовать физическому и духовному здоровья общества, стимулировать повышение качества товаров и услуг, а также защищать законные права и интересы потребителей и защищать достоинство и интересы государства.
Реклама не должна:
-Использовать государственных флаг, герб или гимн Китайской народной республики;
- Использовать формулировки «государственных уровень», « самый высокий уровень», «самый лучший» и д.р;
- Использовать наименования государственных органов или выступать от имени сотрудников данных органов.
Стоит отметить, что при осуществлении рекламной деятельности в КНР предъявляются ряд организационно-административных требования, так согласно ст.25:
- При ведении деятельности в сфере рекламы необходимо наличие технических специалистов и оборудования, а также оформление согласно закону регистрации компании или деятельности в сфере рекламы;
- рекламодатель должен поручать разработку, производство и распространение рекламы рекламным агентам и рекламораспространителям, которые согласно закону имею соответствующий статус(ст.22)
Анализируя данный закон, мы делаем выводы, что он в точности дублирует наш и отличия практически отсутствуют.
Но, определяя круг субъектов рекламных отношений, закон закрепляет статус «рекламного агента», т.е. посредника при оказании рекламных услуг, к его деятельности предъявляются особые требования и закрепляет его ответственность, важно ответить, что российский федеральный закон о рекламе не регламентирует деятельность рекламных агентов, что весьма часто приводит к злоупотреблению со стороны последних, и именно поэтому китайский опыт был бы полезен отечественной индустрии.
Также взяв во внимание ст.3 Закона КНР «О рекламе» в которой урегулировано понятие «добросовестная» и «недостоверная», то в нашем законе точно не определено. Благодаря чему происходят грубые нарушения. Аргументируя свою позицию можно привести несколько примеров.
Правила установленные поисковыми системами для рекламодателей этому не исключения и должны соответствовать законодательству[3]. Например, согласно ст.14.1 ФЗ «О защите конкуренции» слова в превосходной или сравнительной форме, можно использовать только в случае, когда на сайте рекламного товара есть независимое заключение аналитического агентства и т.п., в котором указан рейтинг данного товара в том или иной группе [4].
Тем не менее модераторы часто пропускают недостоверную информацию в контекстной рекламе.
На рисунке(прил.1) мы отчетливо видим, что несмотря на правила «Яндекса», основанные на ФЗ «О защите конкуренции», один из интернет магазинов разместил недобросовестную рекламу.
В федеральном законе «О защите конкуренции», сказано, что не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом- конкурентом, в частности цены товара. При этом никакого подтверждения, что у данного рекламораспространителя цены ниже, чем у других на сайте не имеется ( дата 01.11.2018). Также у некоторых позиций цены намного выше. Из этого следует, что данная реклама является не только недобросовестной, но и недостоверной, что противоречит ФЗ «О рекламе» (ст.5, п.1) [5].
Возвращаясь к ст.5 закона «О рекламе» в которой сказано, что не допускается недобросовестная и недостоверная реклама. Возникает вопрос: а что же является недостоверной информацией?
Анализируя судебную практику и практику органа антимонопольной службы, можно сделать вывод, что до сих пор точного ответа на этот вопрос нет. Разбираясь с данной проблемой, мы можем ответить на этот вопрос следующим образом: это та реклама, которая содержит несоответствующие сведения.
Так, приводя примеры, остановимся на одном деле, в котором одна из компаний упомянула в рекламе формулировку «лучший товар города». Суд основывая свой вывод на позиции антимонопольного органа сказал, что в силу Закона о рекламе, недостоверной рекламой признается та, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара.
По мнению компании, она могла включить данный модуль в рекламу, так как у неё имелись соответствующие награды: « лучшие товары и услуги региона», а также « 100 лучших товаров города». Но и других компаний тоже имелись данные награды, производящие аналогичный товар.
Доказательств, что данный товар является лучшим в своем городе, нет. Поэтому такая реклама вводит потребителей в заблуждение, а также нарушает права потенциальных конкурентов.
Данная формулировка «лучший товар» играет доминирующие положение и предполагает лучшее положение на рынке, что он является самым востребованным и качественным, тем самым усугубляет положение других компаний данной ниши.
Такое утверждение является некорректным сравнением аналогичного товара других изготовителей, то есть недостоверной рекламой.
Таким образом, предлагаю внести в законодательство о рекламе следующие:
- Зафиксировать понятие рекламораспространителя и определить его права и обязанности.
- Сделать примечание либо определить в самом законе, что законодатель подразумевает под «добросовестная» и «недостоверная» рекламой.
Существующие пробелы в законодательстве побуждают производителей уделять большое внимание темной стороне экономики и подобные ситуации усугубляет то, что нередко рекламодатель, обнаружив недобросовестную рекламу конкурента, не пытается урегулировать отношения законным способом, а просто следует его примеру. Такое поведение напрямую влияет на объемы и темпы контекстной рекламы: производители и продавцы, конкурируя друг с другом, борются в аукционе поисковых систем за места размещения рекламы. И цены за клик при этом достигают неоправданно высоких значений.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Реклама и PR-деятельность в сфере туризма: проблемы правового регулирования
Сегодня туризм является не только активно развивающейся индустрией, но и хорошим источником дохода во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Туристский бизнес - это совокупность предоставляемых туристских услуг, таких как: проживание, транспорт, питание и развлечение.