Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (ООО «Гейзер»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы политики мотивации персонала

Значение системы мотивации персонала в организации

Современные подходы к управлению мотивацией персонала в России и за рубежом

Глава 2. Анализ системы управления персоналом и политики его мотивации в ООО «Гейзер»

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Гейзер»

2.2. Анализ кадрового состава и системы управления персоналом ООО «Гейзер»

2.3. Политика мотивации персонала в ООО «Гейзер»

Глава 3. Основные направления совершенствования политики мотивации персонала в ООО «Гейзер»

3.1. Социально-психологического климата в коллективе как важная составляющая мотивации персонала

3.2. Оценка состояния работы по мотивации персонала и расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Социально-психологическая адаптация персонала ООО «Гейзер» - это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

- адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

В связи с этим, нами было рассмотрены такое понятие, как продавец.

Продавец ООО «Гейзер» - это лицо, непосредственно контактирующее с покупателями и осуществляющее продажу товара. Взаимодействуя с клиентом, продавец-консультант оказывает сервис по трем основным направлениям:

1. Информационный сервис (умение точно диагностировать потребность клиента, умение осуществлять адресную презентацию товара или услуги, учитывая запрос клиента, умение предоставить полную и достоверную информацию обо всем, что может быть важным при использовании данного товара или услуги, умение предложить альтернативные варианты в соответствии с запросом клиента).

2. Эмоциональный сервис (умение делать трудный процесс выбора эмоционально позитивным, подбадривать и поощрять клиента в выборе, делать уместные комплименты, умение психологически безопасно разрешать спорные, в том числе, конфликтные ситуации с клиентами).

3. Физический сервис (умение организовывать физический контакт с клиентом таким образом, чтобы последний ощущал помощь и поддержку, а не вторжение в собственное интимное пространство, умение демонстрировать уважение к клиенту через тактильный контакт с предметом его выбора, умение заботиться о физическом комфорте клиента во время покупки).

Зачастую, такие предложения, как вакансия «продавец консультант» не требуют опыта работы, специальных знаний или образования, плавающий график в некоторых магазинах позволяет начать свою карьеру совмещая ее с процессом обучения в высшем учебном заведении или колледже, поэтому наиболее подходит эта должность молодым людям и девушкам, которые начинают свою карьеру.

Молодость это период жизни от окончания юности (20-23 до примерно 30 лет), когда человек «начинает прочно утверждаться во взрослой жизни», период создания семьи, выбора профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Адаптация молодых работников ООО «Гейзер» требует особого внимания и представляет собой социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в трудовой коллектив. Основными моментами адаптации молодых специалистов ООО «Гейзер» являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях коллектива.


Очень важным аспектом успешной социально-психологической адаптации молодого специалиста ООО «Гейзер» является сформированность команды единомышленников.

Команда ООО «Гейзер» - это небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе; члены команды ООО «Гейзер» имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.

Адаптация молодого специалиста в составе единой команды ООО «Гейзер» позволяет:

- сократить время адаптации новых сотрудников ООО «Гейзер»;

- добиться простоты в управлении;

- создать атмосферу соревнования между работниками ООО «Гейзер», сплоченности и товарищества;

- обеспечить действенную коммуникацию в общении среди участников команды ООО «Гейзер»;

- достичь существенной экономии производственных ресурсов, выделенных для адаптации новичков ООО «Гейзер»;

- ограничить состав должностных лиц, выделенных для руководства и обеспечения адаптации в ООО «Гейзер»;

- обеспечить компактность параметров и простоту в создания единых адаптационных процедур в ООО «Гейзер».

Основной целью работы является изучение эффективности влияния психологического тренинга командообразования на социально-психологическую адаптацию вновь принятых сотрудников торговой организации ООО «Гейзер».

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

1. Изучить научную литературу по проблемам адаптации, социально-психологической адаптации и командообразованию.

2. Обозначить критерии социально-психологической адаптации для молодых специалистов ООО «Гейзер».

3. Подобрать методики исследования социально-психологической адаптации.

4. Сформировать группу испытуемых в ООО «Гейзер».

5. Провести эмпирическое исследование.

6. Провести анализ результатов.

7. Разработать тренинговую программу, направленную на формирование команды, и проверить ее эффективность.

Таблица 7

Критерии социально-психологической адаптации сотрудников ООО «Гейзер» и диагностический инструментарий для их изучения

Критерии

Показатели социально-психологической адаптации

Диагностический инструментарий

Восприятие окружающей дей­ствительности и собственного орга­низма

Уровень общей самооценки каждого со­трудника Принятие себя Эмоциональный комфорт Принятие других

Опросник Г. Айзенка «Диагностика само­оценки психических состояний»; опросник Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности»; К. Роджерс,

Р. Даймонд «Опросник социально-психологи­ческой адаптации»

Отношение к кол­лективу (психоло­гическая атмосфе­ра в коллективе)

Напряженные или дружеские взаимоотношения между старыми и моло­дыми членами коллектива Стремление к доминированию

А.Ф. Федпер «Методика оценки психологиче­ской атмосферы в коллективе»

К. Роджерс, Р. Даймонд «Опросник социаль­но-психологической адаптации»

Адекватное роле­вое поведение

Естественные роли в коллективе для каж­дого сотрудника;

Нежелательные роли

Р.М. Белбин «Методика командных ролей»


Успешность социально-психологической адаптациип продавцов-консультантов ООО «Гейзер» будет обусловлена уровнем сформированности команды в розничной торговой организации.

Экспериментальная работа в ООО «Гейзер» состояла из трех взаимосвязанных этапов:

  • констатирующего;
  • формирующего;
  • контрольного.

На первом этапе (январь - март 2018 г.) выявлялся уровень психологической атмосферы и распределение ролей в коллективе ООО «Гейзер», уровень социально-психологической адаптации, уровень самооценки сотрудников, само принятия, принятия других, эмоциональной комфортности, тревожности, стремления к доминированию.

Таблица 8

Обобщенные данные результатов констатирующего этапа исследования в контрольной и экспериментальных группах в ООО «Гейзер»

Критерии

Показатели соци­ально-психологиче­ской адаптации

Сред­няя оценка в кон­трольной группе

Уровень

Средняя оценка в эксперимен- тальной группе

Уровень

Восприятие окружающей действитель­ности и соб­ственного организма

Самопринятие

51,6

средний

48

средний

Принятие других

25,6

средний

26,05

средний

Эмоциональный

комфорт

27,1

средний

25,1

средний

Тревожность

8

средний

8

средний

Фрустрация

8

средний

9

средний

Агрессивность

6

низкий

8

средний

Ригидность

8

средний

8

средний

Общая самооценка

10

средний

12

средний

Отношение к коллективу (психоло­гическая атмосфера в коллективе)

Напряженные или дружеские взаимоотношения между старыми и молодыми членами коллектива

33,1

средний

34,9

средний

Стремление к доми­нированию

11,5

средний

8,7

средний

Адекватное ролевое по­ведение

Распределение ко­мандных ролей

10,55

Наиболее желаемая роль (Ди­пломат)

14,35

Наиболее жела­емая роль (Ис­полнитель)

6,55

Наименее желаемая роль (До­водчик)

3,9

Наименее же­лаемая роль (Творец)


В ходе формирующего этапа (март-апрель 2018 г.) для участвующих в эксперименте сотрудников ООО «Гейзер» была проведена программа «Вместе мы сильнее!», включающая тренинговые занятия для понижения степени тревожности сотрудников и повышения уровня социально-психологической адаптации; улучшения психологической атмосферы коллектива ООО «Гейзер».

Целью завершающего этапа (апрель - май 2018 г.) было определение эффективности проведенной экспериментальной работы на формирующем этапе исследования.

Цель исследования на констатирующем этапе работы - изучить особенности социально-психологической адаптации сотрудников торговой организации.

Для достижения цели исследования нами был сформулирован ряд следующих задач:

1. Выявить психологические особенности консультантов ООО «Гейзер», включенных в эксперимент, и составить психологический портрет экспериментальной и контрольной групп респондентов.

2. Выявить в коллективе молодых специалистов-консультантов ООО «Гейзер» уровень психологической атмосферы.

3. Определить расстановку ролей в коллективе ООО «Гейзер».

4. Выявить степень эмоционального комфорта испытуемых в ООО «Гейзер».

Исследование уровня социально-психологической адаптации проводилось нами в соответствии с ранее определёнными критериями и показателями. Мы представили их в виде таблицы 6.

Проведенное эмпирическое исследование позволило нам получить исчерпывающие данные по всем, выделенным нами критериям социально-психологической адаптации в коллективе сотрудников ООО «Гейзер»: отношение к себе и к окружающим; отношение к коллективу, психологическая атмосфера в коллективе; распределение командных ролей между участниками коллектива.

Проанализировав обобщенные данные по всем методикам на констатирующем этапе работы и выделив среднюю оценку по каждой группе мы получили результаты представленные в таблице 8, в соответствии с которой мы можем сделать вывод, что показатели социально-психологической адаптации сотрудников ООО «Гейзер» находятся на среднем уровне.

Продавцы-консультанты ООО «Гейзер» со средним уровнем социально-психологической адаптации не всегда могут найти точки соприкосновения с членами коллектива, руководством, существует страх быть непонятыми, страх неудачи, периодически они ощущают чувство тревоги и испытывают эмоциональное напряжение на работе. Что касается атмосферы в коллективе ООО «Гейзер», то новые сотрудники не чувствуют себя частью команды, они ощущают некоторую холодность, безразличие, у них нет удовлетворенности работой и условиями труда. Распределение ролей в обеих группах неоднозначно, в экспериментальной группе оно таково, что наиболее предпочтительная роль - исполнитель, тогда как роль лидера осталась не определена.


Таким образом, нельзя говорить о сформированности в данных группах ООО «Гейзер» единой команды, в которой каждый участник занимает оптимальную позицию и мы можем сделать вывод о необходимости разработки и реализации программы тренинга для повышения социально-психологической адаптации сотрудников.

3.2. Оценка состояния работы по мотивации персонала и расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий

В течение всего адаптационного периода руководитель ООО «Гейзер» должен неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.

Подведение итогов адаптации служба персонала ООО «Гейзер» рассматривает «Отзыв», проводит беседу с наставником и новым сотрудником, чтобы принять одно из решений:

  • о возможности проведения экзамена и о снятии испытательного срока;
  • о дальнейшей профессиональной подготовке;
  • о несоответствии работника ввиду неудовлетворительного завершения периода адаптации.

При вынесении решения о проведении экзамена служба персонала ООО «Гейзер» формирует экзаменационную комиссию, в которую обычно входят:

  • наставник;
  • начальник отдела, в котором стажируется новый сотрудник;
  • руководитель или специалист службы персонала;
  • руководитель предприятия.

Помимо списка комиссии служба персонала ООО «Гейзер» совместно с начальником отдела или наставником готовит предполагаемый перечень вопросов.

За три дня до намеченной даты проведения экзамена нового сотрудника ООО «Гейзер» знакомят с профессиональными требованиями к его знаниям. Например, для персонала, задействованного в реализации товаров, экзаменационные вопросы традиционно содержат такие темы, как знание ассортимента продукции, документооборота, умение работать с клиентом (в этом случае может быть разыграна соответствующая сцена).

По завершении экзамена решение комиссии ООО «Гейзер» вносится в бланк «Заключение по результатам оценки профессиональных знаний».

В случае неудовлетворительного результата экзамена или при отрицательном «Отзыве» наставника новому сотруднику ООО «Гейзер» предлагают увольнение по собственному желанию или как не выдержавшему испытательный срок. При успешном же результате новый сотрудник ООО «Гейзер» утверждается в должности и его испытательный срок считается пройденным.