ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 724

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень сельскохозяйственных товаров и водных биологических ресурсов для целей установления перечисленных коли­чественных ограничений внешней торговли товарами опреде­ляется Президентом Республики Беларусь или по его поруче­нию Правительством.

В настоящее время в пределах объемов установленных квот осуществляется импорт алкогольной продукции, антисептиче­ских лекарственных, ветеринарных и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции.

Распределение квот осуществляется путем организации и проведения открытых конкурсов исходя из принципов равно­правия участников внешнеторговой деятельности и их недис­криминации по признакам формы собственности, места регист­рации и положения на рынке [3].

  1. Ограничения импорта товаров посредством введения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер в целях защиты экономических интересов Республики Бе­ларусь при осуществлении внешней торговли товарами.

  2. Введение дополнительных (как исключение из общих правил о государственном регулировании внешней торговли товарами) мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, исходя из национальных интересов в соответствии с нормами международных договоров, законов и актов Президента Рес­публики Беларусь [34].

  3. Введение ответных мер в области внешней торговли то­варами в случае, если иностранное государство или межгосударственное образование:

  • не выполняют обязательств, принятых по международным договорам, в отношении Республики Беларусь;

  • предпринимают меры, нарушающие экономические интересы Республики Беларусь или резидентов Республики Беларусь, в том числе меры, которые необоснованно закрывают резидентам Республики Беларусь доступ на рынок иностранного государства или межгосударственного образования либо иным образом необоснованно дискриминируют резидентов Республики Беларусь;

  • не предоставляют резидентам Республики Беларусь адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве или межгосударственном образовании, в частности защиту от монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

  • не предпринимают разумных действий для борьбы с противоправным поведением своих граждан и (или) организаций на территории Республики Беларусь [17, с. 562].

  1. Лицензирование экспорта и (или) импорта товаров.

Это выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление действия лицен­зий, их аннулирование.

Лицензирование внешней торговли отдельными видами то­варов устанавливается:

  • в случае введения временных количественных ограниче­ний внешней торговли отдельными видами товаров;

  • в случае введения дополнительных мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в целях установления раз­решительного порядка экспорта и (или) импорта товаров;

  • в целях выполнения Республикой Беларусь международ­ных обязательств [16, с. 379].


Правовую основу лицензирования составляют нормы Инс­трукции о порядке оформления заявления на лицензию и ли­цензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, Положения о лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров», с изменениями и дополнениями от 2 февраля 2009г. (далее – Инструкция о порядке оформления лицензий, Положение о лицензировании внешней торговли). Названным Постановлением утвержден:

а) перечень товаров, экспорт кото­рых осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министер­ством торговли;

б) перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством торговли;

в) перечень товаров, экспорт которых осуществляется по спе­циальным лицензиям образца Европейского Союза для торгов­ли текстильными изделиями, выдаваемым Министерством тор­говли.

Указанные перечни товаров являются исчерпывающими и могут изменяться только на основании соответствующих реше­ний Совета Министров Республики Беларусь. В соответствии с законодательством выдаются следующие виды лицен­зий:

  • Разовая лицензия, она вы­дается на осуществление внешнеторгового договора, предме­том которого является лицензируемый товар.

  • Генеральная ли­цензия предоставляет право экспорта и (или) импорта от­дельного вида лицензируемого товара в определенном лицензи­ей количестве и выдается в следующих случаях: при экспорте и (или) импорте товаров в пределах установленных квот; при вы­полнении международных обязательств; при экспорте лицен­зируемых товаров собственного производства; при импорте ли­цензируемых товаров для обеспечения собственного произ­водства [17, с. 592].

Срок действия разовой и генеральной доверенности не может превышать одного года с даты начала ее действия, для квотируемых товаров заканчивается 31 декабря года, в котором была выдана лицензия, если иное предусмотрено решением Комиссии Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России [16, с. 378].

  • Специальная лицензия образца Европейского Союза для торговли текстильными изделиями выдается на экспорт текс­тильных изделий в страны Европейского Союза и Турецкую Республику[17, с. 592].

Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии Таможенного союза [16, с. 378].

Рассматриваемые меры нетарифного регулирования не при­меняются: при экспорте – в отношении товаров, происходя­щих с территории иностранных государств; при импорте – в от­ношении товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.

Лицензирование экспорта в страны Таможенного союза, с которыми таможенное оформление отменено, товаров, проис­ходящих из Республики Беларусь, не применяется, за исключением отдельных товаров (например, продукты переработки нефти), экспорт которых осуществляется по лицен­зиям; выдаваемым Министерством торговли. Лицензирование импорта в Республику Беларусь товаров, происходящих из стран Таможенного союза, с которыми таможенное оформле­ние отменено, не применяется. за исключением отдельных то­варов (например, алкогольная продукция), указанных в Переч­не товаров, утвержденном Постановлением № 1267, импорт ко­торых осуществляется по лицензиям, выдаваемым Минис­терством торговли.


  1. Экспортный контроль.

В соответствии с дефинитивной нормой ст. 2 Закона «Об экспортном контроле» под экспортным контролем понимается установление и осуществление разре­шительного порядка ввоза на таможенную территорию Респуб­лики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля [28]. Нормы указанного Закона определяют объекты экспортного контроля, к которым, напри­мер, относятся: товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безо­пасности; химические субстанции (токсины), микроорганиз­мы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, кото­рые могут быть использованы для создания и производства хи­мического и бактериологического (биологического) оружия; товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств, и т.д. [30].

  1. Установление предельных минимальных и максимальных цен на экспорт и (или) импорт товаров.

Законодательством Республики Беларусь установлен перечень производимых в стране товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования незави­симо от форм собственности (включая товары для товарооб­менных операций), на основании которого Министерством экономики устанавливаются предельные минимальные цены на эти товары в более глубокой классификации по ТН ВЭД Рес­публики Беларусь. Порядок установления предельных мини­мальных цен на товары при осуществлении субъектами хозяй­ствования Республики Беларусь внешнеэкономических опера­ций, включая товарообменные, регламентируется нормами По­ложения о порядке установления предельных минимальных цен на товары (включая товары по товарообменным операци­ям) при осуществлении субъектами хозяйствования Республи­ки Беларусь внешнеэкономических операций [26, с.215].

  1. Введение государственной монополии на внешнюю торговлю отдельными видами товаров. Речь идет об исключительном праве государства на экспорт и (или) импорт отдельных това­ров, которое реализуется уполномоченными Президентом Рес­публики Беларусь государственными органами, организация­ми, гражданами Республики Беларусь.

VI. Установление технических, фармакологических, санитар­ных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандар­тов и требований в отношении ввозимых товаров. контроль за качеством ввозимых товаров (импортный контроль). Ввоз това­ров на таможенную территорию Республики Беларусь допуска­ется только при условии их соответствия установленным нормами законодательства и международных договоров Республи­ки Беларусь, действующих для Республики Беларусь,·техниче­ским, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фито­санитарным и экологическим требованиям [16, с. 380].


VII. Введение мер по ограничению импорта товаров посред­ством антидемпинговых, компенсационных, специальных за­щитных мер в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь [33].

VIII. Введение ответных мер в области внешней торговли то­варами, услугами и объектами интеллектуальной собственнос­ти [34].

IX. Установление особых режимов осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности. Например, приграничная торговля, внешнеторговая деятельность на территории свобод­ных экономических зон [24, с. 143].

Х. Налоговое регулирование внешней торговли. Это экономи­ческий метод государственного регулирования. Такое регули­рование осуществляется посредством взимания налога на до­бавленную стоимость и акцизного сбора. В то же время на практике, имеются случаи уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, путём предоставления подложных документов о якобы транзите через территорию Республики Беларусь товаров, хотя на самом деле данный товар поставляется в республику, с целью его дальнейшей реализации на её территории [16, с. 382]. Так, например 23 апреля 2010 г. хозяйственный суд города Минска в открытом судебном заседании рассмотрел дело №6-8/010, по заявлению общества с дополнительной ответственностью «А» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району о признании недействительным решения 387 от 26 августа 2009 г., сущность данного дела заключалось в том, что ранее истец перемещался через территорию Республики Беларусь в режиме транзита приобретенный в Российской Федерации товар, что в соответствии с законодательством взимание косвенных налогов в Республики Беларусь производиться не должно. Налоговая инспекция с доводом ОДО "А" не согласна в связи с тем, что при ввозе товара на территорию республики пункт разгрузки город Борисов (Республика Беларусь), следовательно, при оформлении вывоза товара с территории Российской Федерации не был заявлен режим транзита.

Сторонами было заявлено ходатайство о направлении запроса в ГТК Республики Беларусь для разъяснения возможности оформления товара при вывозе с территории РФ в режиме транзита на территорию РБ с последующим вывозом в Болгарию и Армению, которое было удовлетворено судом.

В ответе на запрос ГТК Республики Беларусь пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации в отношении поставки приобретенного в Российской Федерации и поставленного в Болгарию товара имеют место две разные внешнеэкономические операции. Соответственно данные товары транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь не перемещались, так как согласно основным понятиям, определенным статьей 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь, транзитом товаров является перемещение товаров и транспортных средств под таможенным контролем через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами Государственной границы Республики Беларусь.


В ответе на запрос ГТК Республики Беларусь в отношении поставки приобретенного в РФ и поставленного в Армению товара пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации также имеют место две разные внешнеэкономические операции. Соответственно данные товары транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь не перемещались, так как согласно подпункту 1.39 статьи 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь при перемещении товаров транзитом через таможенную территорию их перевозка должна начаться и закончиться за пределами таможенной территории.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доводы заявителя об имевшем месте режиме транзита в связи с отсутствием возможности проведения таможенного оформления по товарам, ввезенным с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, и невовлечением в хозяйственный оборот являются необоснованным, поскольку представленные договоры с Российской Федерацией подтверждают факт поставки на территорию Республики Беларусь.

Согласно ст. 3 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг при импорте товаров на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны косвенные налоги взимаются в стране импортера, за исключением товаров, ввозимых с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории государства другой Стороны, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в законодательстве государств Сторон не подлежат налогообложению при ввозе на территорию государств Сторон. Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией [12]. В дальнейшем Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, рассматривала в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с дополнительной ответственностью «А» на решение хозяйственного суда города Минска от 23 апреля 2010 г. и постановление апелляционной инстанции этого суда от 1 июня 2010 г. по делу № 6-8/2010 по заявлению общества с дополнительной ответственностью «А» к Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району о признании недействительным решения от 26 августа 2009 № 387.

Кассационная коллегия признала изложенные в судебных постановлениях выводы законными и обоснованными, основанными на материалах дела и представленных доказательствах исходя из следующего.