Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации (Факторы, оказывающие влияние на колебания курса валюты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Валютная система страны – показатель уровня развития экономики и степени вовлеченности государства во внешнеэкономические отношения.

Современное положение валютной системы заставляет совершенствовать старые и применять совершенно новые инструменты и методы регулирования валютной сферы. Для решения этих важнейших вопросов требуется тщательная подготовка с точными перспективными экономическими расчетами и комплексным правовым регулированием.

Известно, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает валютный курс рубля и осуществляет валютное регулирование. Валютное регулирование используется в качестве одного из важнейших инструментов экономической политики с целью обеспечения устойчивости экономического роста и сдерживания инфляции.

Регулирование и контроль национального валютного рынка очень важны для стабилизации экономики государства. Вопросы валютного курса, валютного контроля, валютного законодательства определяют экономическую безопасность страны. В этом и заключается актуальность темы исследования.

Целью курсовой работы является изучение проблем формирования и развития валютной системы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты формирования и развития валютной системы России;

- рассмотреть политику валютного курса Банка России;

- провести анализ показателей валютной системы РФ;

- разработать положения по становлению рубля;

- обозначить валютную стратегию в России.

Предмет в курсовой работе – валютная система Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой послужили фундаментальные положения классической политической экономии, а также концептуальные исследования современных российских и западных ученых – экономистов, такие как: Пономаренко В. Е. Валютное регулирование и валютный контроль, Валютное право под ред. П.Н. Бирюкова, В.Е. Понаморенко, Ершов М.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире, Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения и другие.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Первая глава посвящена теоретическим основам формирования и развития валютной системы России, в ней раскрыты: этапы развития валютного рынка России, ключевые элементы валютной системы России, факторы, оказывающие влияние на колебания курса валюты.


Вторая глава раскрывает политику валютного курса Банка России, а также анализ валютной системы РФ.

Третья глава посвящена разработке мероприятий по совершенствованию валютной системы РФ.

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития валютной системы России

1.1. Этапы развития валютного рынка России

В ходе кризиса современной мировой валютной системы, проявившегося, прежде всего, в возросшей волатильности валютных курсов, ослаблении позиций доллара США и уязвимости евро особую значимость приобретает дальнейшее развитие валютной системы России. В одном из научно-исследовательских трудов по оценке конкурентоспособности России специалисты ИМЭМО РАН отмечают, что «валютная политика и финансовая сфера играют важную роль в формировании уровня конкурентоспособности страны в мировом хозяйстве» [8, с.126]. По мировым меркам российская валютная система является достаточно «молодой». Можно выделить несколько ключевых этапов развития валютного рынка России:

  • первый этап (1987 1992 годы) начало формирования валютного рынка и проведения первых биржевых валютных торгов;
  • второй этап (1992 1994) годы становления отдельных сегментов валютного рынка и первые валютные кризисы («черные вторники и пятницы»);
  • третий этап (1995 1998 годы) введение и функционирование «валютного коридора» [7, c. 98];
  • четвертый (1998 2000 годы) кризисный этап развития валютного рынка России (период «августовского дефолта» и преодоления его негативных последствий;
  • пятый (2001 2007 годы) этап либерализации валютного рынка и массового прихода иностранных финансово-банковских структур на валютный рынок России;
  • шестой этап (с 2008 г. по настоящее время) период глобального финансово экономического кризиса и устранения его негативных последствий, в том числе и в сфере валютных отношений [9, c. 24].

Развитие валютного рынка и валютных операций в России началось в конце 1980-х годов с либеральных реформ в СССР, направленных на переход к рыночной экономике: произошла отмена государственной монополии внешней торговли и валютной сферы, а также была децентрализована внешнеэкономическая деятельность страны. Валютная реформа обеспечила переход от административного распределения валютных ресурсов государственными органами к формированию валютного рынка [14, c. 113]. Предприятиям и организациям в августе 1986 года впервые было предоставлено право оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки на валютных счетах и использовать эти средства по своему усмотрению. С ноября 1989 года Внешэкономбанк СССР начинает проводить аукционы по продаже валюты по рыночному курсу. Согласно Закону СССР «О валютном регулировании» от 1 апреля 1991 года предприятиям и организациям, а также гражданам страны было предоставлено право продавать и покупать через уполномоченные коммерческие банки иностранную валюту в обмен на советские рубли. В том же году стали регулярно прово­диться торги на валютной бирже Госбанка СССР по рыночному курсу. После распада СССР на рубеже 1991-1992 годов и образования Российской Федерации процесс формирования валютного рынка ускорился и стал составной частью структурных экономических реформ страны [13, c. 46].


Со вступлением России в 1992 году в Международный валютный фонд ее валютная система формируется в соответствии с Уставом МВФ.

Кроме того, основные элементы отечественной системы были оформлены в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года. Изданный впоследствии новый закон от 19 декабря 2003 года с одноименным названием установил правовые основы и базовые принципы валютного регулирования и контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также определил права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распо­ряжения валютными ценностями и нерезидентов - в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации [17, c. 109]. В данном документе также изложен порядок открытия и ведения валютных и рублевых (нерезидентами) счетов, механизмы осуществления и регулирования валютных операций между участниками российского валютного рынка. Так, купля-продажа иностранной валюты и номинированных в валюте чеков производится в России только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию Центрального банка РФ на проведение операций в иностранной валюте.

1.2. Ключевые элементы валютной системы России

В законе «О валютном регулировании и валютном контроле» также выделены ключевые элементы валютной системы России [2].

  1. Основой валютной системы является национальная денежная единица - российский рубль, находящийся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации. (Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается) [20, c. 85].
  2. Международные резервы (ликвидные активы), которые объединяют валютные резервы, золото, резервную позицию страны в МВФ, СДР на счетах МВФ. Валютные резервы банка России включают выраженные в рублевом эквиваленте остатки средств (номинированные в американских долларах, евро, английских фунтах, иенах, швейцарских франках) на корреспондентских и депозитных счетах в банках-нерезидентах, кредиты, предоставленные этим банкам, средства, размещенные у нерезидентов по сделкам покупки ценных бумаг с обязательством их обратной продажи (РЕПО), а также ценные бумаги иностранных эмитентов, приобретенные Банком России [15].

Особый интерес представляет валютная стратегия в области формирования и диверсификации золотовалютных резервов (ЗРР) страны - высоколиквидных финансовых активов, находящихся в распоряжении Банка и Министерства финансов Российской Федерации. Так, главной целью Центрального банка является обеспечение оптимального сочетания сохранности, ликвидности и поддержания доходности резервных активов. При этом, определяя целевую валютную структуру золотовалютных резервов, Банк России не руководствуется текущей курсовой конъюнктурой мировых валютных рынков, а ориентируется, прежде всего, на структуру внешнего долга Российской Федерации, в том числе платежей в краткосрочной перспективе [22, c. 54].


В качестве основного источника инвестирования средств ЗВР выступают американские и европейские государственные долговые бумаги. То есть, с одной стороны, обеспечивается сохранность и ликвидность золотовалютных резервов страны, но, с другой, - Россия инвестирует средства в экономику США. В этой связи в условиях нестабильности курсов доллара и евро становится актуальной проблема обеспечения устойчивости ЗРР страны.

Выходом из сложившейся ситуации является диверсификация золотовалютных резервов: повышение доли иены и увеличение числа резервных валют (например, в перспективе - единой азиатской валюты АСИ). Помимо прочего, в структуре ЗРР следует увеличить долю золота. Это объясняется двумя основными причинами: с одной стороны, нестабильным положением доллара США на мировом финансовом рынке, а с другой, - ростом мировых цен на золото [17, c. 96].

Однако ряд экспертов полагают, что, подобная мера ставит золотовалютные резервы нашей страны в зависимость от товарных рисков. В качестве главного аргумента приводится тот факт, что товарные риски менее прогнозируемы, в силу чего наносят более существенный ущерб, чем колебания валют. Безусловно, данная точка зрения имеет свое логическое обоснование. Тем не менее, России с долей золота 6,1% в структуре ЗРР в этом направлении еще очень далеко до стран Запада (порядка 20% в ЗРР) [15].

Как представляется, такой показатель, как «объем официальных золотых резервов» является достаточно объективным индикатором оценки экономической позиции той или иной страны в мире: чем больше резервы страны, тем прочнее ее позиции в мировой экономике и политике. Значимость официальных золотых резервов обусловлена еще и тем, что данный драгоценный металл называют «валютой без страны», и ее стоимость мало зависит от эффективности развития национальных экономик, в отличие от «бумажных» валют.

В условиях глобализации мировой экономики и обострения международной конкуренции проблема управления официальными резервными активами становится важнейшей макроэкономической задачей государственного регулирования, и золото должно рассматриваться нашим государством как один из активов, способных стать фактором преодоления кризисного потенциала не только отечественной валютной системы, но и Ямайской валютной системы в целом. Соответственно, на первый план должно выходить повышение эффективности функционирования системы валютного контроля, который осуществляют определенные органы, также являющиеся элементом российской валютной системы [23, c. 3].


  1. Органами валютного регулирования в России являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации. Валютный контроль в нашей стране осуществляется Правительством РФ, а также органами валютного контроля - Центральным банком РФ и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ [16, c. 56].

Агентами валютного контроля, в свою очередь, выступают уполномоченные банки, подотчетные банку России, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

С законодательной точки зрения, в целях повышения эффективности и оптимизации функционирования системы валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности был разработан и принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 406 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля», который вступил в силу 5 июня 2012 года [2].

Так, для обеспечения контроля за репатриацией резидентами денежных средств данным законом установлена обязанность представления резидентами уполномоченным банкам данных об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках получения валютной выручки и исполнения нерезидентами обязательств в счет осуществленных резидентами авансовых платежей (для последующего отражения этой информации уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля) [18, c. 120].

Кроме того, федеральным законом был сокращен перечень информации, подлежащей отражению в паспорте сделки, оформляемом резидентом по внешнеторговому контракту. В целях расширения информационного обеспечения и повышения оперативности работы органов и агентов валютного контроля для уполномоченных банков установлена обязанность в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки, направлять его в электронном виде органам и агентам валютного контроля.

Помимо прочего, на основании Положения Банка России от 20 июля 2007 года № 308 - П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» реализуется передача от уполномоченных банков через Банк России в Федеральную службу финансово - бюджетного надзора только информации о выявленных нарушениях валютного законодательства. По итогам 2011 года уполномоченными банками была направлена информация о 750 тысячах нарушений [21, c. 180].