Файл: Банковские риски и основы управления ими (Классификациябанковских рисков.Методы управления ианализбанковских рисков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для достижения своих целей АО «Альфа-Банк» всегда не упускает из виду риски.

Риск-аппетит - это предельный размер риска по наиболее значимым видам риска, которые Банк готов принять для достижения своих бизнес-целей.

Риск-аппетит формирует основу для создания надлежащих лимитов наиболее значимых рисков, методологий оценки и процессов управления риском с целью обеспечения контроля над риском.

АО «Альфа – Банк» прогнозирует и устанавливает максимальные уровни риск-аппетита по наиболее значимым видам риска и ключевым бизнес-подразделениям в стратегии развития на три года с проверкой выполнения прогнозов и пересмотром не реже одного раза в год:

  • Риск-аппетит по кредитному риску выражается величиной взвешенных по риску активов (RWA).
  • Риск-аппетит по рыночному риску выражается величиной взвешенных по риску активов (RWА) и предельной величиной открытой валютной позиции (ОВП)[17].
  • Риск-аппетит по операционному риску закрепляется двумя показателями: долей от валового дохода Банка (бухгалтерской мерой) и величиной потерь Банка (экономической мерой).

В таблице 7 представлен прогноз максимального уровня риск-аппетита АО «Альфа-Банка».

Таблица 7

Максимальные уровни допустимого риска АО «АльфаБанк»Млрд.руб.

RWA

На 1.01.2015 г.

На 1.01.2016 г.

На 1.01.2017 г.

Кредитный риск

1 959

2 211

2 462

Рыночный риск

258

291

320

Операционный риск

269

316

359

Всего

2 486

2 818

3 141

Подразделения по управлению рисками подчинены Главному Директору по Управлению рисками, Главному финансовому директору и независимы от бизнес-подразделений Банка.

Кредитной политикой АО «Альфа-Банк» установлены пять внутреннихлимитов на кредитный портфель:

  • лимит концентрации на заемщика (группу связанных заемщиков) в зависимости от рейтинга;
  • лимит совокупного размера крупных кредитных рисков;
  • лимит диверсификации кредитного портфеля по рейтингу заемщиков;
  • лимит концентрации кредитного портфеля по типу обеспечения;
  • лимит концентрации кредитного портфеля по отраслям экономики.

Банк применяет большой спектр инструментов, которыенаправлены на снижение риска кредитных операций, и на уровне отдельных транзакций (оценка PD, LGD, EAD), и индикаторов кредитного риска на уровне всего портфеля.


Банк достаточно эффективноуправляет кредитными рисками, можно отметить следующие недостатки:

  • недостаточную автоматизацию процесса определения качества заемщика;
  • несовершенство кредитной процедуры в области документооборота между головным офисом и региональными отделениями;
  • недостаточно отлаженная работа сотрудников по работе с просроченной задолженностью и самого комитета по работе с просроченной задолженностью.

Далее рассмотрим рыночный риск АО «Альфа-Банк». АО «Альфа-Банк» управляет рыночными рисками –установлением лимитов на размер позиции и на статистические меры риска, в целом для торговой позиции, так и для отдельных торговых инструментов. Главнымслабым местом Банка является недостаточно быстрое реагирование наизменения на финансовом рынке[18].

Исследуем опыт управления операционным риском.АО «Альфа-Банк» проводит регулярный мониторинг своих операционных рисков.

Несмотря на существенные сильные стороны системы управления операционными рисками в АО «Альфа-Банк», можно выделить следующие проблемы:

  • Низкий уровень производительности труда. По данному показателю Банк сильно проигрывает как банкам развитых стран, так и банкам развивающихся рынков.
  • Низкое качество обслуживания по скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, общения и взаимодействию между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка.

В управлении активами и пассивами АО «Альфа-Банк» применяет,а также постоянно ведетсовершенствование динамической модели ликвидности, поданноймоделипрогнозируются потенциальные разрывы ликвидности на протяжении разных временных интервалов, включая разные предположениякризисамежбанковского рынка, увеличения просроченной задолженности по корпоративным кредитам и существенному сокращению срочных вкладов и средств до востребования. Данная модель применяется на ежедневной основе.

Процентный риск управляется Казначейством в пределах лимитов, которые установлены КУАП.

Курсовые риски управляются –балансированием валют по активами пассивам Банка.

В конце 2005 г. в АО «Альфа-Банк» создано подразделение,которое занимается управлением розничными рисками.Его инфраструктура опирается на всемирно известную системуподдержки решений (decisionsupportsystem), тогда как решенияо предоставлении розничных кредитов основываются на признанной во всеммире скоринговой модели (scoringmodel).Вуправленииимеются профессионалы в сфере управления рисками, атакже опытом работы на развивающихся рынках как России,и такжеза ее пределами. Банк намерен и в дальнейшем совершенствовать практику поуправлению розничными рисками, чтобы продолжать следовать своей стратегии вподдержании роста прибыли и укреплении своихпозиции в качестве одного из ведущих банков розничного кредитования.


2.3.Совершенствование системы управления рисками в АО «Альфа-Банк»

Разработанная система эффективного управления рисками дает возможность определить несоответствия в действующей системе управления рисками и предложить пути ее совершенствования.

Совершенствование системы управления рисками имеет цель -повышение привлекательности кредитных продуктов для всех категорий клиентов за счет упрощения процедур, сокращения времени принятия решений и повышения их предсказуемости, снижения требований по залогам и прочему обеспечению, большей дифференциации ставок и условий в зависимости от уровня риска клиента.

Важная задачав стратегии Банка в сфере управления рисками - это создание условий для более агрессивной коммерческой политики.

Проведем поэтапный сравнительный анализ разработанной автором системы управления рисками и действующей системы в АО «Альфа-Банк». На рисунке 7 представлен первый этап управления рисками попредлагаемой модели.

Рис. 7. Планирование управления рисками В Банке

В целом АО «Альфа-Банк» отвечает поставленным целям, обозначенным во второй главе данной работы. В рамках одной из них, а именно - использование возможностей роста, предлагаются возможные пути совершенствования[19].Важное направление в развитии Банка займет максимальная ориентация на клиента и в этом смысле его превращениев «сервисную» компанию.Это означает, что Банк будет стремиться кудовлетворению максимального объема потребностей в финансовых услугах каждого клиента,максимизируядоходы от каждого набора клиентских отношений.

Базовый анализ рисков, в ходе которого составляется риск-профиль АО «Альфа-Банк» проводится в нем каждые полгода, что соответствует предложенноймодели.

Следующим пунктом сравнения будет формирование органов (субъектов) управления рисками.

В таблице 8 представлен сравнительный анализ субъектов действующей системы управления рисками в АО «Альфа-Банк» и предлагаемой системы управления рисками.

Таблица 8

Сравнительный анализ систем управления рисками В АО «Альфа-Банк»

Субъект системы управления рисками

Действующая система в АО «Альфа-Банк»

Предложенная система

Совет директоров

Есть

Есть

Комитет по аудиту

Есть

Есть

Комитет по кадрам и вознаграждениям

Есть

Есть

Правление Банка

Есть

Есть

Стратегический комитет по рискам

Есть

Есть

Комитет по Управлению Активами и Пассивами

Есть

Есть

Кредитные комитеты

Есть

Есть

Комитет по операционным рискам

Есть

Есть

Дирекция по управлению рисками

Есть

Нет

Дирекция по взысканию

просроченной задолженности

Есть

Нет


Сравнительный анализ выявил ряд отличий, одним из которых является присутствие в АО «Альфа-Банк» Дирекции по управлению рисками.

Таким образом, в АО «Альфа Банк» представлен общий орган, отвечающий за функционирование системы риск-менеджмента, общее управление рисками, обеспечивая применение единых принципов и методов выявления, оценки, управления и доведения информации до руководства. В предлагаемой автором системе эти функции выполняются Советом Директоров, однако присутствие отдельного органа не является по мнению автора критичным. Также в АО «Альфа-Банк» взысканием просроченной задолженности занимается отдельный комитет, функции которого в авторской системе отнесены на Кредитный комитет. Учитывая масштабы рассматриваемого банка, вполне приемлемым является присутствие большего числа субъектов управления рисками и делегирование отдельных функций на специализирующиеся на данных функциях подразделения. Таким образом, общая структура органов управления банковскими рисками может быть сопоставлена с предложенной моделью.

АО «Альфа-Банк» уделяет достаточное внимание всем этапам управления рисками, которые, как предлагает автор, включают в себя следующие пункты:

  • идентификацию рисков;
  • процедуры оценки и методы снижения рисков;
  • формирование риск-отчетности;
  • мониторинг и контроль.

Однако в виду выявленных ранее недостатков в действующей системеуправления рисками, предлагается определенные меры воздействия, пути совершенствования управления отдельными видами банковских рисков.

Рассмотрим предложенные пути для каждого вида рисков.

Следует отметить, что в АО «Альфа-Банк» особое внимание уделяется кредитному риску. В рамках системы управления данный вид риска подразделяется на розничный и нерозничный кредитные риски. Такое деление является следствием присутствия в Банке кредитования как юридических, так и физических лиц и является не критичным отклонением от авторской системы.

Для оптимизации системы управления кредитным риском Банку рекомендуется реализация следующих пунктов:

  • Построение систем формализованной оценки кредитного риска. Для каждого клиента (как физического, так и юридического лица) Банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска, который в свою очередь складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта).
  • Увязка ценообразования и коммерческих приоритетов в области кредитования с оценкой уровня кредитного риска клиента и транзакции.
  • Усиление роли функции управления рисками в процессе подготовки и принятия кредитного решения.
  • Оптимизация кредитной процедуры и построение электронного документооборота для всех кредитных заявок. Эти факторы являются необходимыми не только для эффективного функционирования кредитного процесса внутри Банка, но и для обеспечения прозрачности кредитных решений и эффективного взаимодействия между функцией управления рисками и клиентскими подразделениями Банка.
  • Построение выделенной и консолидированной службы мониторинга качества кредитного портфеля и работы с просроченной задолженностью. Основной задачей в данной области является максимально раннее выявление потенциально проблемной задолженности и профессиональная работа с ней на тех стадиях, когда мероприятия по ее реструктуризации и взысканию могут быть наиболее эффективными.
  • Формализация кредитной стратегии Банка и создание эффективных механизмов мониторинга и управления параметрами кредитного риска Банка на уровне портфеля.

Первоочередная причина подверженности банка процентному риску- это фиксация процентных ставок как по выдаваемым кредитам, так и по депозитам. В связи с периодическим изменением процентных ставок на законодательном уровне, обязательства Банка могут иметь непропорционально высокие процентные ставки по сравнению с его активами, и наоборот. Путем совершенствования управления процентным риском станет формирование команды аналитиков, способных проводить качественный мониторинг финансовой ситуации и делать достоверные прогнозы, на основании которых будет осуществляться страхование процентных рисков по средствам валютных форвардов и процентных свопов.

Одной из основных областей совершенствования является система управления операционными рисками банка.

Основная задача в сфере операционных рисков - этоликвидация пробелов с одновременным устранением избыточных механизмов контроля.Формирование единой операционной модели будетпозволять повышатьпропускную способность, объем продаж и качество обслуживания,исоответственномаксимально использовать эффект экономии на масштабах. Повысится управляемость и качество работы за счетуглубления специализации, решения однородных задач, формированияпрозрачной системы мотивации.

Принципы развития операционной модели Банка должныстать:

  • построение единой операционной модели Банка;
  • оптимизация процессов и процедур;
  • создание системы управления операционной деятельностью в Банке;
  • выстраивание промышленного процесса обеспечения продаж и обслуживания клиентов;
  • обособление операционной функции от процессов, связанных с продажами и обслуживанием (фронт-офиса);
  • автоматизация только оптимизированных и стандартизированных процессов.

Такимобразом, основные направления вразвитиив данной области -это выстраивание на уровне Банка консолидированной системы поуправлению пассивами и активами, в основе даннойсистемы лежат экономически обоснованное трансфертное ценообразование, учет и распределение экономического капитала, и активное моделирование и управление соответствующими категориями риска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковский риск представляет собой вероятность потерь в виде недополучения доходов, утраты или снижения стоимости активов, а также возникновения дополнительных издержек.

Деятельность коммерческого банка всегда нацелена на максимизацию прибыли и минимизацию издержек. Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с рисками. Что же касается деятельности банка, то, помимо общих рисков, для нее также характерны риски, вытекающие из самой специфики банковской деятельности.