Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (ООО «ЭЛЬДОРАДО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо учитывать тот фактор, что мировая экономика развивается с процессом глобализации.

На сегодняшний день архиважно не оказаться в ряду аутсайдеров. Здесь то и должно применить регулирующие рычаги правительство. Предоставить научный потенциал бизнесу, применить политику протекционизма.

Теория конкуренции как движущей силы развития экономической жизни общества была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов « (1776 год).

Основные тезисы теории конкуренции, развитые А.Смитом, и являющиеся до сих пор актуальными для субъектов малого предпринимательства можно свести к следующим моментам:

− термин «конкуренция» определен как соперничество, где при сокращении предложения неизбежен рост цен на товары и услуги – и, наоборот, при избытке предложения неизбежно падение цен;

− главный принцип конкуренции заключен в том, что экономика безжалостно вытесняет с рынка те фирмы, которые заняты производством не нужной продукции;

− механизм конкуренции заключен в оптимальном распределении ресурсов между отраслями.

То есть, при сокращении спроса на те или иные товары определенной отрасли сразу же возникают трудности со сбытом произведенной продукции (либо из-за недостаточно высокого качества производимой продукции, либо из-за высокой цены).

Гибкий механизм конкуренции моментально приспосабливается к воздействию внешней среды;

− эффективная конкуренция возможна лишь при наличии определенных условий: а именно, наличия большого количества продавцов и покупателей, мобильности используемых экономических ресурсов, невозможности влияния отдельного продавца на изменение рыночной цены;

− А.Смит разработал модель усиления и развития конкуренции, суть которой заключена в следующем: с развитием научно-технического прогресса будет происходить развитие и усиление конкурентной борьбы, которая позволит максимально удовлетворять потребности общества.

Вышеперечисленные положения, несомненно, имеют архиактуальное значение для становления, развития и усиления конкурентной борьбы среди субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.

Значительный вклад в развитие теории конкуренции внесли следующие ученые: Д. Рикардо, Д.С. Миаль, Дж. Робинсон, Дж. Кейннс, П. Хейне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л. Азоев, Ю.И. Коробов, Л.Г. Раменский, А.Ю. Юданов и другие. П. Хейне писал: «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам». [8]


«Конкуренция - это ситуация, в которой конкурирующих единиц много и они независимы» - писал Ф. Найт. [7] К.Р. Макконел и С.Л. Брю определяют, что конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для них свободно выходить на рынок и покидать его. Ф.А. Хайек отмечает: «Конкуренция - это процесс, посредством которого люди получают и передают знания.

На рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным». [5] М. Портер в своей книге «Международная конкуренция» пишет: «Конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ланшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты». [6]

А.Ю. Юданов считает, что рыночная конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. [7 ]

Конкурентными преимуществами малых предприятий или индивидуальных предпринимателей могут быть: конструктивные особенности производимого (продаваемого) товара, технологические, биологические, утилитарные, управленческие и т.д.

В самом широком смысле слова - «конкуренция» - это процесс реализации миссии путем управления организациями малого бизнеса своими конкурентными преимуществами, а именно управлением экономией ресурсов, что особенно актуально для сферы малого предпринимательства.

Процесс управления конкурентным преимуществом включает в себя следующие этапы: нахождение этого преимущества, разработка, развитие, использование и как завершающая стадия - отмирание конкурентного преимущества. При оценке конкурентных преимуществ малых предприятий Российской Федерации следует оценить внутренние факторы, влияющие на конкурентные преимущества субъектов малого предпринимательства.

В качестве систем в понятии «конкуренции» могут быть использованы политические, социально-экономические системы, производственные системы, экологические системы.

Система управления конкурентоспособностью малого предприятия - это комплексная система, нацеленная на достижение и наращивание конкурентных преимуществ организации. Система состоит из четырех составляющих: управление экономическим потенциалом организации, управление финансами, разработка и реализации стратегии повышения конкурентоспособности и управление конечными результатами деятельности малого предприятия.

Системный подход дает возможность учесть все основные взаимосвязи в системе управления, позволяет при постановке целей всесторонне учитывать факторы и направлять механизмы управления на достижение главной цели - повышение конкурентоспособности предприятия.


С позиции системного, комплексного подхода системой управления конкурентоспособностью малого предприятия, следует учитывать: конкурентные преимущества выпускаемой (продаваемой) продукции (услуги), правовые аспекты экономической системы (стабильность экономического, финансового и налогового законодательства), рыночные (емкость рынка, сегмент рынка, силу конкуренции), научные (глубину анализа экономических закономерностей и процессов, современных методов их изучения), экономические (эффективность работы, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность), организационные (организация и управление производством, персоналом) и другие.

Отметим, что комплекс управления конкурентоспособностью малого предприятия основан на применении следующих принципов: научного, системного, комплексного, функционального, маркетингового, интеграционного и др. Совокупность реализуемых принципов управления зависит от качества и количества экономического потенциала малого предприятия и его стратегических целей.

Очевидно, что целями системы могут быть: поглощение конкурента, увеличение своей доли на рынке, достижение определенного уровня развития малого предприятия, поддержание этого определенного уровня, выживание и т.д. Одной из наиболее важных составляющих конкурентоспособности малого предприятия является оценка конкурентоспособности конкретного товара на конкретном рынке.

Данная оценка происходит по конечным действиям потребителя на конкретный товар через оценку конкурентных преимуществ. Происходит «голосование рублем». Конкурентные преимущества прогнозируются на ранних стадиях инвестирования в конкретный бизнес-проект малого предприятия, затем осуществляется мониторинг реализации конкурентных преимуществ производимого товара или услуги.

Необходимо регулярно осуществлять мероприятия по наращиванию конкурентных преимуществ товара. Инструментами реализации политики наращивания конкурентных преимуществ являются: учет, анализ, оценка.

На начальном уровне расстанавливаются в приоритетном порядке конкретные факторы, влияющие на конкурентные преимущества продукции, производимой малым предприятием. Затем разрабатываются и внедряются конкретные мероприятия, учитывающие влияние данных факторов на совершенствование конкурентного преимущества продукции.

Организация мониторинга за конкурентными преимуществами конкретных видов продукции позволяет

На конкурентоспособность малого предприятия значимое влияние оказывает конкурентоспособность производимой продукции. Кроме того, на конкурентоспособность малого предприятия оказывает влияние конкурентные преимущества организации: качество системы менеджмента, а именно: управление экономическим потенциалом организации, управление финансами, разработка и реализации стратегии повышения конкурентоспособности и управление конечными результатами деятельности малого предприятия.


Конкурентоспособность малого предприятия определяется конкурентоспособностью тех товаров и услуг, которые производят малые предприятия и конкурентными преимуществами организации и внешней среды.

Факторы, влияющие на конкурентное преимущество продукции, зависят от влияния, прежде всего внешней среды, и затем от внутренней среды - эффективности функционирования малого предприятия. Конкурентное преимущество товара определяется насколько учтено влияние этих факторов при производстве конкурентных видов продукции или услуг. Факторы, влияющие на конкурентное преимущество продукции не всегда можно количественно оценить.

Если это невозможно, то применяются экспертные методы оценки факторов. Конкуренция создает у малых производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка.

Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Субъекты малого бизнеса осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара.

Это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и покупатель и производитель и все общество в целом.

В условиях глобализации мировой экономики конкуренция как движущая сила развития общества заставляет производителей товаров и услуг постоянно искать пути повышения качества, предлагаемого товара (услуги), снижения цены и повышения качества обслуживания покупателей.

В связи с исчерпанием основных полезных ископаемых и мирового и национального масштаба - приоритетом в экономическом развитии становится экономия ресурсов производителями товаров.

Так как малые предприятия не имеют доступа к крупнейшим природным месторождениям полезных ископаемых, а используют региональные и местные источники сырья - проблема экономии ресурсов всегда стояла перед малым бизнесом страны.

Говоря о конкурентоспособности как о важном факторе развития малого бизнеса Российской Федерации необходимо отметить, что интенсивность конкуренции делает ее привлекательной, умеренно- привлекательной или ожесточенной для субъектов малого предпринимательства.

Привлекательная конкуренция имеет место для малых предприятий только тогда, когда в данном сегменте рынка предприятие малого бизнеса получает наибольшую прибыль. Умеренная конкуренция поддерживает среди малых предприятий конкурентную среду. Ожесточенная конкуренция характеризуется поглощением, уничтожением, слиянием, либо изгнанием из данного сегмента рынка одного малого предприятия другим.


Малые предприятия России конкурируют между собой, как правило, на местном уровне или региональном уровне.

Изучение конкурентов и условий конкуренции в экономике малого бизнеса требуется малому предприятию для того, чтобы определять свои преимущества и недостатки и разрабатывать собственную стратегию успеха и поддержания конкурентного преимущества.

Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемой частью маркетинговой политики любого малого предприятия.

Объективная оценка конкурентной позиции малого предприятия или индивидуального предпринимателя в сфере малого предпринимательства позволяет:

• разрабатывать меры по повышению конкурентоспособности;

• выбирать партнеров для совместного бизнеса;

• привлечение инвесторов в перспективный бизнес;

• обеспечить выход малого предприятия на новые рынки сбыта.

В России в 1991 г. был принят Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который с различными изменениями действует до настоящего времени. Становление и развитие конкурентной среды в малом предпринимательстве неизбежно сопровождается динамичными процессами, в которых выпукло проявляется преимущество или недостатки тех или иных малых товаропроизводителей. [4]

С середины 90-х годов Государственной Думой Российской Федерации были принятии следующие законы: «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», которые существенно ничего не изменили в поддержке малого бизнеса России. Конкурентоспособность малых предприятий России продолжает снижаться, жизненный уровень населения - падать. [5,6,7]

Экономическая политика государства ориентирована на повышение качества жизни россиян в будущем, а не на повышение конкурентоспособности товаров, работ и услуг, малых, средних и крупных 18 предприятий и страны в целом. Внешняя экономическая политика базируется на увеличение доли экспорта добывающих отраслей (в основном углеводородов), а не на увеличении доли экспорта наукоемкой продукции.

В настоящий момент времени наиболее конкурентоспособные страны и корпорации большое внимание сосредоточили на точности технических и социально-экономических прогнозов за счет увеличения количества учитываемых внешних и внутренних факторов, воздействующих на функционирующие малые, средние и крупные предприятия.