ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 725
Скачиваний: 3
-
интеграция страны в мировую экономику;
-
совершенствование структуры организации внешней торговли;
-
поиск новых рынков для сбыта продукции отечественных производителей;
-
диверсификация продукции на уже освоенных рынках;
-
вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию [27, с. 33].
Для решения этих задач, государствам используются различные методы регулирования внешнеторговой деятельности:
-
таможенно-тарифное регулирование;
-
нетарифное регулирование;
-
запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
-
меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности [16, с. 375].
При этом первые два метода являются общепризнанными, а таможенно-тарифное регулирование, в законодательстве рассматривается как основной метод [36, с. 426].
Такая деятельность государства осуществляется по следующим направлениям:
-
обеспечение стабильности и развития экономики посредством таможенного и валютного контроля;
-
обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды посредством сертификации, установления санитарных и ветеринарных обязательных для исполнения предписаний;
-
обеспечение возможности доступа отечественных субъектов хозяйствования на зарубежные рынки посредством предоставления благоприятного режима экспорта, квотирования импорта;
-
обеспечение развития отдельных сфер экономики, стратегически важных для государства, посредством льготного кредитования, субсидирования;
-
обеспечение конкурентоспособности товаров отечественных производителей посредством льготного кредитования, субсидирования [27, с. 34].
Цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью заключается в следующем:
-
осуществление регулирования ввозимой товарной номенклатуры;
-
поддержание разумного соотношения между ввозом и вывозом товаров, валюты:
-
стимулирование прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
-
защита экономики Республики Беларусь от конкуренции извне [18, с. 35].
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таможенно тарифное регулирование Республики Беларусь формируется в соответствии с международно признанными принципами и стандартами таможенно-тарифного регулирования и базируется на гармонизированной системе описания и кодирования товаров. При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют некоторые общие черты:
– существует строгая пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения пошлинами импорта (чем больше развита экономика, тем ниже ставки тарифов);
– структура таможенного тарифа в большинстве стран построена по принципу увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара;
– таможенные
тарифы обычно имеют не одну, а несколько
колонок
с различными ставками пошлин,
предназначенных для взимания с одного
и того же товара, но поступающего из
разных стран
[27,
с. 35].
Таможенно-тарифное регулирование рассматривается как основной метод при осуществлении государственного регулирования внешней торговли товарами, и в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется посредством установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь [3].
Таможенная пошлина – это обязательный платеж в республиканский бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД Республики Беларусь, образует таможенный тариф Республики Беларусь [23].
Нормы Закона «О таможенном тарифе» закрепляют следующие виды ставок таможенных пошлин:
-
адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
-
специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;
-
комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Ввозные таможенные пошлины взимаются с учетом экономического развития страны-экспортера и уровня экономических и политических связей с ней. В зависимости от страны происхождения товаров на практике применяются режимы свободной торговли, наиболее благоприятствуемой нации, преференциальный и общий режимы [32].
В приложении 1 к Указу № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин», с изменениями и дополнениями от 03 ноября 2008 г., перечислены страны, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли. В частности это страны СНГ и Грузия.
Товары, происходящие из этих стран и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из них, таможенными пошлинами не облагаются. Если же указанные товары будут ввозиться на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением условий, установленных правилами определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав Правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г., они будут облагаться таможенными пошлинами по базовым ставкам.
Товары, происходящие из стран, указанных в приложении 2 к Указу №699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин», и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, при отсутствии сертификата о происхождении товара формы СТ-l облагаются ввозными таможенными пошлинами по базовым ставкам. Базовые ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наиболее благоприятствуемой нации [17, с. 589].
Товары, происходящие из стран, с которыми Республика Беларусь не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, облагаются по удвоенной ставке таможенной пошлины; товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, страна происхождения которых не установлена, облагаются ввозными таможенными пошлинами, за исключением случаев наличия достоверных сведений о том, что страной происхождения товаров является страна, В торгово-политических отношениях с которой Республика Беларусь не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. В этих случаях в отношении таких товаров применяются ставки ввозных таможенных пошлин, увеличенные вдвое [31].
В соответствии с правилом статьи 34 Закона «О таможенном тарифе» тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь и указанным Законом. При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики республики Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде:
-
возврата ранее уплаченной таможенной пошлины;
-
освобождения от обложения таможенной пошлиной;
-
снижения ставки таможенной пошлины;
-
установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Перечень товаров, которые при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь освобождаются от обложения таможенной пошлиной закреплен в статье 34-1 Закона «О таможенном тарифе». В указанный перечень входят, например, товары, оборудование и оснастка, используемые для производства лазерно-оптической техники (необходимость такого использования должна быть подтверждена заключением, выдаваемым Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров); товары, подлежащие обращению в собственность·государства; иные товары в порядке и на условиях, определенных Президентом Республики Беларусь [17, с. 591].
В частности, перечни товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых (товаров) применяются тарифные преференции, и перечни этих стран определены в нормах Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007г. № 3 «Об установлении тарифных преференций». В отношении ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь отдельных товаров, происходящих из развивающихся стран (территорий), предоставляются тарифные преференции в виде снижения ставок таможенных пошлин на 25%, а в отношении отдельных товаров, происходящих из наименее развитых стран (территорий), в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами [16, с. 377].
Таможенные пошлины общего режима применяются по удвоенным ставкам. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, определяются исключительно в целях оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь [14].
Таким образом, подводя итог по данному вопросу, можно сказать, что таможенно-тарифное регулирование рассматривается как основной метод при осуществлении государственного регулирования внешней торговли товарами и его отличительными признаками является срочность, выборочность и дифференциация. Особенность данного регулирования заключается в том, что основой его применения является разделение стран в зависимости от их международных отношений с Республикой Беларусь и экономической ситуацией в стране, а так же в зависимости от того, какой товар импортируется либо экспортируется, и с какой целью.
-
МЕТОДЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нетарифные методы ограничений – это совокупность экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и используемых в качестве национального торгово-политического инструментария при регулировании внешней торговли. Нетарифные ограничения классифицируются по следующим основным группам мероприятий:
1. Участие государства во внешнеторговых операциях (поддержка отечественного товаропроизводителя, субсидирование производства, экспорта товаров и др.).
2. Выработка таможенных и административных процедур (таможенные и консульские формальности, товаросопроводительная документация, сертификация ввозимой продукции, санитарно-ветеринарные нормы, а также запреты и ограничения на ввоз-вывоз отдельных товаров).
3. Специфические ограничения. К ним относятся лицензирование и квотирование [27, с. 36].
Нетарифное регулирование осуществляется путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования. Как уже отмечалось, меры нетарифного регулирования устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера [3].
В рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России данные вопросы регламентируются:
-
Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008г.;
-
Соглашением о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г.;
-
Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г..
Немаловажное значение имеет и Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утверждённый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», а также Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [16, с. 377].
Система нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности включает ряд мер.
-
Количественное ограничение внешней торговли товарами.
По общему правилу внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений. Исключение составляют указанные ниже следующие случаи [3].
-
Временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Республики Беларусь продовольственных или иных товаров, которые являются важными для внутреннего рынка Республики Беларусь. Перечень таких товаров определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. В настоящее время в пределах объемов установленных квот осуществляется экспорт минеральных удобрений, отходов и лома черных металлов, медных, никелевых, алюминиевых отходов и лома.
-
Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Республику Беларусь в любом виде, если необходимо:
-
сократить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории Республики Беларусь;
-
сократить производство или продажу товара, происходящего с территорий Республики Беларусь, который, может быть заменен импортным товаром, если в Республике Беларусь не имеется значительного производства аналогичного товара;
-
устранить на рынке временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории Республики Беларусь, путем предоставления собственником или уполномоченным лицом имеющегося излишка такого товара некоторым группам белорусских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
-
устранить на рынке временный излишек товара, происходящего с территории Республики Беларусь который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Республике Беларусь не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления собственником или уполномоченным лицом имеющегося излишка такого товара некоторым группам белорусских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
-
ограничить производство продуктов животного происхождения, зависящее от импортируемого в Республику Беларусь товара, если производство в Республике Беларусь аналогичного товара является относительно незначительным [24].