Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правовое регулирование рекламной деятельности
1.2 Сравнительный анализ законодательства о рекламе в Китае и России
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Реклама и PR-деятельность в сфере туризма: проблемы правового регулирования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для формирования в сфере рекламы нормального предпринимательского климата требуется сначала построить подходящее правовое поле, которое ограничивает и исключает неэтичные или антисоциальные действия некоторых предпринимателей. Необходимо также и формирование общественного мнения, которое будет направлено на поддержку нравственности в бизнесе.
Главным нормативным актом сферы рекламы Российской Федерации стал ФЗ «О рекламе», который был принят в 2006 году [2]. Вопросы рекламы также затрагиваются в иных федеральных законах и правовых актах: «О защите конкуренции», «О защите прав потребителей», «О средствах массовой информации», «О сертификации продукции и услуг», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», и в президентских указах и постановлениях Правительства, а также иных нормативно-правовых актах [3].
Целью данной работы является исследование правового регулирования рекламной деятельности, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты регулирования рекламной деятельности;
- выявить проблемы и практику регулирования рекламной деятельности;
Объект исследования – рекламная деятельность.
Предмет исследования – правовое регулирование рекламной деятельности.
Методы исследования – анализа, синтеза, сопоставления, сравнения.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Правовое регулирование рекламной деятельности
Основным законом регулирующим рекламную деятельность является Федеральный закон №38- ФЗ "О рекламе", который вступил в силу 1 июля 2006 года в его основной части; некоторые положения этого закона начали действовать с 1 января 2007 года.
Цель этого федерального закона определяется его первой статьей. В соответствии с настоящей статьей закон направлен на содействие развитию рынка товаров, работ и услуг на основе принципа добросовестной конкуренции, обеспечивающего единство экономического пространства в Российской Федерации. Кроме того, закон обязывает обеспечивать реализацию прав потребителей на справедливую и надежную рекламу, предотвращать нарушение законодательства Российской Федерации «О рекламе», а также предупреждать факты недобросовестной рекламы.
Федеральный закон №38 применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Федеральный закон № 38-ФЗ не применяется:
- o политической рекламе, включая предвыборную и избирательную кампании;
- o информации, раскрытии, распространении или связи, обязательные для потребителей в соответствии с федеральными законами;
- o справочные и информационно-аналитические материалы (обзор внутреннего и внешнего рынков, результаты исследований и испытаний), не являющиеся основной целью продвижения продукции на рынке, а не социальной рекламы;
- o сообщения органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, не включенные в сообщения муниципальных органов местного самоуправления, если эти сообщения не содержат данных рекламного характера, а не сведений о социальной рекламе.;
- o логотипы, не содержащие рекламной информации;
- o объявления физических или юридических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью;
- o информация о продукте, его производителе, импортере или экспортере, размещенном на продукте или его упаковке;
- o любые декоративные элементы, размещенные на изделии или его упаковке и не относящиеся к другому изделию;
- o ссылки на продукты, их персонализированные средства, производители или продавцы продуктов, которые органично интегрированы в научные, литературные или художественные произведения, а не в рекламные сообщения.
Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе. К числу основных общих требований относятся следующие:
- Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств;
- Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателя, за исключением государственного языка Российской Федерации и родного языка народов Российской Федерации;
- Реклама товаров, реклама рекламодателя, если он осуществляет деятельность, требующую лицензии, но не полученную, а также запрещение производства и продажи товаров, реклама которых не допускается;
- Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться знаком " подлежит обязательной сертификации»;
- Использование объектов исключительного права в рекламе допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- Реклама не должна поощрять гражданское насилие, агрессию, панику и поощрять опасные действия, которые могут нанести вред здоровью людей или угрожать их безопасности;
- Реклама не должна поощрять поведение, нарушающее законы об окружающей среде.
В 14-15 статьях настоящего Закона рассматриваются особенности правового регулирования рекламы в радио-и телепрограммах. Эти рекламные инструменты считаются наиболее эффективными, поскольку они огромны и в основном влияют на чувства и ум. Сенсорное восприятие-самое мощное и запоминающееся
В радио-и телепрограммах не допускается прерывание передачи рекламой, а также использование «бегущей строки», а следующих программах:
1) религиозные телевизионные программы;
2) телевизионная программа длится менее пятнадцати минут.
Передача, продолжительность передачи 15 до 60 минут, не позволяет перерыву больше, чем 2 раза.
В радиопрограммах и телевизионных программах, которые не зарегистрированы как информация и материалы, специализирующиеся на рекламе, реклама не должна превышать 25% от общего количества передач в течение одного дня.
В течение одного часа эфирного времени распределение рекламы одного и того же продукта или рекламы рекламодателя не должно превышать двух раз, а общая продолжительность не должна превышать двух минут.
При использовании метода "бегущая строка", охватывающего рекламу, размер объявления не должен превышать семи процентов от площади кадра.
Статья 16 Закона "О рекламе" посвящена особенностям периодической рекламы. Журналы очень популярны из-за их скорости, доступности, качества покрытия и способности многократно возвращаться к печати. Реклама в нем-самая дешевая.
Особое место в законе "О рекламе" отводится наружной рекламе. Статья 19 предусматривает, что реклама вне дома не должна иметь сходства с дорожными знаками и дорожными знаками, не должна нарушать их видимость и не должна снижать безопасность дорожного движения. Наружная реклама, в случае разрешения соответствующих органов местного самоуправления, с шоссе, железными дорогами, органами внутренних дел, Государственной автомобильной инспекции и другими органами управления для достижения соглашения.
В связи с передачей полномочий местным органам власти в области наружной рекламы приняты соответствующие нормативные акты и инструкции, определяющие порядок размещения наружной рекламы.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О рекламе" законодатель признает приоритет этого закона по сравнению с другими нормативными актами, регулирующими рекламную деятельность. Закон предусматривает, что отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут также регулироваться нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Одним из таких нормативных актов является Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331"Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе". Постановление одной из функций Федеральной антимонопольной службы (ФАС) предусматривает контроль за соблюдением законодательства в области рекламы и санкционирует принятие соответствующих нормативных правовых актов, в том числе приказов, определяющих, в пределах компетенции, предусмотренной законодательством о рекламе. В определении Федеральной антимонопольной службы четко указывается, что полномочия службы распространяются на сферу рекламной деятельности.
Указом Правительства Российской Федерации предусматривается, что ФАС России также имеет право представлять правительству Российской Федерации проекты федеральных законов, положения президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и иные документы, необходимые для принятия решения правительством Российской Федерации, в отношении которых ФАС России издает обязательные положения о коммерческих и некоммерческих организациях, органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, в случаях, предусмотренных рекламным законодательством.
Помимо приведения в исполнение практически любой сферы деятельности, в том числе нормативных правовых актов по рекламе, существуют общепризнанные нормы, которые не являются законодательными, а принимаются в качестве основы для правильного поведения в этой сфере. Это международный рекламный кодекс международной торговой палаты. Однако документ, в данном случае не является обязательным, а носит лишь рекомендательный характер и может быть использован судом в качестве справочного документа в соответствии с законом.
Международный кодекс поведения в рекламе международной торговой палаты устанавливает стандарты этического поведения, которые с этической точки зрения должны соблюдаться всеми сторонами, связанными с рекламодателями, рекламными агентствами, рекламными кампаниями в средствах массовой информации. Положения международного Кодекса практики рекламы МТП не претендуют на обязательность, поскольку они не дают конкретного толкования рекламной деятельности, а скорее определяют общие принципы поведения в этой области. Следует иметь в виду, что Международный кодекс практики рекламы международной торговой палаты подразумевает не только соблюдение его буквы, но и его духа.
Международный рекламный кодекс МТП содержит отдельные правила рекламы для детей, связанные с продажей и бесплатным предложением продукции. В этом случае международный кодекс поведения МТП в отношении рекламы применяется к продуктам для детей в возрасте до 14 лет или к рекламе в средствах массовой информации, специально предназначенной для детей в возрасте до 14 лет. В некоторых штатах может быть установлен другой возраст в зависимости от местных условий.
Учитывая особую уязвимость детей, в случае, когда реклама, скорее всего, будет принята в качестве редакционного или программного материала, она должна быть четко обозначена термином "реклама" или другим не менее эффективным способом.
Возражения против насильственной рекламы не должно рассматриваться как оправдание актов насилия, которые могут противоречить закону и/или общепринятым нормам поведения общества в конкретных странах.
Реклама не должна нарушать общественную ценность, подразумевая, что, просто владея или используя продукт, ребенок может иметь физическое, социальное или психологическое преимущество перед сверстниками, или что отсутствие такого продукта может привести к обратному. Реклама не должна ставить под сомнение авторитет, ответственность, суждения или вкусы родителей.
В рекламе безопасности не должно содержаться никаких заявлений или изображений, которые могли бы побудить ребенка быть в опасном состоянии или в контакте с незнакомыми людьми или в незнакомых или небезопасных местах.
Реклама не должна содержать каких-либо прямых предложений, которые побуждают детей уговаривать взрослых покупать рекламные продукты.
При этом особое внимание следует уделять тому, чтобы реклама не вводила детей в заблуждение относительно фактического размера, стоимости, производительности, срока службы и характеристик рекламируемого продукта. Если для использования продукта (например, батареи) или для получения эффекта, показанного или описанного (например, краски), требуются дополнительные элементы, это должно быть четко указано. Продукты, принадлежащие к этой серии, должны сопровождаться инструкциями о том, как приобрести всю серию. Реклама не должна снижать уровень компетентности, необходимый для использования продукта. Используя демонстрацию или описание результатов, полученных с помощью продукта, реклама должна показывать продукты, которые она может достичь в средней возрастной группе детей.