ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 709

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пунктом 1 статьи 5 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» установлено, что особенности применения налога в зависимости от заявленного таможенного режима при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь определяются таможенным законодательством Республики Беларусь и настоящим Законом.

В силу положений пункта 3 статьи 5 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» взимание налога по товарам, ввозимым (ввезенным) на территорию Республики Беларусь с территории государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательными актами и международными договорами, действующими для Республики Беларусь.

Согласно статье 1 Соглашения от 15 сентября 2004 г. под термином «импорт товаров» понимается ввоз товаров налогоплательщиками косвенных налогов или налогоплательщиками, освобожденными от уплаты косвенных налогов в соответствии с национальным законодательством государств Сторон, на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны.

Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 (для Республики Беларусь вступило в силу 3 июня 1997 г.) приняты Основы таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств, где в статье 28 под термином «транзит товаров» понимается таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами государства, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

В этой связи доводы заявителя кассационной жалобы относительно применения термина «транзит товаров» в общепринятом толковании, равно как и то, что перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь товары не подлежат освобождению налогом на добавленную стоимость, несостоятельны, поскольку в рассматриваемом случае отсутствует транзит товаров в смысле статьи 28 указанных выше Основ.

Согласно части первой статьи 3 Соглашения от 15 сентября 2004 при импорте товаров на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны косвенные налоги взимаются в стране импортера, за исключением товаров, ввозимых с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории государства другой Стороны, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в законодательстве государств Сторон не подлежат налогообложению при ввозе на территорию государств Сторон.

Факт импорта товара, т.е. факт ввоза товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь подтверждается представленными договорами поставки и товарными накладными, из которых следует, что пунктом отгрузки товара, приобретенного резидентом Республики Беларусь – ОДО "А" у нерезидентов Республики Беларусь (субъектов Российской Федерации) – ООО "В" и ООО "А", является территория Российской Федерации (г. Москва и г. Смоленск), местом разгрузки – территория Республики Беларусь (г. Борисов) [11].


XI. Валютное регулирование внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности. Оно включает меры, влияющие на товарооборот, и состоит из двух уровней:

    1. установление порядка совершения валютных опе­раций, связанных с экспортно-импортными операциями;

    2. установление порядка продажи валютной выручки субъекта­ми предпринимательской деятельности.

XII. Введение запретов и ограничений внешней торговли от­дельными видами товаров, услуги объектов интеллектуальной собственности в целях участия Республики Беларусь в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН [28].

XIII. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности в целях защиты финансового положения и поддержания равновесия платежно­го баланса Республики Беларусь [34].

XIV. Автоматическое лицензирование экспорта и (или) им­порта отдельных видов товаров. Оно представляет собой конт­роль уполномоченного государственного органа за количест­венными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями, сопровождаемый обязаннос­тью участников внешнеторговой деятельности информировать в соответствии с законодательством уполномоченный госу­дарственный орган о совершаемых внешнеторговых операци­ях. Автоматическое лицензирование устанавливается как вре­менная мера и не может преследовать цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров. Такой вид контроля вводится, когда отслеживание количественных показателей экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменений невозможно осуществить иными способами. Автоматическая лицензия вы­дается уполномоченным органом на основании заявления участника внешнеторговой деятельности о выдаче автомати­ческой лицензии [17, с. 600].

ХV. Введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю услуга­ми, в качестве исключения из национального режима, предо­ставляемого иностранным исполнителям услуг и услугам, ока­зываемым следующими способами: с территории иностранно­го государства на территорию Республики Беларусь; на терри­тории иностранного государства белорусскому заказчику

услуг; иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммер­ческого присутствия на территории Республики Беларусь, пу­тем оказания услуг им или уполномоченным лицом, действую­щим от его имени на территории Республики Беларусь; ино­странным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Республики Беларусь [16, с. 381].

XVI. Введение мер, затрагивающих внешнюю торговлю объ­ектами интеллектуальной собственности. Такие меры вводят­ся в случае необходимости соблюдения общественной морали или право порядка, охраны жизни или здоровья человека, окру­жающей среды, выполнения международных обязательств Рес­публики Беларусь, обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и в других предусмотренных нормами За­кона о государственном регулировании внешнеторговой дея­тельности случаях.


XVII. Осуществление мер экономического и административ­ного характера, содействующих развитию внешнеторговой дея­тельности. Это, например, принятие мер по обеспечению кредитования участников внешнеторговой деятельности; обеспечение функционирования систем гарантий и страхова­ния рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой дея­тельности; организация торговых выставок и ярмарок, специа­лизированных симпозиумов и конференций и участие в них и т.д. [17, с. 601].

Таким образом, подводя итог данной главы, необходимо отметить, что нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности весьма разнообразно в своих методах регулирования, и каждый из них регламентирован на законодательном уровне.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ




В юридической литературе правовая сущность государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется как «система мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь».

В настоящее время государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется на основе согласованных принципов в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В рамках Таможенного союза устанавливаются и применяются единый таможенный тариф и иные меры регулирования внешней торговли с третьими странами, единый торговый режим, единые правила страны происхождения товара, таможенной стоимости товаров, единая методология статистики и взаимной торговли, унифицированный порядок таможенного регулирования, таможенные режимы [16, с. 374].

Политика правительства Республики Беларусь направлена на решение следующих задач в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

  • интеграция страны в мировую экономику;

  • совершенствование структуры организации внешней торговли;

  • поиск новых рынков для сбыта продукции отечественных производителей;

  • диверсификация продукции на уже освоенных рынках;

  • вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию [27, с. 33].

Для решения этих задач, государствам используются различные методы регулирования внешнеторговой деятельности:

  • таможенно-тарифное регулирование;

  • нетарифное регулирование;

  • запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

  • меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности [16, с. 375].

При этом первые два метода являются общепризнанными, а таможенно-тарифное регулирование, в законодательстве рассматривается как основной метод [36, с. 426].

Такая деятельность государства осуществляется по следующим направлениям:


  • обеспечение стабильности и развития экономики посредством таможенного и валютного контроля;

  • обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды посредством сертификации, установления санитарных и ветеринарных обязательных для исполнения предписаний;

  • обеспечение возможности доступа отечественных субъектов хозяйствования на зарубежные рынки посредством предоставления благоприятного режима экспорта, квотирования импорта;

  • обеспечение развития отдельных сфер экономики, стратегически важных для государства, посредством льготного кредитования, субсидирования;

  • обеспечение конкурентоспособности товаров отечественных производителей посредством льготного кредитования, субсидирования [27, с.34].

Цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью заключается в следующем:

  • осуществление регулирования ввозимой товарной номенклатуры;

  • поддержание разумного соотношения между ввозом и вывозом товаров, валюты:

  • стимулирование прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

  • защита экономики Республики Беларусь от конкуренции извне [18, с.35].

Таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин, целью применения которых является защита внутреннего рынка страны. Под таможенно-тарифными правоотношениями понимаются такие урегулированные правовыми нормами отношения, которые связаны с обложением таможенной пошлиной товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Такие правоотношения именуются таможенными, поскольку регламентируются нормами таможенного законодательства, а тарифными потому, что речь идет об обложении таможенными пошлинами, ставки которых систематизированы в специальной таблице тарифе [16, с. 377].

Правовые нормы, регулирующие отношения в таможенно-тарифной сфере, следует систематизировать в три группы:

  • нормы, устанавливающие таможенно-тарифный механизм (методология таможенного обложения, порядок определения таможенной стоимости, установления страны происхождения товара, предоставления тарифных преференций и т. д.);

  • нормы, определяющие основные параметры таможенно-тарифного регулирования (ставки таможенных пошлин с учетом их дифференциации на адвалорные, специфические и комбинированные; автономные и конвенционные; минимальные, преференциальные и максимальные; первичные и вторичные и т. д.);

  • нормы, с помощью которых охраняется установленный правопорядок в таможенно-тарифной сфере (предусматривающие уголовную, административную, экономическую ответственность за правонарушения в таможенно-тарифной сфере) [17, с. 591].

Важность четкой правовой регламентации таможенно-тарифного регулирования объясняется тем, что ставка один из важнейших элементов таможенных платежей отличается крайней нестабильностью. Практика свидетельствует о непрекращающейся до настоящего времени так называемой «игре на кодах Товарной номенклатруры внешнеэкономической деятельности», в результате которой перемещаемый через границу груз классифицируется как аналогичный, смежный товар, но с более низкой степенью качественной характеристики и более низкой ставкой таможенной пошлины, в результате чего субъект внешнеэкономической деятельности, избегая контрабандного ввоза в страну товаров, официально декларируя и оформляя его, уклоняется от уплаты таможенных платежей в полном объеме. Гибкое изменение тарифной политики сделает возможным и реальным проведение борьбы с «серым» импортом.


Таким образом, подводя итог по данному вопросу, можно сказать, что таможенно-тарифное регулирование рассматривается как основной метод при осуществлении государственного регулирования внешней торговли товарами и его отличительными признаками является срочность, выборочность и дифференциация. Особенность данного регулирования заключается в том, что основой его применения является разделение стран в зависимости от их международных отношений с Республикой Беларусь и экономической ситуацией в стране, а так же в зависимости от того, какой товар импортируется либо экспортируется, и с какой целью.

Нетарифное регулирование механизм государственного регулирования, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия и заключающийся во введении количественных и иных ограничений, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на данном рынке (в противоположность этому тарифные меры это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории) [27, с. 36].

Экономическая категория мер нетарифного регулирования включает контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (субсидии, санкции и т. д.), защитные меры в виде особых пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные) и дополнительного таможенного обложения (акциз, НДС, другие налоги).

Административная категория мер нетарифного регулирования включает эмбарго (запреты открытые и завуалированные), лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Под техническими мерами (барьерами) следует понимать такие меры, которые основаны на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров и специальных требований к их качеству [17, с. 601].

В то же время система мер нетарифного регулирования внешней торговли, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, включает в себя следующие группы:

  • количественные ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров;

  • квотирование внешнеторговых поставок;

  • исключительное право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров (государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров);

  • лицензирование;

  • введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

  • технические барьеры (технические и промышленные стандарты и нормы безопасности, требования к установке и маркировке, санитарные и ветеринарные стандарты, экологические нормы и требования, сертификация и т. д.);

  • система экспортного контроля.