ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 725

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • интеграция страны в мировую экономику;

  • совершенствование структуры организации внешней торговли;

  • поиск новых рынков для сбыта продукции отечественных производителей;

  • диверсификация продукции на уже освоенных рынках;

  • вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию [27, с. 33].

Для решения этих задач, государствам используются различные методы регулирования внешнеторговой деятельности:

  • таможенно-тарифное регулирование;

  • нетарифное регулирование;

  • запреты и ограничения внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

  • меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности [16, с. 375].

При этом первые два метода являются общепризнанными, а таможенно-тарифное регулирование, в законодательстве рассматривается как основной метод [36, с. 426].

Такая деятельность государства осуществляется по следующим направлениям:

  • обеспечение стабильности и развития экономики посредством таможенного и валютного контроля;

  • обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды посредством сертификации, установления санитарных и ветеринарных обязательных для исполнения предписаний;

  • обеспечение возможности доступа отечественных субъектов хозяйствования на зарубежные рынки посредством предоставления благоприятного режима экспорта, квотирования импорта;

  • обеспечение развития отдельных сфер экономики, стратегически важных для государства, посредством льготного кредитования, субсидирования;

  • обеспечение конкурентоспособности товаров отечественных производителей посредством льготного кредитования, субсидирования [27, с. 34].

Цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью заключается в следующем:

  • осуществление регулирования ввозимой товарной номенклатуры;

  • поддержание разумного соотношения между ввозом и вывозом товаров, валюты:

  • стимулирование прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

  • защита экономики Республики Беларусь от конкуренции извне [18, с. 35].



  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Таможенно тарифное регулирование Республики Беларусь формируется в соответствии с международно признанными принципами и стандартами таможенно-тарифного регулирования и базируется на гармонизированной системе описания и кодирования товаров. При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют некоторые общие черты:

существует строгая пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения пошлинами импорта (чем больше развита экономика, тем ниже ставки тарифов);

структура таможенного тарифа в большинстве стран построена по принципу увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара;


таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок
с различными ставками пошлин, предназначенных для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран
[27, с. 35].

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается как основной метод при осуществлении государственного регулирования внешней торговли товарами, и в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется по­средством установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь [3].

Таможенная пошлина – это обязательный платеж в рес­публиканский бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через та­моженную границу Республики Беларусь. Свод ставок тамо­женных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к това­рам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД Рес­публики Беларусь, образует таможенный тариф Республики Беларусь [23].

Нормы Закона «О таможенном тарифе» закрепляют следую­щие виды ставок таможенных пошлин:

    • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной сто­имости облагаемых товаров;

    • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;

    • комбинированные, сочетающие оба названных вида тамо­женного обложения.

Ввозные таможенные пошлины взимаются с учетом эконо­мического развития страны-экспортера и уровня экономиче­ских и политических связей с ней. В зависимости от страны происхождения товаров на практике применяются режимы свободной торговли, наиболее благоприятствуемой нации, преференциальный и общий режимы [32].

В приложении 1 к Указу № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин», с изменениями и дополнениями от 03 ноября 2008 г., перечислены страны, в тор­гово-экономических отношениях с которыми Республика Бела­русь применяет режим свободной торговли. В частности это страны СНГ и Грузия.

Товары, происхо­дящие из этих стран и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из них, таможенными пошлинами не облагаются. Если же указанные товары будут ввозиться на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением условий, установленных правилами определения стра­ны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав Правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 г., они будут облагаться таможенными пошли­нами по базовым ставкам.

Товары, происходящие из стран, указанных в приложении 2 к Указу №699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин», и ввозимые на таможенную территорию Рес­публики Беларусь из этих стран, при отсутствии сертификата о происхождении товара формы СТ-l облагаются ввозными таможенными пошлинами по базовым ставкам. Базовые ставки таможенных пошлин применяются в отно­шении товаров, происходящих из стран, в торгово-экономиче­ских отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наиболее благоприятствуемой нации [17, с. 589].


Товары, происходящие из стран, с которыми Республика Бе­ларусь не применяет режим наиболее благоприятствуемой на­ции, облагаются по удвоенной ставке таможенной пошлины; товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Бе­ларусь, страна происхождения которых не установлена, облага­ются ввозными таможенными пошлинами, за исключением случаев наличия достоверных сведений о том, что страной про­исхождения товаров является страна, В торгово-политических отношениях с которой Республика Беларусь не применяет ре­жим наиболее благоприятствуемой нации. В этих случаях в от­ношении таких товаров применяются ставки ввозных таможен­ных пошлин, увеличенные вдвое [31].

В соответствии с правилом статьи 34 Закона «О таможенном та­рифе» тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республи­ки Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Бела­русь и указанным Законом. При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реали­зации торговой политики республики Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Рес­публики Беларусь, в виде:

  1. возврата ранее уплаченной тамо­женной пошлины;

  2. освобождения от обложения таможен­ной пошлиной;

  3. снижения ставки таможенной пошлины;

  4. установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Перечень товаров, которые при ввозе на таможенную терри­торию Республики Беларусь освобождаются от обложения та­моженной пошлиной закреплен в статье 34-1 Закона «О таможен­ном тарифе». В указанный перечень входят, например, товары, оборудование и оснастка, используемые для производства ла­зерно-оптической техники (необходимость такого использования должна быть подтверждена заключением, выдаваемым Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров); това­ры, подлежащие обращению в собственность·государства; иные товары в порядке и на условиях, определенных Президен­том Республики Беларусь [17, с. 591].

В частности, перечни товаров, ввози­мых на территорию Республики Беларусь, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении кото­рых (товаров) применяются тарифные преференции, и пере­чни этих стран определены в нормах Декрета Президента Рес­публики Беларусь от 7 мая 2007г. № 3 «Об установлении тарифных преференций». В отношении ввозимых на таможен­ную территорию Республики Беларусь отдельных товаров, про­исходящих из развивающихся стран (территорий), предоставляются тарифные преференции в виде снижения ставок тамо­женных пошлин на 25%, а в отношении отдельных товаров, происходящих из наименее развитых стран (территорий), в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами [16, с. 377].


Таможенные пошлины общего режима применяются по удвоенным ставкам. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, определяются исклю­чительно в целях оперативного регулирования внешнеэконо­мической деятельности на территории Республики Беларусь [14].

Таким образом, подводя итог по данному вопросу, можно сказать, что таможенно-тарифное регулирование рассматривается как основной метод при осуществлении государственного регулирования внешней торговли товарами и его отличительными признаками является срочность, выборочность и дифференциация. Особенность данного регулирования заключается в том, что основой его применения является разделение стран в зависимости от их международных отношений с Республикой Беларусь и экономической ситуацией в стране, а так же в зависимости от того, какой товар импортируется либо экспортируется, и с какой целью.





















  1. МЕТОДЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Нетарифные методы ограниченийэто совокупность экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и используемых в качестве национального торгово-политического инструментария при регулировании внешней торговли. Нетарифные ограничения классифицируются по следующим основным группам мероприятий:

1. Участие государства во внешнеторговых операциях (поддержка отечественного товаропроизводителя, субсидирование производства, экспорта товаров и др.).

2. Выработка таможенных и административных процедур (таможенные и консульские формальности, товаросопроводительная документация, сертификация ввозимой продукции, санитарно-ветеринарные нормы, а также запреты и ограничения на ввоз-вывоз отдельных товаров).

3. Специфические ограничения. К ним относятся лицензирование и квотирование [27, с. 36].

Нетарифное регулирование осуществляется путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования. Как уже отмечалось, меры нетарифно­го регулирования устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономиче­ского характера [3].

В рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России данные вопросы регламентируются:

  • Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008г.;

  • Соглашением о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г.;

  • Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г..


Немаловажное значение имеет и Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утверждённый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», а также Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [16, с. 377].

Система нетарифного регулирования внешнеторговой дея­тельности включает ряд мер.

  1. Количественное ограничение внешней торговли товарами.

По общему правилу внешняя торговля товарами осуществляет­ся без количественных ограничений. Исключение составляют указанные ниже следующие случаи [3].

  1. Временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостат­ка на внутреннем рынке Республики Беларусь продовольствен­ных или иных товаров, которые являются важны­ми для внутреннего рынка Республики Беларусь. Перечень таких товаров определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. В настоящее время в пределах объемов установленных квот осуществляется экспорт минеральных удобрений, отходов и лома черных металлов, медных, никелевых, алюминиевых отхо­дов и лома.

  2. Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Республику Беларусь в любом виде, если необходимо:

  • сократить производство или продажу аналогичного това­ра, происходящего с территории Республики Беларусь;

  • сократить производство или продажу товара, происходя­щего с территорий Республики Беларусь, который, может быть заменен импортным товаром, если в Республике Беларусь не имеется значительного производства аналогичного товара;

  • устранить на рынке временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории Республики Беларусь, путем предоставления собственником или уполномоченным лицом имеющегося излишка такого товара некоторым груп­пам белорусских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

  • устранить на рынке временный излишек товара, происхо­дящего с территории Республики Беларусь который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Республике Беларусь не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления собственником или уполномоченным лицом имеющегося излишка такого товара некоторым группам белорусских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

  • ограничить производство продуктов животного проис­хождения, зависящее от импортируемого в Республику Бела­русь товара, если производство в Республике Беларусь анало­гичного товара является относительно незначительным [24].