Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (ООО «ЭЛЬДОРАДО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономическая ситуация характеризуется нестабильностью и динамизмом и предприятиям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы выжить в жестких условиях рынка и стать успешными. В этой связи персонал, как ключевой элемент организации, приобретает все большую значимость.

Успех любой организации – это результат коллективных усилий ее работников, результат высокого качества персонала. Эта истина сейчас признана всеми. Коллективное взаимодействие, при минимуме формальных установлений, при максимуме творчества, предполагает, что в коллективе имеются взаимопонимание, единство целей, доверие, при этом цели каждого члена коллектива, связанные с трудовой деятельностью, совпадают с целями организации в целом.

Конкурентоспособность достигается за счет комплексных усилий маркетинга. В рамках товарной политики создаются внутренние и внешние преимущества товара посредством придания ему объективных свойств с помощью научных исследований, и субъективных, основанных на личных представлениях потребителей.

Конкурентоспособность продукции тесно связана с качеством продукции. Однако эти два понятия не являются тождественными. Различают эти понятия в следующих аспектах.

Если под «качеством» понимается просто совокупность свойств, то конкурентоспособность характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности. Параметры качества определяются, как правило, исходя из интересов производителя, а параметры качества прежде всего из интересов потребителя.

Цель– провести анализ конкурентоспособности фирмы на примере ООО «Эльдорадо» и разработать мероприятия по ее совершенствованию.

Исходя из целей работы требуется решить следующие задачи:

– определить понятие конкурентоспособности и факторы влияющие на её состояние;

- провести анализ конкурентных преимуществ ООО «Эльдорадо»;

- дать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Эльдорадо».

Теоретической основой исследования послужили учебные пособия Демидова В.Е., Долинской М.Г., Завьялова П.С., Литвиненко А.Н., Лифица И. М.: Соловьевой И.Н., а так же, материалы исследуемого предприятия и аналитические статьи периодической печати.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГТЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

    1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ


В настоящее время среди предприятий России остро стоит проблема конкурентоспособности. Ухудшение инвестиционного климата, падение реальных доходов населения – лишь часть негативных факторов, с которыми сталкиваются организации.

Вопрос конкурентоспособности – основополагающий, так как утратив конкурентоспособность предприятие погибает не получая денежных средств от клиентов, это делает наращивание конкурентоспособности приоритетным направлением. В различных источниках существуют различные подходы к определениям конкурентоспособность и качество управления.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [1].

Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели [2]. Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы [3].

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал [4].

Конкурентоспособность предприятия – это оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары (услуги), превосходящие по критерию цена / качество аналоги [5].

Качество управления – это не только свойства протекающих в системе управления информационных, трудовых и других процессов, но и результативность деятельности предприятия на рынке, проявление того, в какой степени установленные цели деятельности соответствуют состоянию внешней среды, выпускаемая продукция – запросам потребителей, используемые стратегии – действиями конкурентов [6].


Качество управления – это совокупность свойств, присущих управлению и определяющих его состояние, возможность создавать надлежащие условия путем выбора, интегрирования и комбинирования факторов внутренней и внешней среды для обеспечения требуемой конкурентоспособности предприятия [7].

Качество управления – такой набор свойств системы управления, позволяющий организации удовлетворять требования заинтересованных сторон, достигать поставленные цели и устойчиво развиваться в неопределенной внешней среде. Исходя из приведенных определений можно сделать следующий вывод.

Качество управления направлено на приведение внутренней сферы организации в соответствие ее внешней среде. От качества управления зависит адекватность действий организации, обработка поступающей информации и принятие соответствующих. В свою очередь конкурентоспособность является результатом качества управления.

Обобщая вышесказанное следует выделить критерии качества управления, влияющие на конкурентоспособность организации, так как они имеют высокий приоритет при оценке качества управления.

1. Степень охвата регистрации маркетинговой информации. Эффективность каналов привлечения. Количество потенциальных клиентов. Конверсия потенциальных клиентов в купивших. Точки контакта с клиентами. Отзывы клиентов о продуктах, услугах. Претензии потребителей. Количество возвращений клиентов и рекомендаций.

2. Скорость и правильность обработки маркетинговой информации. Частота получения отчетов на основе внутренних источников. Частота проведения внешних исследований. Оперативность принятия решений по полученным отчетам. Достоверность получаемых данных.

3. Соответствие конкурентных преимуществ потребностям сегмента. Сочетание цена / качество. Важность свойств для выделенного сегмента потребителей. Уникальность конкурентного преимущества. Защищенность ниши от быстрого входа конкурентов.

4. Качество коммуникационной политики. Доли проинформированных клиентов в обслуживаемых сегментах рынка. Понятность сообщения о конкурентном преимуществе. Резервы для коммуникации.

5. Качество продукции. Показатели качества продукции: Назначения. Надежности. Эргономические. Эстетические. Безопасности и т.д. 6. Качество обслуживания. Материальное качество оргтехника, офис и т.д. Интерактивное качество (взаимодействие клиентов с персоналом). Корпоративное качество (имидж и деловая история фирмы) [8].

Таким образом, соблюдение и совершенствование качества управления по данным критериям позволит повысить конкурентоспособность организации и обеспечит ее развитие. Также следует отметить, что критерии являются необходимыми, но не достаточными, у каждого предприятия могут быть свои специфические критерии качества управления.


Также стоит отметить, что приоритеты в их внедрении каждая организация определяет самостоятельно. Для применения данных критериев необходимо также пересмотреть системы управленческого учета, включив в них мониторинг маркетинговых показателей, а также контролировать деятельность по предложенным критериям.

Одним из способов улучшить качество управления организацией является разработка и внедрение системы менеджмента качества, при этом сертификация системы не обязательна, достаточно правильно разработать процедуры, политики и соблюдать принципы.

В случае сертификации системы менеджмента качества предприятие получит дополнительное конкурентное преимущество, так как наличие сертификата ISO является требованием участия в некоторых государственных закупках, а также является индикатором качества для потребителей, понимающих значение и труд вложенных в сертификацию, таких как руководители предприятий.

    1. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК БАЗОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БИЗНЕСА

Исходя из взглядов представителей классической школы, для оптимального развития экономики в любой стране необходимо снижение роли государства не только как экономического субъекта, но и как регулирующего органа.

Таким образом, только рыночные механизмы, свободная конкуренция способны отобрать конкурентоспособные товары и услуги, жизнеспособные предпринимательские силы. Можно частично согласиться с этим утверждением.

Бесспорным является тот факт, что повышение конкурентоспособности малого бизнеса является необходимым условием роста конкурентоспособности всей экономики страны. Конкурентоспособность - способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Рассматривая данное определение, можно сформировать понятие конкурентоспособности субъекта малого бизнеса, то есть конкурентоспособность малой организации – это есть способность данной организации превосходить подобные себе экономические субъекты в спектре внешнего взаимодействия, но так же, в спектре внутренней среды.

То есть, предоставлять на рынок конкурентоспособную продукцию, услуги, но также иметь конкурентоспособную организационную структуру, оптимальные внутренние денежные потоки. Конкурентоспособность определяет способность субъекта малого предпринимательства выдержать конкуренцию по сравнению с однотипным предприятием на данном рынке.

Рассматривая процесс прогнозирования конкурентоспособности малого предприятия, необходимо провести комплексную диагностику предприятия - изготовителя, его товара (услуги), основных конкурентов и разработать прогноз потребностей, ценностей для потенциальных потребителей и малого предприятия.


Конкурентоспособность продукта деятельности организации, как одна из составляющих конкурентоспособности малого предприятия - это один из базовых факторов увеличения доли малого предприятия на рынке, повышения его экономических показателей, укрепления финансовой устойчивости субъекта малого бизнеса.

В масштабе страны конкурентоспособность означает повышение эффективного взаимодействия таких элементов, как экономические субъекты, регулирующий аппарат в роли государственных и муниципальных структур. Данное взаимодействие должно иметь вектор развития на повышение эффективности рыночной инфраструктуры.

Всемирный Экономический Форум оценивает конкурентоспособность стран по 160 критериям, объединенным в 11 направлений и учитывающим почти все аспекты качества правовой, финансовой, налоговой, таможенной систем, систем образования, инновационной деятельности, здравоохранения, качества среды обитания, рыночного механизма и т.д.[11].

Основные причины низкой конкурентоспособности малого предпринимательства Российской Федерации обусловлены несовершенством стратегического управления экономикой страны в целом, и малым бизнесом в частности, несовершенством законодательной базы по малому бизнесу и системы подготовки кадров для этой отрасли экономики.

Малый бизнес в России не нуждается в поддержке, но малый бизнес нуждается в том что бы ему не мешали развиваться. Конечно, в данном утверждении присутствует огромная доля утверждений классических экономистов. На сегодняшний день, при выборе правительством экономики с социальным уклоном, неизбежно давление на экономические субъекты.

Давление проявляется с виде увеличения налогового бремени, большой коррумпированности чиновников, контролирующих органов власти. Правительство делает ставку на крупный бизнес. Одно из объяснений данному процессу – чем меньше объектов, тем проще им управлять.

Малые организации подобны телам броуновского движения. Они хаотично передвигаются и, очевидно, контроль над ними снижается. Также отмечу, что отказ на федеральном, региональных и муниципальных уровнях управления от методов научного планирования, системного анализа, прогнозирования, оптимизации и др. не способствует актуализации конкурентоспособности малого предпринимательства.

В современных условиях ужесточения конкурентной борьбы не следует отказываться от планирования, а наоборот, резко повышать его качество на всех перечисленных уровнях управления. Необходимо отметить, что развитие экономики в России, повышение показателя ВВП на душу населения, несомненно, должно базироваться на увеличении числа хозяйствующих субъектов. Процесс количественного увеличения данных субъектов естественным образом, благодаря санирующей функции рынка, перейдет в качественные показатели.