ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 723
Скачиваний: 3
Пунктом 1 статьи 5 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» установлено, что особенности применения налога в зависимости от заявленного таможенного режима при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь определяются таможенным законодательством Республики Беларусь и настоящим Законом.
В силу положений пункта 3 статьи 5 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» взимание налога по товарам, ввозимым (ввезенным) на территорию Республики Беларусь с территории государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательными актами и международными договорами, действующими для Республики Беларусь.
Согласно статье 1 Соглашения от 15 сентября 2004 г. под термином «импорт товаров» понимается ввоз товаров налогоплательщиками косвенных налогов или налогоплательщиками, освобожденными от уплаты косвенных налогов в соответствии с национальным законодательством государств Сторон, на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны.
Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 (для Республики Беларусь вступило в силу 3 июня 1997 г.) приняты Основы таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств, где в статье 28 под термином «транзит товаров» понимается таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами государства, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
В этой связи доводы заявителя кассационной жалобы относительно применения термина «транзит товаров» в общепринятом толковании, равно как и то, что перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь товары не подлежат освобождению налогом на добавленную стоимость, несостоятельны, поскольку в рассматриваемом случае отсутствует транзит товаров в смысле статьи 28 указанных выше Основ.
Согласно части первой статьи 3 Соглашения от 15 сентября 2004 при импорте товаров на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны косвенные налоги взимаются в стране импортера, за исключением товаров, ввозимых с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории государства другой Стороны, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в законодательстве государств Сторон не подлежат налогообложению при ввозе на территорию государств Сторон.
Факт импорта товара, т.е. факт ввоза товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь подтверждается представленными договорами поставки и товарными накладными, из которых следует, что пунктом отгрузки товара, приобретенного резидентом Республики Беларусь – ОДО "А" у нерезидентов Республики Беларусь (субъектов Российской Федерации) – ООО "В" и ООО "А", является территория Российской Федерации (г. Москва и г. Смоленск), местом разгрузки – территория Республики Беларусь (г. Борисов) [11].
XI. Валютное регулирование внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности. Оно включает меры, влияющие на товарооборот, и состоит из двух уровней:
-
установление порядка совершения валютных операций, связанных с экспортно-импортными операциями;
-
установление порядка продажи валютной выручки субъектами предпринимательской деятельности.
XII. Введение запретов и ограничений внешней торговли отдельными видами товаров, услуги объектов интеллектуальной собственности в целях участия Республики Беларусь в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН [28].
XIII. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности в целях защиты финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Республики Беларусь [34].
XIV. Автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Оно представляет собой контроль уполномоченного государственного органа за количественными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями, сопровождаемый обязанностью участников внешнеторговой деятельности информировать в соответствии с законодательством уполномоченный государственный орган о совершаемых внешнеторговых операциях. Автоматическое лицензирование устанавливается как временная мера и не может преследовать цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров. Такой вид контроля вводится, когда отслеживание количественных показателей экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменений невозможно осуществить иными способами. Автоматическая лицензия выдается уполномоченным органом на основании заявления участника внешнеторговой деятельности о выдаче автоматической лицензии [17, с. 600].
ХV. Введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю услугами, в качестве исключения из национального режима, предоставляемого иностранным исполнителям услуг и услугам, оказываемым следующими способами: с территории иностранного государства на территорию Республики Беларусь; на территории иностранного государства белорусскому заказчику
услуг; иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Республики Беларусь, путем оказания услуг им или уполномоченным лицом, действующим от его имени на территории Республики Беларусь; иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Республики Беларусь [16, с. 381].
XVI. Введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю объектами интеллектуальной собственности. Такие меры вводятся в случае необходимости соблюдения общественной морали или право порядка, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды, выполнения международных обязательств Республики Беларусь, обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и в других предусмотренных нормами Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности случаях.
XVII. Осуществление мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности. Это, например, принятие мер по обеспечению кредитования участников внешнеторговой деятельности; обеспечение функционирования систем гарантий и страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности; организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них и т.д. [17, с. 601].
Таким образом, подводя итог данной главы, необходимо отметить, что нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности весьма разнообразно в своих методах регулирования, и каждый из них регламентирован на законодательном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В юридической литературе правовая сущность государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется как «система мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь».
В настоящее время государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется на основе согласованных принципов в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В рамках Таможенного союза устанавливаются и применяются единый таможенный тариф и иные меры регулирования внешней торговли с третьими странами, единый торговый режим, единые правила страны происхождения товара, таможенной стоимости товаров, единая методология статистики и взаимной торговли, унифицированный порядок таможенного регулирования, таможенные режимы [16, с. 374].
Политика правительства Республики Беларусь направлена на решение следующих задач в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
-
интеграция страны в мировую экономику;
-
совершенствование структуры организации внешней торговли;
-
поиск новых рынков для сбыта продукции отечественных производителей;
-
диверсификация продукции на уже освоенных рынках;
-
вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию [27, с. 33].
Для решения этих задач, государствам используются различные методы регулирования внешнеторговой деятельности:
-
таможенно-тарифное регулирование;
-
нетарифное регулирование;
-
запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
-
меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности [16, с. 375].
При этом первые два метода являются общепризнанными, а таможенно-тарифное регулирование, в законодательстве рассматривается как основной метод [36, с. 426].
Такая деятельность государства осуществляется по следующим направлениям:
-
обеспечение стабильности и развития экономики посредством таможенного и валютного контроля;
-
обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды посредством сертификации, установления санитарных и ветеринарных обязательных для исполнения предписаний;
-
обеспечение возможности доступа отечественных субъектов хозяйствования на зарубежные рынки посредством предоставления благоприятного режима экспорта, квотирования импорта;
-
обеспечение развития отдельных сфер экономики, стратегически важных для государства, посредством льготного кредитования, субсидирования;
-
обеспечение конкурентоспособности товаров отечественных производителей посредством льготного кредитования, субсидирования [27, с.34].
Цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью заключается в следующем:
-
осуществление регулирования ввозимой товарной номенклатуры;
-
поддержание разумного соотношения между ввозом и вывозом товаров, валюты:
-
стимулирование прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
-
защита экономики Республики Беларусь от конкуренции извне [18, с.35].
Таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин, целью применения которых является защита внутреннего рынка страны. Под таможенно-тарифными правоотношениями понимаются такие урегулированные правовыми нормами отношения, которые связаны с обложением таможенной пошлиной товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Такие правоотношения именуются таможенными, поскольку регламентируются нормами таможенного законодательства, а тарифными – потому, что речь идет об обложении таможенными пошлинами, ставки которых систематизированы в специальной таблице – тарифе [16, с. 377].
Правовые нормы, регулирующие отношения в таможенно-тарифной сфере, следует систематизировать в три группы:
-
нормы, устанавливающие таможенно-тарифный механизм (методология таможенного обложения, порядок определения таможенной стоимости, установления страны происхождения товара, предоставления тарифных преференций и т. д.);
-
нормы, определяющие основные параметры таможенно-тарифного регулирования (ставки таможенных пошлин с учетом их дифференциации на адвалорные, специфические и комбинированные; автономные и конвенционные; минимальные, преференциальные и максимальные; первичные и вторичные и т. д.);
-
нормы, с помощью которых охраняется установленный правопорядок в таможенно-тарифной сфере (предусматривающие уголовную, административную, экономическую ответственность за правонарушения в таможенно-тарифной сфере) [17, с. 591].
Важность четкой правовой регламентации таможенно-тарифного регулирования объясняется тем, что ставка – один из важнейших элементов таможенных платежей – отличается крайней нестабильностью. Практика свидетельствует о непрекращающейся до настоящего времени так называемой «игре на кодах Товарной номенклатруры внешнеэкономической деятельности», в результате которой перемещаемый через границу груз классифицируется как аналогичный, смежный товар, но с более низкой степенью качественной характеристики и более низкой ставкой таможенной пошлины, в результате чего субъект внешнеэкономической деятельности, избегая контрабандного ввоза в страну товаров, официально декларируя и оформляя его, уклоняется от уплаты таможенных платежей в полном объеме. Гибкое изменение тарифной политики сделает возможным и реальным проведение борьбы с «серым» импортом.
Таким образом, подводя итог по данному вопросу, можно сказать, что таможенно-тарифное регулирование рассматривается как основной метод при осуществлении государственного регулирования внешней торговли товарами и его отличительными признаками является срочность, выборочность и дифференциация. Особенность данного регулирования заключается в том, что основой его применения является разделение стран в зависимости от их международных отношений с Республикой Беларусь и экономической ситуацией в стране, а так же в зависимости от того, какой товар импортируется либо экспортируется, и с какой целью.
Нетарифное регулирование – механизм государственного регулирования, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия и заключающийся во введении количественных и иных ограничений, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на данном рынке (в противоположность этому тарифные меры – это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории) [27, с. 36].
Экономическая категория мер нетарифного регулирования включает контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (субсидии, санкции и т. д.), защитные меры в виде особых пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные) и дополнительного таможенного обложения (акциз, НДС, другие налоги).
Административная категория мер нетарифного регулирования включает эмбарго (запреты – открытые и завуалированные), лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.
Под техническими мерами (барьерами) следует понимать такие меры, которые основаны на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров и специальных требований к их качеству [17, с. 601].
В то же время система мер нетарифного регулирования внешней торговли, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, включает в себя следующие группы:
-
количественные ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров;
-
квотирование внешнеторговых поставок;
-
исключительное право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров (государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров);
-
лицензирование;
-
введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
-
технические барьеры (технические и промышленные стандарты и нормы безопасности, требования к установке и маркировке, санитарные и ветеринарные стандарты, экологические нормы и требования, сертификация и т. д.);
-
система экспортного контроля.