ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 706

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства»




Кафедра гражданских и уголовно-правовых дисциплин




КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине: Правовое обеспечение предпринимательской деятельности

на тему: Основные задачи, направления и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности





Студентка Купреенко

Вероника Владимировна

Курс 5, группа 153

Факультет юридический

Специальность «Правоведение»

___________________________



Руководитель доктор юридических наук, профессор Тихиня Валерий Гурьевич

___________________________









Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………4

  1. ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……...……………………………………………………….….6

  2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………......12

  3. МЕТОДЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33
























ВВЕДЕНИЕ




Переход в девяностых годах двадцатого века к новой экономической формации общества предопределил кардинальные изменения и во внешнеэкономической сфере, что определило соответствующие изменения направлений, пределов, форм и методов государственного воздействия на эту сферу. Реализация внешнеэкономической функции государства в условиях глобализации и регионализации, инновационного развития мировой экономики при оптимальном сочетании принципов открытой, либеральной экономики и государственного протекционизма как фактора обеспечения национальных интересов объективно требует должного внимания.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что процессы модернизации во внешнеэкономической сфере обуславливают возрастание значимости активной регулирующей деятельности государства. Ее основные направления объективированы на внешнеэкономической функции государства, предполагающей совершенствование отношений, связанных с развитием внешней торговли, движением капитала и иных ресурсов вне национальных рамок, международной производственной кооперации и др. [13, с. 1].

Основной целью данной курсовой работы является исследование и обобщение основных задач, направлений и методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  • Определение что представляет собой сущность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

  • Раскрыть специфику методов внешнеэкономического регулирования государством;

  • Установить особенности тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

  • Обобщить полученную информацию и сделать соответствующие выводы, относительно роли государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.


Объектом курсовой работы являются общественные отношения и интересы, возникающие в связи с осуществлением государством регулирования внешнеэкономической деятельности.

Предметом курсовой работы выступили сущность, задачи и направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. .

Методологической основой курсовой работы является диалектический метод познания, а так же ряд частнонаучных методов: формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и некоторые другие.

Основополагающее значение при проведении исследования по теме данной курсовой работы имели Конституция Республики Беларусь, положения Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 25 ноября 2004 года (далее Закон «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»), Закона «О таможенных тарифах» от 3 февраля 1993 года (далее Закон «О таможенных тарифах») и Закона «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговлей товарами» от 25 ноября 2004 года (далее Закон «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговлей товарами»), а также нормы других нормативно правовых актов регулирующих внешнеэкономическую деятельность Республики Беларусь. Также в работе использовались теоретические положения, содержащиеся в работах следующих авторов: Абрамовича В. А., Алехновича А. В., Войтихова А. В., Сафаревича Д. З., Томковича Р. Р., Функа Я. И. и других научных деятелей. Кроме того, в работе широко используются журнальные статьи и судебная практика.












  1. ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Важной мерой по совершенствованию и развитию внешнеторговых отношений в стране является государственное регулирование [19, с. 140].

Проведение экспортно-импортных операций в Республике Беларусь осуществляется на принципах сложившихся в международной практике, которые учитываются при ведении внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

Среди основополагающих принципов государственного регулирования следует выделить следующие:

  • уважение национального суверенитета, невмешательство во внутренние дела торговых партнеров;

  • внешнеэкономическая деятельность является частью единой внешней политики Республики Беларусь и осуществляется в соответст­вии с действующим законодательством;

  • строгое соблюдение международных обязательств;

  • государство защищает права и интересы национальных участников в международных отношениях;

  • во внешнеэкономической деятельности приоритет отдается экономическим методам регулирования.


В основу государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь положены как международные, так и внутренние правовые акты.

Международные правовые нормы служат для унификации внешнеэкономических отношений с зарубежными странами. Они подразделяются на региональные, двусторонние и многосторонние [18, с. 35].

К наиболее значительным международным правовым актам относятся:

  • Женевская конвенция об охране промышленной собственности (1983 г.);

  • Женевская конвенция о международной дорожной перевозки грузов (1956 г.);

  • Всемирная конференция об авторском праве (1973 г.);

  • Венская конференция ООН о договорах международной купли­продажи (1980 г.) и др.

В настоящее время Республикой Беларусь ратифицировано большое количество многосторонних и двусторонних договоров с различными государствами, в том числе и со странами СНГ.

Например, ратифицированы двусторонние договоры о порядке взымания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг, со­глашение о свободной торговле, договоры о сотрудничестве в таможенных делах и ряд других двусторонних международных договоров.

Республикой Беларусь ратифицированы также соглашения и договоры с рядом международных организаций (Международной организацией по миграции, Промышленному развитию ООН, Всемирной организацией здравоохранения и др.).

При регулирование и осуществлении внешнеэкономической деятельности Республика Беларусь руководствуется рядом положений, закрепленных Консти­туцией Республики Беларусь, а также законами и специальными актами [18, с. 36].

В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Беларусь она самостоятельно осуществляет внешнеэкономическую политику; статья 8 Конституции Республики Беларусь – предусматривает право Республики на доб­ровольной основе входить в международные образования и выходить из них; статья 11 Конституции Республики Беларусь – предоставляет всем иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Республики Беларусь пользоваться правами и свободами в соответствии с международ­ными договорами [1].

Кроме того, в Конституции государства содержится ряд конкретных полномочий для Парламента Республики Беларусь, которые способствуют ведению внешнеэкономических отношений с различными группами госу­дарств. Парламент рассматривает вопросы внешнеэкономической политики, экспортного контроля, иностранных инвестиций, таможенного законодательства, ратифицирует международные договора и ряд других вопросов [18, с. 37].

Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений страны являются ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Национальному собранию, в которых определяются приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны, дается анализ проделанной работы, и намечаются пути и средства их реализации. Первоочередной задачей является создание Союзного государства Беларуси и Рос­сии, расширение торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, Центральной и Восточной Европы, развитие устойчивых внешнеэкономиче­ских отношений с Польшей и странами Балтии, Европейским экономиче­ским союзом.


Большое внимание уделяется укреплению и расширению внешнеэкономических отношений при рассмотрении и утверждении бюджета страны. Ежегодно предусматривается, выделение средств на Международную дея­тельность, на открытие и содержание дипломатических представительств, консульских учреждений за рубежом, на различные взносы в международ­ные организации, членом которых является Республика Беларусь [18, с. 27].

Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений государства являются законы и специальные акты, принятые законодательным органом Республики Беларусь.

На начальном этапе формирования и регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь были приняты следующие правовые акты: «Декларация о государственном суверенитете Республики Бела­русь»; Законы «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Бела­русь», «О таможенном тарифе».

Законодательная база в сфере государствен­ного регулирования, внешнеэкономической деятельности в последние годы значительно расширена и дополнена рядом новых законодательных актов: Законами «О государственном регулировании внешнеэкономической дея­тельности», «О мерах по защите экономических интересов Республики Бела­русь при осуществлении внешней торговли товарами», «Таможенный кодекс Республики Беларусь» (новая редакция). Законы «Об экспортном контроле», «О свободных экономических зонах», «О внешней трудовой миграции» и др. Кроме того, в ранее принятые законодательные акты внесены существенные изменения, что значительно повысило эффективность государства при осу­ществлении внешнеэкономической деятельности. Регулирование внешнепо­литической деятельности осуществляется с помощью специальных поста­новлений и распоряжений правительства, министерств, ведомств, нацио­нального банка и других организаций по вопросам формирования валютных фондов, про ведения валютных и экспортно-импортных операций, привлече­ние иностранных инвестиций, осуществление совместных с зарубежными партнерами проектов.

Примером такого акта может служить постановление Совета минист­ров Республики Беларусь «О совершенствовании контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь специфических товаров, технологий и услуг» [18, с. 37].

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности означает публично-правовое воздействие на данную сферу, т.е. «под сферу публично-правового регулирования подпадают отношения субъектов внешнеторговой деятельности, находящиеся в положении субординации, подчинения. С одной стороны в этих отношениях выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, с другой – государство в лице своих органов, реализующих мероприятия по поддержке, контролю, разрешениям и запретам в этой области». В юридической литературе государственное регулирование внешнеторговой деятельности определяется как «система мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь» [21, с. 197].


В настоящее время государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется на основе согласованных принципов в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, образованного в соответствии с Договором о создании единой Таможенной территории и формировании Таможенного союза, заключённого в г. Душанбе 6 октября 2007 года. В рамках Таможенного союза устанавливаются и применяются единый таможенный тариф и иные меры регулирования внешней торговли с третьими странами, единый торговый режим, единые правила страны происхождения товара, таможенной стоимости товаров, единая методология статистики и взаимной торговли, унифицированный порядок таможенного регулирования, таможенные режимы [16, с. 374].

В соответствии со ст. 4 Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь являются:

  • реализация внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

  • обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

  • единство таможенной территории Республики Беларусь;

  • приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  • невмешательство в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

  • обеспечение выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

  • применение в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

  • выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

  • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  • гарантирование права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

  • гласность в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности [15, с. 17].

Политика правительства Республики Беларусь направлена на решение следующих задач в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: