ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 565
Скачиваний: 3
20. Программно-целевая и матричная организационные структуры.
Преимущества отношений между подразделениями, присущие линейно-функциональной и дивизиональной структурам, используются матричной структурой. В ней применяется матричная департаментизация. Она усиливает адаптируемость организации к динамичным процессам во внешней среде, способствует быстрому проведению изменений на основе эффективного применения труда высококвалифицированных специалистов и ориентации на конечный результат. Родоначальником использования матричных взаимоотношений является IBM.
Матричная схема отношений имеет два уровня развития:
первый уровень предполагает активное формирование различных полуавтономных групп для решения отдельных проблем;
второй уровень – это создание матричной структуры организации в целом.
На первом уровне развития образуются как временные, так и постоянные целевые комплексные группы, а основная структура остается традиционной. Такие структуры называют проектными
На практике создание целевых и другого рода групп, имеющих временную природу, в силу высокой степени динамичности обстоятельств редко сопровождается выделением их в постоянные формальные структуры. Специалисты, привлекаемые на период работы группы, находятся в ситуации двойного подчинения, т.е. подчиняются своему непосредственному функциональному начальнику и руководителю полуавтономной рабочей группы. Важным условием эффективного использования таких групп является наличие у руководителей специальных знаний и умений в области управления людьми.
При организации групповой работы необходимо четко определить сферу деятельности, на которую будут распространяться права и ответственность группы, так как группе обычно предоставляется право планировать и реализовывать свои действия, что существенно уменьшает возможность вмешательства в ее работу функциональных и линейных руководителей. Такой подход позволяет обогатить совместный труд и мотивирует работников. Следует учитывать, что групповая работа наиболее эффективна, если группа формируется под задачи, «пересекающие» линии функционального и линейного руководства.
Основной недостаток использования групп как элемента матричного построения организации – отсутствие у работников постоянного места из-за интенсивного перемещения из группы в группу. Вся организация становится как бы временной, что может привести к потере контроля за общим состоянием дел.
Когда организация слишком часто прибегает к групповой работе и связанные с ней недостатки начинают перевешивать преимущества, следующим шагом становится чисто матричная структура организации.
В матричной структуре предусмотрены функциональные и административные руководители (по результату). Главный руководитель (в данном случае директор) поддерживает баланс в системе двойного подчинения. Матричные структуры позволяют быстро адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям деятельности организации, нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов.
Основным недостатком этого типа структур является их сложность, способная породить различные конфликтные ситуации, из-за нечеткого определения реальных полномочий ее менеджеров.
21. Дивизиональные организационные структуры.
Сущность дивизионного управления состоит в том, что ключевыми фигурами в управлении организаций становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие производительными подразделениями. С ростом размеров, развитием диверсификации, расширением рынков сбыта продукции в организации происходит выделение управленческих звеньев, которые специализируются по видам товаров (продуктовая структура), группам потребителей (структура, ориентированная на потребителя), географическим районам (территориальному признаку) (рис. 4).
Рис. 4 Виды дивизиональных организационных структур
При дивизионном управлении используется комбинация следующих типов департаментизации: линейного, функционального и по результату. Основу дивизиональной структуры составляет превращение двух и более подразделений в центры прибыли по продукту, потребителю или рынку Внутри каждого отделения формируется собственный функциональный аппарат управления, который взаимодействует с центральным штабом и функциональным аппаратом в центре (рис. 5). Все это приводит к росту иерархичности, усложнению отношений и связей по управлению производственно-хозяйственной деятельностью.
Рис. 5. Схема дивизиональной структуры управления
Преимущества:
-
повышает эффективность управления различными видами деятельности;
-
способствует росту организации;
-
повышает самостоятельность и степень ответственности менеджеров за свою деятельность;
-
создает хорошие предпосылки для расширения знаний и служебного роста.
Недостатки:
-
возникает вероятность дублирования деятельности;
-
увеличение аппарата управления (и расходов на него) за счет дублирования отдельных функций верхнего аппарата управления аппаратами управления бизнес-единиц;
недостаточная информированность и общение между специалистами различных подразделений и центральными службами
22. Сетевые организации.
Сетевая структура предполагает, что организация передает выполнение отдельных видов деятельности (производство, сбыт, бух. учет) отдельным фирмам, работающим по контракту. Во главе социальных организаций стоит небольшая главная фирма (брокер, посредник).
Три вида сетей:
1. Внутренняя – предполагает формирование рыночных отношений между подразделениями, то есть подразделения производят товары или оказывают услуги по ценам, установившимся на открытом рынке. Внутренние сети формируются чаще всего в добывающих отраслях, которые требуют значительных капитальных вложений.
2. Стабильная – включает поставщиков сырья и материалов, производителя, дестрибьютера, которые действуют на основе долгосрочного контракта. Преимущественно в добывающих отраслях.
3. Динамичная – реализуется для конкретного проекта или производства продукта, а затем размыкается. Такие сети используют с невысоким уровнем технологий и коротким производственным циклом или, напротив, в динамически развивающихся отраслях.
Сети чаще всего включают небольшие или средние компании.
Сетевая организация построена на принципах координации и конкуренции. Она позволяет выбирать наилучшие фирмы для включения в сеть, обеспечивает координацию деятельности и конкуренцию между участниками за продолжение работы в сети.
Сетевая компания отличается небольшим количеством уровней управления, а также существенным изменением роли менеджера с организационно-распорядительной на роль связанную с лидерством, формирование команд, обучение и помощь, консультации работников в решении поставленных задач.
Преимущества (возможности):
1. Позволяет сконцентрировать ресурсы организации на приоритетных сферах специализации;
2. Позволяет привлекать к работе наилучшие в своем роде компании;
3. Снижаются затраты на содержание управленческого персонала;
4. Повышается гибкость и адаптивность организации к изменениям внешней среды.
Недостатки:
1. Усложняется работа участников сети по причине неопределенности будущего участия в сети и разнородности участников;
2. Усложняется контроль за работой участников сети со стороны головной фирмы;
3. Высокая зависимость организации от кадрового состава;
4. Снижается лояльность рядовых работников к менеджменту по причине неопределенности будущего. Растет текучесть кадров;
5. Замедляется процесс формирования корпоративной культуры.
23. Мотивация как функция менеджмента
Мотивация представляет собой целенаправленную управленческую деятельность, направленную на побуждение сотрудников к эффективному труду для достижения целей организации. Цель функции мотивации – создание системы побудительных причин (мотивов и стимулов) трудовой деятельности работников. Следует различать понятия «мотивация» и «стимулирование».
Мотивация – это то, что заставляет людей действовать.
Стимулирование – это то, что побуждает их к эффективной работе.
Мотивы и стимулы у различных людей и трудовых коллективов разные. Поэтому каждый менеджер должен обладать разнообразным арсеналом побудительных средств, обеспечивающих эффективную работу подчиненных ему сотрудников.
По своему содержанию функция мотивации включает:
-изучение мотивов деятельности работников;
-создание системы мотивации организации в целом, структурных подразделений и отдельных работников;
-формирование благоприятных условий для реализации стимулов.
Совокупность стимулов, имеющихся в распоряжении руководителя, можно разделить на две большие группы: принуждение и вознаграждение.
Принуждение – это физическое, моральное или экономическое воздействие на человека, заставляющее его действовать определенным образом. Его принуждения, которая в прошлые века была велика, с развитием общества снизилась, а сущность его изменилась. Физическое принуждение уступило место экономическому. Однако, в настоящее время, в связи с ростом благосостояния населения в разных странах, экономическое принуждение заменяется на принуждение, основанное на осознании необходимости совместного общественного проживания и деятельности. Оно все в большей степени базируется на нравственно-этических и культурных нормах.
24. Содержательные, процессуальные теории мотивации
В специальной экономической литературе все мотивационные теории подразделяются на две группы.
Первая группа - содержательные (содержательно-ориентированные) теории мотивации» - те, которые нацелены на решение вопроса о типе потребностей, мотивирующих индивида или вопроса о том, на основании каких целей он предпочитает действовать (теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторная мотивационно-гигиеническая Ф.Херцберга, модель влияния содержания труда на поддержание мотивации Хакмана и Олдхема и др.).
Вторая группа - это процессуальные теории мотивации. Они ставят во главу угла вопрос о том, как возникает тот или иной тип поведения, что его направляет, что поддерживает и прекращает. Эти теории определяют переменные и составляющие поведения человека, описывают их взаимодействие для достижения необходимого результата (теория валентности-инструментальности ожидания, расширенная модель мотивации Хекгаузена, теория подкрепления Скиннера и др.).
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории особое внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга и некоторые другие.
В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека.
Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует.
Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации рассматривают проблему с другой точки зрения. Они не отвергают мотивирующую роль потребностей, но фокусируются на том, что заставляет человека прилагать усилия для достижения целей. К процессуальным теориям относятся теория ожидания В. Врума, теория справедливости Портера-Лоулера, теория «X» и «Y» Д. Макгрегора и другие.
25. Контроль как функция менеджмента
Контроль представляет собой целенаправленную управленческую деятельность по определению качества и корректировке выполняемых работ, установлению факта достижения целей и оценке эффективности выполнения планов и реализации принятых решений. Основная цель контроля – обеспечение выполнения работ в соответствии с запланированными параметрами.
Принятые планы не всегда реализуются эффективно, даже при хороших исполнителях. Значение контроля, во многом, определяется тем, что он является средством предупреждения возникновения проблемных ситуаций, позволяет скорректировать деятельность организации до того, как проблемы перейдут в кризис.
Помимо контрольной и корректирующей, можно указать еще несколько основных ролей контроля:
-
накопление опыта решения проблем;
-
стимулирующая роль, которая проявляются в том, что контролируемые позиции приобретают в сознании исполнителей особое значение;
-
педагогическая роль способствует повышению ответственности исполнителей.
Контроль можно классифицировать различным образом, например, в соответствии с субъектами контроля можно выделить внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляется субъектами внешней среды организации: государственными органами, другими фирмами, общественными организациями и т.п. Внутренний контроль проводится внутри самой организации руководящими и специальными контролирующими органами.
По характеру воздействия на объект контроля различают упреждающую и результирующую формы контроля.
Упреждающий контроль направлен на предупреждение отклонений и сбоев. С этой целью осуществляется мониторинг составляющих внешней и внутренней среды организации, выявляются отклонения в происходящих процессах, моделируются возможные негативные последствия и осуществляются необходимые корректировки действий для предотвращения нежелательных последствий. Результирующий контроль фиксирует полученные результаты. Он не может исправить, изменить уже произошедшие события, поскольку является запаздывающим, но позволяет сделать выводы, чтобы избежать повторения допущенного просчета в будущем. По последовательности и времени выполнения выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы и предназначен для определения готовности объекта управления к выполнению запланированных задач. Текущий контроль проводится по ходу выполнения запланированных мероприятий. Он направлен на обеспечение выполнения работ в соответствии с утвержденным планом. Заключительный контроль (итоговый) проводится по окончании выполнения запланированных мероприятий. Его цель – установление факта достижения поставленной цели и оценка эффективности выполненных работ.