ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 562
Скачиваний: 3
Источниками власти, имеющими организационную основу, являются: принятие решений, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей.
34. Управленческие решения: классификация, требования к ним.
Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.
Решению присущи следующие признаки:
-
возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, значит, нет и выбора, а нет выбора, то нет и решения;
-
наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
-
необходимость волевого акта ЛПР через выбор решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.
Субъекты решения – лица, наделенные правом инициировать решения или их реализовывать. Это могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц (должностные лица: директор, главный экономист и др.). Исполнители решений – объекты решения.
управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции.
Требования к управляющим решениям:
-
Соответствие УР действующему законодательству и положениям уставных документов компании
-
Наличие у руководителей соответствующий полномочий (прав и ответственности) для РУР
-
Наличие в тексте УР четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться)
-
Соответствие формы УР его содержанию
-
Обеспечение своевременности (нельзя ни опережать, ни опаздывать)
-
Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям
-
Возможность технической, экономической и организационной выполнимости УР
-
Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения УР
-
Учет возможных отрицательных последствий при реализации УР в экономической, социальной, экологической и других областях
-
Наличие возможности обоснованного положительного результата
35. Процесс принятия и реализации управленческих решений
Процесс разработки управленческого решения (РУР) состоит из трех больших этапов (рис. 1):
1. подготовка;
2. принятие;
3. реализация.
1-й этап: Подготовка управленческого решения.
1. Выявление и анализ проблемной ситуации.
Анализируется исходная информация о состоянии объекта исследования и внешней среды, его место и роль среди смежных объектов и объектов более высокого порядка, осуществляются выявление, структуризация и ранжирование проблем. В результате на этом этапе определяют базовые, кардинальные проблемы, пути их решения и ресурсы для их решения.
2. Формирование целей для решения проблемной ситуации.
Этот этап вытекает из предыдущего. Составляется перечень целей или дерево целей (т. е. выясняются их приоритеты). Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно судить о степени их достижения.
3. Сбор необходимой информации.
Это один из ключевых этапов. Информация проверяется на необходимость, достоверность, надежность и т. д.
4. Анализ информации.
Здесь проводится анализ уже отобранной информации, и затем она раскладывается по степени ее важности для решаемой проблемы, по динамике использования и т. д.
5. Выявление или выработка полного перечня альтернатив достижения цели.
6. Выбор допустимых альтернатив.
Все альтернативы пропускаются через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных, морально-этических и др.), поэтому их число уменьшится.
7. Предварительный выбор лучшей альтернативы.
2-й этап: Принятие решения.
8. Оценка альтернатив со стороны ЛПР.
Предыдущие семь этапов как результат анализа есть по сути один из видов информации, необходимой руководителю для принятия решения. ЛПР учитывает дополнительные факторы и моменты, которые не учтены на предыдущих этапах. То есть ЛПР окончательно решает, какой вариант самый наилучший.
9. Экспериментальная проверка альтернатив.
10. Выбор единственного решения.
С учетом данных экспериментальной проверки и любой другой дополнительной информации ЛПР принимает окончательное решение. Если экспериментальной проверки нет, то 9-10 этапы выпадают.
11. Согласование решения с органами управления и исполнителями.
12. Окончательное оформление и утверждение решения.
Решение материализуется в виде проекта, плана, приказа и т. д. и вступает в юридическую силу, когда ЛПР его принимает.
3-й этап: Реализация решения.
13. Организация выполнения решения.
Происходит организация выполнения сроков, этапов и подготовка (инструктаж) исполнителей принятого решения.
14. Определение работ по выполнению решения.
Задания доводятся до исполнителей, которых обеспечивают всем необходимым; выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, стимулирование исполнителей к эффективному выполнению решения.
15. Выполнение решения.
36. Методы принятия управленческих решений.
Задача принятия решения (ЗПР) – одна из самых распространенных задач в теории и практике управления, суть ее заключается в выборе метода разработки управленческого решения. Для того чтобы сделать такой выбор, необходимо четко оценить проблемную ситуацию.
По типу ситуации принятия решения можно рассматривать:
задачи принятия решений в условиях определенности – задачи, для решения которых имеется достаточная и достоверная количественная информация. В этом случае с успехом применяются методы математического программирования, суть которых состоит в нахождении оптимальных решений на базе математической модели реального объекта;
задачи в условиях риска – возникают в тех случаях, когда возможные исходы можно описать с помощью некоторого вероятностного распределения. Для построения распределения вероятностей необходимо либо иметь в распоряжении статистические данные, либо привлекать знания экспертов. Эти задачи занимают место на границе между задачами принятия решений в условиях определенности и неопределенности;
задачи в условиях неопределенности – имеют место тогда, когда информация, необходимая для принятия решений, неточная, неполная, некачественная, а формальные модели исследуемой системы либо слишком сложны, либо отсутствуют. В таких случаях для решения задачи обычно привлекаются знания экспертов.
задачи в условиях конфликта – наиболее сложный и малоразработанный с методологических позиций тип задач. На практике такие ситуации встречаются достаточно часто. Обычно их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решений неформализованные методы.
По количеству критериев выбора решений рассматриваются ЗПР:
-
с одним критерием выбора;
-
многокритериальные.
Решение конкретной задачи принятия решения характеризуется выбором определенного метода. В настоящее время существует множество классификаций методов принятия решений, основанных на различных признаках. Выбор метода разработки варианта будущего решения достаточно сложен и зависит от множества факторов. Характеристики этих факторов: результативность, практичность, экономичность. Результативность заключается в том, что метод должен обеспечить получение результата – управленческого решения, которое должно ликвидировать проблему. Практичность – обеспечение возможности использовать метод без увеличения степени неопределенности ситуации и достоверности получаемого результата. Экономичность связана с необходимостью получения максимального результата при минимальных затратах.
С учетом этих факторов наиболее часто на практике используются: экономико-математические, экспертные и эвристические методы принятия управленческих решений.
37. Нормы, правила поведения человека в организации
Становясь членом организации, человек должен освоиться в ней, чтобы успешно осуществлять свою деятельность. Это предполагает приобретение следующих навыков:
усвоение своей функциональной роли – что и как нужно делать, как и с кем взаимодействовать в процессе работы. Работник учится определять, что является более важным для организации, за что полагается вознаграждение, по каким критериям оценивается качество работы;
обучение формально-процедурным действиям – заполнению различных анкет, форм и оформлению заявок; процедурам назначения и проведения встреч, передачи и получения информации, подготовки ответов на нее, временного оставления рабочего места, прихода (и ухода) на работу; ношению специальной одежды и т.п.;
определение своего места в организации – восприятие организационных норм, ценностей и сложившихся на их основе неформальных и формальных отношений, позволяющее правильно вести себя с коллегами и руководством;
выбор способов решения собственных задач в организации и достижения личных целей – как делать карьеру, добиваться поощрений и вознаграждений, а также использовать возможности организации либо отдельных сотрудников в сферах, не связанных со служебной деятельностью.
Выделяют три типа обучения поведению:
1) основывающийся на рефлекторности действий человека, т.е. его способности вырабатывать представление о том, что хорошо, а что плохо, в результате определенных действий со стороны руководства. Например, если встречи с начальником чреваты для подчиненного негативными последствиями, то у него развивается условный рефлекс – желание скрыться с глаз при появлении шефа; если за какие-то действия неизбежно и немедленно следует наказание, то человек рефлекторно стремится избегать таких действий;
2) базирующийся на умении человека делать выводы из предыдущего опыта и менять свое поведение, т.е. формировать его путем сознательного осмысления результатов предыдущего поведения. Если действия имели благоприятные последствия, то их стремятся повторить вновь, если негативные – то желание вести себя и далее аналогичным образом существенно понижается;
3) опирающийся на наблюдения за поведением (обычно чужим). Регулярно наблюдая, как ведут себя окружающие, человек автоматически подстраивается под них, перенимает их стиль, манеры, навыки выполнения операций.
Столкнувшись с необходимостью что-то сделать, человек руководствуется представлением о том, как это надо делать (оно базируется на достигнутом уровне обучения поведению) и осуществляет соответствующие действия. Полученные результаты имеют определенные последствия для человека, их необходимо воспринять и оценить, чтобы сделать выводы относительно правильности поведения. При положительных выводах человек будет и далее поступать подобным образом, а при отрицательных — скорректирует свое поведение, чтобы не повторять ошибок в аналогичных ситуациях.
Руководство организации может целенаправленно управлять процессом обучения поведению сотрудников, активно включаясь на стадии оценки результатов посредством компенсации.
38. Организационные изменения. Причины сопротивления организационным изменениям.
Преимущества и недостатки методов преодоления сопротивления изменениям
Подход |
Ситуация |
Преимущества |
Недостатки |
Образование и общение |
Недостаточный объем информации или не-точные сведения, не-верный анализ |
Если люди поверят в благотворность изме-нений, они будут по-могать в их осущест-влении |
Большие затраты вре-мени, если задейство-вано много людей |
Участие и вовлечение |
Отсутствие всей ин-формации, необхо-димой для планирования изменений; значительность сил сопротивления изме-нениям |
Участники, испыты-вая ответственность за осуществление из-менений, готовы поделиться инфор-мацией, которой они располагают, чтобы оптимизировать план изменения |
Значительные затра-ты времени; может привести не к тем изменениям |
Помощь и поддержка |
Люди сопротивляют-ся изменениям, пасуя перед проблемами адаптации к новым условиям |
Предпочтительнее других подходов при решении проблем адаптации к новым условиям |
Большие затраты финансов и времени без гарантии успеш-ного результата |
Переговоры и соглашения |
Отдельный работник или группа явно в чем-то проигрывают от осуществления изменений, а их силы для сопротивления новшествам значительны |
Иногда сравнительно легкий путь ухода от активного сопротив-ления |
Может оказаться слишком дорогостоя-щим, если ограничи-ваться только переговорами |
Манипуляция и кооптация |
Другие тактики потерпели фиаско или оказались слишком дорогостоящими |
Может оказаться сравнительно быстрым и недорогим |
Чреват возникнове-нием проблем в будущем, если люди почувствуют, что ими манипулируют |
Явное и неявное принуждение |
Необходимы быстрые изменения, их иници-аторы обладают значительной силой |
Отличается быстротой, позволяет преодолеть любой вид сопротивления |
Рискованный способ, если люди остаются недовольны инициа-торами изменений |
39. Понятие и классификация организационной культуры.
Организационная культура – это совокупность предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых большинством членов группы или организации и реализуемых ими в повседневной деятельности. Значение организационной культуры обусловлено тремя основными моментами:
а) она обеспечивает связь между организационным поведением и стратегическим менеджментом, единство повседневной практики всей организации и индивидуальных действий сотрудников;
б) поддерживает власть и является «силой сцепления», удерживающей организацию как единое целое;
в) участвует в формировании культуры общества.
Выделяют субъективную и объективную составляющие организационной культуры.
Содержание организационной культуры. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, расположения к людям, событиям и процессам, ценности разделяемые человеком, верования, которых он придерживается, и принципы, которым он следует в жизни. Данные положения рассматриваются, как критериальные основы поведения работников.
Расположение. В общем виде расположение можно представить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них. От расположения человека к коллегам, отдельным процессам, сложившейся обстановке, своей работе, организации в целом зависит возможность установления у него нормального взаимодействия с организационным окружением. Одно и то же явление или действие, имеющее совершенно одинаковое проявление и подразумевающее оказание одинакового влияния на людей, может вызвать у них различную реакцию в силу несходства расположения к этому явлению или действию.
Ценности. Набор стандартов и критериев, которым индивид следует в своей жизни, можно определить как ценности. Они составляют сердцевину личности человека, достаточно устойчивы во времени и их не бывает много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.
Верования. Устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии, можно определить как верования.
Принципы. На основе ценностей формируются принципы – устойчивая форма проявления системы ценностей, воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.
40. Управление процессами изменения и развития организационной культуры.
Процесс управления развитием организационной культуры
1-й шаг: базовые ценности организации определяются и формулируются в соответствии с ее миссией, целями и задачами.
2-й шаг: формулируются и устанавливаются соответствующие ценностям нормы и формы организационного взаимодействия и поведения.