Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До недавнего времени считали, что корни проблем нужно искать в несовершенстве развития институтов, а для решения непосредственно проблемы необходимо создание нового института или соответствующего органа власти. Но практика продемонстрировала, что достаточно часто подобные институты или органы становятся лишь очередным способом незаконного обогащения чиновников. Для того, чтоб институт действовал соответствующим образом, необходимо, чтобы его требования не были не иллюзорными и руководители не представляли интересы одной определенной политической силы. Справедливо отмечалось известным экономистом Я. Корнаи, что если институт некомпетентен и непрофессионален, а также необъективен и полностью коррумпирован, то толку от него не будет, поскольку необходимо обеспечить объективность и нравственную честность [11].

Ощутимые результаты дает прямой запрет на рекламу некоторых товаров и услуг, который предотвращал бы использование в рекламных целях некоторых конкретных ассоциаций и идей. Во многих развитых странах действуют ограничения на рекламу табачных и алкогольных изделий. Европейские страны приняли табу на рекламу табака по ТВ, а также ими планируется ввести полное запрещение любых форм рекламы табачных изделий, действующие в Италии. Великобритания запретила не только прямую рекламу данной продукции, но и спонсирование производителями табачных изделий проведения различных спортивных мероприятий. Касаемо алкоголя регулирование рекламы в этой сфере определено во многом национальной культурой потребления напитков алкогольного характера, и запреты могут представлять собой разные меры от некоторых ограничений, как в странах южной части Европы, до полного запрета, как в мусульманских государствах. Практику Великобритании стоило бы X перенять и нашему государству, так как, не смотря на то, что реклама табака в нашей стране запрещена, статистика курящих показывает, что в Великобритании процент курильщиков в 2015 году упал до рекордных показателей с 21% до 18.3% [12], тогда как в России процент курящих составляет свыше 40%[13].

В Южной Корее действуют ограничения на рекламу пиццы и фастфуда, а также полный запрет на рекламу мороженого, гамбургеров и пиццы в детских передачах, в результате чего в Южной Корее проживает меньше всего людей с проблемами лишнего веса. Наша же страна, все таки далека от данных показателей.

С большими правоприменительными трудностями сотрудники данной сферы сталкиваются в связи с отсутствием консолидированного регулирования приема сравнительной рекламы. Не влияет на это даже Закон о рекламе, поскольку он также не содержит соответствующих положений.


Опыт других государств демонстрирует, что отожествлениям в рекламе посвящаются отдельные нормативно-правовые акты. В частности, статья 5 Международного кодекса рекламной практики содержит положение, в котором трактуется то, что рекламное послание может содержать только те сравнения, которые не вводят в заблуждение [14]. Сопоставление должно быть в рамках соблюдения принципов честной конкуренции. Все сравнения достоинств товаров обязательно основываются на фактических доказательствах.

В некоторых нормах отраслевого Закона содержатся действующие положения, которые запрещают рекламу, содержащую некорректные сравнения рекламируемых товаров, находящихся в обороте и произведенных другими изготовителями или реализуемых другими компаниями (пункт 1 часть 2 статьи 5). А также запрещена реклама, содержащая в себе недостоверные сведения о преимуществе рекламируемых товаров в сравнении с теми, которые уже находятся в обороте или продаже. (пункт 1 часть 3 статьи 5).

Придать рекламной сфере большую прозрачность было бы возможно, уточнив статистическую отчетность рекламодателей и рекламораспространителей, а также рекламных агентств так, чтобы они отражали расходы на все применяемые виды рекламы хозяйствующими субъектами. Имеющаяся статформа №1-реклама «Сведения об оказании услуг в области рекламы» не имеет полного отображения о рекламных расходах разных экономических субъектов, и можно сказать, что государство не имеет доступа к полной информации для определения наиболее оптимальных решений. Отсутствие контроля рекламных расходов компаний ведет к тому, что происходит «медиаинфляция» (рост рекламных бюджетов в условиях повышения расценок на размещение рекламы) и «рекламный налог» (увеличение стоимости товаров и услуг при включении в них растущих постоянно рекламных затрат).

Кроме поощрения добросовестных рекламодателей и рекламораспространителей нужно установить жесткие наказания за совершение правонарушений в сфере рекламы, расширив этот перечень. Небольшие штрафы, которые предусмотрены сегодня, а также невысокий процент вероятности уголовного наказания абсолютно неэффективны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:

1. В узком смысле законодательство о рекламе состоит из нормативных актов, регулирующих фак­тические рекламные отношения, возникающие при производстве, размещении и распространении ре­кламы, а также других областей, которые регулируются рекламным законодательством и нормативны­ми правовыми актами, принятыми в соответствии с ним. Закон "О рекламе" направлен на развитие рынка товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспе­чения единства экономического пространства в Российской Федерации, прав потребителей, принятия справедливой и надежной рекламы, защиты прав потребителей, а также обеспечения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.


2. Предлагаю внести в законодательство о рекламе сле­дующие:

  1. Зафиксировать понятие рекламораспространителя и определить его права и обязанности.
  2. Сделать примечание либо определить в самом законе, что законода­тель подразумевает под «добросовестная» и «недостоверная» рекламой.

Существующие пробелы в законодательстве побуждают производи­телей уделять большое внимание темной стороне экономики и подобные ситуации усугубляет то, что нередко рекламодатель, обнаружив недобро­совестную рекламу конкурента, не пытается урегулировать отношения за­конным способом, а просто следует его примеру. Такое поведение напря­мую влияет на объемы и темпы контекстной рекламы: производители и продавцы, конкурируя друг с другом, борются в аукционе поисковых си­стем за места размещения рекламы. И цены за клик при этом достигают неоправданно высоких значений.

3. Необходимо отметить, что туристический бизнес, который направлен как на улучшение экономического состояния любой страны, так и на повышение социального и культурного уровня жизни людей, сегодня набирает большие обороты. Освоение новых рынков сбыта возможно именно с помощью рекламы.

4. В некоторых нормах отраслевого Закона содержатся действующие положения, которые запрещают рекламу, содержащую некорректные сравнения рекламируемых товаров, находящихся в обороте и произведенных другими изготовителями или реализуемых другими компаниями (пункт 1 часть 2 статьи 5). А также запрещена реклама, содержащая в себе недостоверные сведения о преимуществе рекламируемых товаров в сравнении с теми, которые уже находятся в обороте или продаже. (пункт 1 часть 3 статьи 5).

Придать рекламной сфере большую прозрачность было бы возможно, уточнив статистическую отчетность рекламодателей и рекламораспространителей, а также рекламных агентств так, чтобы они отражали расходы на все применяемые виды рекламы хозяйствующими субъектами. Имеющаяся статформа №1-реклама «Сведения об оказании услуг в области рекламы» не имеет полного отображения о рекламных расходах разных экономических субъектов, и можно сказать, что государство не имеет доступа к полной информации для определения наиболее оптимальных решений. Отсутствие контроля рекламных расходов компаний ведет к тому, что происходит «медиаинфляция» (рост рекламных бюджетов в условиях повышения расценок на размещение рекламы) и «рекламный налог» (увеличение стоимости товаров и услуг при включении в них растущих постоянно рекламных затрат).


Кроме поощрения добросовестных рекламодателей и рекламораспространителей нужно установить жесткие наказания за совершение правонарушений в сфере рекламы, расширив этот перечень. Небольшие штрафы, которые предусмотрены сегодня, а также невысокий процент вероятности уголовного наказания абсолютно неэффективны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018).
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. №238-239. 08.12.1994
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Российская газета. № 256, 31.12.2001
  5. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Бюллетень нормативных актов. - № 2-3. - 1992.
  6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей».
  7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 29.07.2018) "О защите прав потребителей" // Рос­сийская газета. № 8. 16.01.1996.
  8. Закон РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» // Российская газета. - № 32. - 1992.
  9. Законы страны [Электронный ресурс] : монография - Режим доступа: http://finlit.online/ekonomicheskaya-teoriya/195-zakonyi-stranyi-17334.html. свободный. - Загл. с экрана.
  10. О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/. свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 23.10.2018).
  11. О рекламе [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.03.2006 г №38-ФЗ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/. свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 23.10.2018).
  12. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (ред. от 20.12.2014) "Об утвержде­нии Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения за­конодательства Российской Федерации о рекламе" // Российская газета. №185. 23.08.2006.
  13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 30.11.2018) "Об утвержде­нии Положения о Федеральной антимонопольной службе" // Российская газета. № 162. 31.07.2004.
  14. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О рекламе" (Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е.). - М., 2012.
  15. Правила размещения рекламы на Яндексе [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://yandex.ru/legal/adv_rules/. свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 22.10.2018).
  16. Приказ МАП РФ от 13.11.1995 N 147 (ред. от 02.07.2002) "Об утверждении Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.1995 N 985).
  17. Батра Р., Майерс Дж., АакерД. Рекламный менеджмент. - М.; СПб.; К.: Издательский дом "Вильяме" , 2018.
  18. Бюро национальной статистики данные от 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ons.gov.uk/
  19. Васильев В.М. Этические критерии рекламы - постоянный повод для дискуссий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 5. - С. 48.
  20. Данные ВОЗ России на 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.who.int/ru/
  21. Закон КНР «О рекламе» [Электронный ресурс] : офиц. текст закона (на англий­ском) - Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Law/2007- 12/12/content_1383782.htm. свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 22.10.2018).
  22. Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики, 2003. - № 9.
  23. Международный кодекс рекламной практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advertology.ru/
  24. Международный кодекс рекламной практики от 2.12.1986.
  25. Российский рекламный кодекс от 13.05.2008.
  26. Тикин В. Критерий недобросовестной конкуренции // Экономист. - 2010. - №1.
  27. Фальцман В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 52
  28. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  29. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. №51.15.03.2006.
  30. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. - № 231. - 1996.
  31. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Российская газета. № 162. 27.07.2006.
  32. Федеральный закон РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рекламе» // Российская газета. - № 51. - 2006.
  33. Эркенова Ф. Законодательство о рекламе: обретения и просчеты // Реклама. Advertising. - 2018. - № 2. - С. 29-30.