ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 544

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источниками власти, имеющими организацион­ную основу, являются: принятие решений, вознаграж­дение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей.







34. Управленческие решения: классификация, требования к ним.

Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.

Решению присущи следующие признаки:

  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, значит, нет и выбора, а нет выбора, то нет и решения;

  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;

  • необходимость волевого акта ЛПР через выбор решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Субъекты решения – лица, наделенные правом инициировать решения или их реализовывать. Это могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц (должностные лица: ди­ректор, главный экономист и др.). Исполнители решений – объекты решения.

управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции.

Требования к управляющим решениям:

  • Соответствие УР действующему законодательству и положениям уставных документов компании

  • Наличие у руководителей соответствующий пол­номочий (прав и ответственности) для РУР

  • Наличие в тексте УР четкой целевой направленно­сти и адресности (исполнителям должно быть яс­но, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться)

  • Соответствие формы УР его содержанию

  • Обеспечение своевременности (нельзя ни опере­жать, ни опаздывать)

  • Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям

  • Возможность технической, экономической и орга­низационной выполнимости УР

  • Наличие параметров для внешнего или внутренне­го контроля выполнения УР

  • Учет возможных отрицательных последствий при реализации УР в экономической, социальной, экологической и других областях

  • Наличие возможности обоснованного положительного результата















35. Процесс принятия и реализации управленческих решений

Процесс разработки управленческого решения (РУР) состоит из трех больших этапов (рис. 1):

1. подготовка;

2. принятие;

3. реализация.

1-й этап: Подготовка управленческого решения.

1. Выявление и анализ проблемной ситуации.

Анализируется исход­ная информация о состоянии объекта исследования и внешней среды, его место и роль среди смежных объектов и объектов более высокого порядка, осуществляются выявление, структуризация и ранжирование проблем. В результате на этом этапе определяют базовые, кардинальные проблемы, пути их решения и ресурсы для их решения.


2. Формирование целей для решения проблемной ситуации.

Этот этап вытекает из предыдущего. Составляется перечень целей или дерево целей (т. е. выясняются их приоритеты). Цели должны иметь конкретные фор­мулировки и количественные характеристики, по которым можно судить о степени их достижения.

3. Сбор необходимой информации.

Это один из ключевых этапов. Информация проверяется на необходимость, достоверность, надежность и т. д.

4. Анализ информации.

Здесь проводится анализ уже отобранной информации, и затем она раскладывается по степени ее важности для решаемой проблемы, по динамике использования и т. д.

5. Выявление или выработка полного перечня альтернатив достижения цели.

6. Выбор допустимых альтернатив.

Все альтернативы пропускаются через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социаль­ных, морально-этических и др.), поэтому их число уменьшится.

7. Предварительный выбор лучшей альтернативы.

2-й этап: Принятие решения.

8. Оценка альтернатив со стороны ЛПР.

Предыдущие семь этапов как результат анализа есть по сути один из видов информации, необходимой руководителю для принятия решения. ЛПР учитывает дополнительные факторы и моменты, которые не учтены на предыдущих этапах. То есть ЛПР окончательно решает, какой вариант самый наилучший.

9. Экспериментальная проверка альтернатив.

10. Выбор единственного решения.

С учетом данных эксперимен­тальной проверки и любой другой дополнительной информации ЛПР принимает окончательное решение. Если экспериментальной проверки нет, то 9-10 этапы выпадают.

11. Согласование решения с органами управления и исполнителями.

12. Окончательное оформление и утверждение решения.

Решение ма­териализуется в виде проекта, плана, приказа и т. д. и вступает в юридиче­скую силу, когда ЛПР его принимает.

3-й этап: Реализация решения.

13. Организация выполнения решения.

Происходит организация выполнения сроков, этапов и подготовка (инструктаж) исполнителей принятого решения.

14. Определение работ по выполнению решения.

Задания доводятся до исполнителей, которых обеспечивают всем необходимым; выбор ра­циональных методов работы, подбор и обучение кадров, стимулирование исполнителей к эффективному выполнению решения.

15. Выполнение решения.

36. Методы принятия управленческих решений.

Задача принятия решения (ЗПР) – одна из самых распространенных задач в теории и практике управления, суть ее заключается в выборе метода разработки управленческого решения. Для того что­бы сделать такой выбор, необходимо четко оценить проблемную ситуацию.

По типу ситуации принятия решения можно рассматривать:

задачи принятия решений в условиях определенности – задачи, для решения которых имеется достаточная и достоверная коли­чественная информация. В этом случае с успехом применяются методы математического программирования, суть которых состо­ит в нахождении оптимальных решений на базе математической модели реального объекта;


задачи в условиях риска – возникают в тех случаях, когда возможные исходы можно описать с помощью некоторого вероят­ностного распределения. Для построения распределения веро­ятностей необходимо либо иметь в распоряжении статистические данные, либо привлекать знания экспертов. Эти задачи занимают место на границе между задачами принятия решений в условиях опреде­ленности и неопределенности;

задачи в условиях неопределенности – имеют место тогда, когда информация, необходимая для принятия решений, неточная, не­полная, некачественная, а формальные модели исследуемой сис­темы либо слишком сложны, либо отсутствуют. В таких случаях для решения задачи обычно привлекаются знания экспертов.

задачи в условиях конфликта – наиболее сложный и малоразработанный с методологических позиций тип задач. На практике такие ситуа­ции встречаются достаточно часто. Обычно их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решений неформализованные методы.

По количеству критериев выбора решений рассматриваются ЗПР:

  • с одним критерием выбора;

  • многокритериальные.

Решение конкретной задачи принятия решения ха­рактеризуется выбором определенного метода. В настоящее время существует множество классификаций методов принятия решений, основанных на различных признаках. Выбор мето­да разработки варианта будущего решения достаточно сложен и зависит от множества факторов. Характеристики этих факторов: результатив­ность, практичность, экономичность. Результативность заключается в том, что метод должен обеспечить получение результата – управленческого решения, которое должно ликвидировать проблему. Практичность – обеспечение возможности использовать метод без увеличения степени неопределенности ситуации и достоверности получаемого результата. Экономичность связана с необходимостью получения максимального результата при минимальных затратах.

С учетом этих факторов наиболее часто на практике используются: экономико-математические, экспертные и эвристи­ческие методы принятия управленческих решений.







37. Нормы, правила поведения человека в организации

Становясь членом организации, человек должен освои­ться в ней, чтобы успешно осуществлять свою деятель­ность. Это предполагает приобретение следующих на­выков:

усвоение своей функциональной роли – что и как нужно делать, как и с кем взаимодействовать в процессе работы. Работник учится определять, что является бо­лее важным для организации, за что полагается вознаграждение, по каким критериям оценивается качество работы;

обучение формально-процедурным действиям – заполнению различных анкет, форм и оформлению за­явок; процедурам назначения и проведения встреч, передачи и получения информации, подготовки ответов на нее, временного оставления рабочего места, прихода (и ухода) на работу; ношению специальной одежды и т.п.;


определение своего места в организации – вос­приятие организационных норм, ценностей и сложив­шихся на их основе неформальных и формальных отно­шений, позволяющее правильно вести себя с коллега­ми и руководством;

выбор способов решения собственных задач в ор­ганизации и достижения личных целей – как делать карьеру, добиваться поощрений и вознаграждений, а также использовать возможности организации либо отдельных сотрудников в сферах, не связанных со слу­жебной деятельностью.

Выделяют три типа обучения поведению:

1) основывающийся на рефлекторности действий человека, т.е. его способности вырабатывать представ­ление о том, что хорошо, а что плохо, в результате оп­ределенных действий со стороны руководства. Напри­мер, если встречи с начальником чреваты для подчи­ненного негативными последствиями, то у него разви­вается условный рефлекс – желание скрыться с глаз при появлении шефа; если за какие-то действия неиз­бежно и немедленно следует наказание, то человек рефлекторно стремится избегать таких действий;

2) базирующийся на умении человека делать выво­ды из предыдущего опыта и менять свое поведение, т.е. формировать его путем сознательного осмысления результатов предыдущего поведения. Если действия име­ли благоприятные последствия, то их стремятся повто­рить вновь, если негативные – то желание вести себя и далее аналогичным образом существенно понижается;

3) опирающийся на наблюдения за поведением (обычно чужим). Регулярно наблюдая, как ведут себя окружающие, человек автоматически подстраивается под них, перенимает их стиль, манеры, навыки выполнения операций.

Столкнувшись с необходимостью что-то сделать, че­ловек руководствуется представлением о том, как это надо делать (оно базируется на достигнутом уровне обу­чения поведению) и осуществляет соответствующие действия. Полученные результаты имеют определенные последствия для человека, их необходимо воспринять и оценить, чтобы сделать выводы относительно правиль­ности поведения. При положительных выводах человек будет и далее поступать подобным образом, а при отри­цательных — скорректирует свое поведение, чтобы не повторять ошибок в аналогичных ситуациях.

Руководство организации может целенаправленно управлять процессом обучения поведению сотрудни­ков, активно включаясь на стадии оценки результатов посредством компенсации.





38. Организационные изменения. Причины сопротивления организационным изменениям.

Преимущества и недостатки методов преодоления сопротивления изменениям

Подход

Ситуация

Преимущества

Недостатки

Образование и общение

Недостаточный объем инфор­мации или не-точные сведе­ния, не-верный анализ

Если люди поверят в благо­творность изме-нений, они бу­дут по-могать в их осущест-вле­нии

Большие затраты вре-ме­ни, если задейство-вано много людей

Участие и во­влечение

Отсутствие всей ин-формации, необхо-димой для планирова­ния изменений; значитель­ность сил сопротивления из­ме-нениям

Участники, испыты-вая ответ­ственность за осуществление из-менений, готовы поделить­ся инфор-мацией, которой они располагают, чтобы оптими­зировать план изменения

Значительные затра-ты вре­мени; может привести не к тем изменениям

Помощь и под­держка

Люди сопротивляют-ся изме­нениям, пасуя перед пробле­мами адаптации к новым ус­ловиям

Предпочтительнее других под­ходов при решении проблем адаптации к новым условиям

Большие затраты финан­сов и времени без гаран­тии успеш-ного результата

Переговоры и соглашения

Отдельный работник или груп­па явно в чем-то проигрывают от осуществления изменений, а их силы для сопротивления новшествам значительны

Иногда сравнительно легкий путь ухода от активного со­против-ления

Может оказаться слишком дорогостоя-щим, если огра­ничи-ваться только пере­говорами

Манипуляция и кооптация

Другие тактики потерпели фиаско или оказались слиш­ком дорогостоящими

Может оказаться сравнитель­но быстрым и недорогим

Чреват возникнове-нием проблем в будущем, если люди почувствуют, что ими манипулируют

Явное и неяв­ное принужде­ние

Необходимы быстрые измене­ния, их иници-аторы обладают значительной силой

Отличается быстротой, позво­ляет преодолеть любой вид со­противления

Рискованный способ, если люди остаются недоволь­ны инициа-торами измене­ний




39. Понятие и классификация организационной культуры.

Организационная культура – это совокупность предположений, бездока­зательно принимаемых и разделяемых большинством членов группы или организации и реализуемых ими в повседневной деятельности. Значение организационной культуры обусловлено тремя основными моментами:

а) она обеспечивает связь между организационным поведением и стратегическим менеджментом, единство повседневной практики всей организации и индивидуальных действий сотрудни­ков;

б) поддерживает власть и является «силой сцепле­ния», удерживающей организацию как единое целое;

в) участвует в формировании культуры общества.

Выделяют субъективную и объективную составля­ющие организационной культуры.

Содержание организационной культуры. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, расположения к людям, событиям и процессам, ценности разделяемые человеком, верования, которых он придерживается, и принципы, которым он следует в жизни. Данные положения рассматриваются, как критериальные основы поведения работников.

Расположение. В общем виде расположение мож­но представить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них. От расположения человека к коллегам, отдельным процессам, сложившейся обстановке, своей работе, организации в целом зависит возможность уста­новления у него нормального взаимодействия с организа­ционным окружением. Одно и то же явление или дей­ствие, имеющее совершенно одинаковое проявление и подразумевающее оказание одинакового влияния на лю­дей, может вызвать у них различную реакцию в силу не­сходства расположения к этому явлению или действию.

Ценности. Набор стандартов и критериев, кото­рым индивид следует в своей жизни, можно определить как ценности. Они составляют сердцевину личности че­ловека, достаточно устойчивы во времени и их не бывает много. Обычно ценности рассматриваются как норма­тивная база морали и фундамент поведения человека.

Верования. Устойчивые представления о явле­нии, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии, можно определить как верования.

Принципы. На основе ценностей формируются принципы – устойчивая форма проявления системы ценностей, воплощение верований в виде определен­ных стандартов поведения.















40. Управление процессами изменения и развития организационной культуры.

Процесс управления развитием организационной культуры

1-й шаг: базовые ценности организации определя­ются и формулируются в соответствии с ее миссией, це­лями и задачами.

2-й шаг: формулируются и устанавливаются соот­ветствующие ценностям нормы и формы организаци­онного взаимодействия и поведения.