Файл: Научная характеристика структуры урока (Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе
1.1 Формы организации учебной работы в начальных классах
1.2 Особенности структурирования урока в начальной школе
2. Типология уроков и их структура
2.1. Традиционные структуры урока
Такой урок способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения [1; С.56].
В теории и практике обучения в зависимости от типа учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются:
- организация начала урока;
- проверка усвоения изученного материала;
- подготовительная работа к изучению нового;
- постановка цели и задач урока;
- объяснение нового материала;
- закрепление;
- повторение;
- подведение итогов урока;
- учебное домашнее задание [24; С.64].
Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.
Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является
сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке.
С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований и добьется выполнения детьми учебных задач. Здесь все имеет значение — как входит учитель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее уважение к ученикам.
Далее идет проверка усвоения изученного материала — традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.
Прежде всего, учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили, задание, какие были трудности и есть ли вопросы. На этом этапе учителю важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.
Еще один этап - это постановка цели и задач урока. На этом этапе происходит уяснение конкретных задач урока и путей их реализации обеспечивает определенность, систематичность и последовательность действий учителя и учащихся на уроке. Каждый момент урока должен соответствовать поставленным образовательным и воспитательным целям урока. Большое значение для сосредоточения мысли и формирования первоначального интереса имеет форма постановки цели и задач урока. Здесь важно сочетание общей цели и конкретных задач. Формы постановки учебных задач различны, но всегда следует помнить о сочетании общих идей с конкретными условиями, не ограничиваться только общими соображениями. Постановка целей и задач занимает обычно мало времени, но создает направленность учебной деятельности и имеет большое воспитательное воздействие.
Затем идет объяснение, научное изложение содержания учебного материала — важная часть в структуре урока. Доступная логика научных доказательств, опирающихся на имеющиеся у школьников знания, простая и убедительная форма изложения, ясность мысли учителя являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала.
Объяснение может включаться в другие части урока, например, в процесс закрепления, когда возникает необходимость повторения какого-либо доказательства, правила.
И наконец закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессе закрепления основное внимание уделяется узловым моментам учебного материала, связи теоретических положений с практической деятельностью, процессу формирования определенных учебных умений и навыков.
Происходят систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность проявляется в выделении основных идей и подборе упражнений и заданий.
Еще одна относительно самостоятельная часть традиционного урока – подведение итого, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретических положений с упражнениями. Учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения [24; С. 211].
Представленная структура типичных уроков претерпела изменения в рамках модели «Начальная школа XXI века» под руководством Н.Ф. Виноградова. С учетом возрастных особенностей младших школьников была представлена дробная структура урока, объединившая все традиционные этапы в три — адаптационный, формирующий и творческий. Поскольку на современном этапе урок рекомендуется рассматривать с позиции эффективности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, а некоторые из традиционных этапов имеют близкую смысловую нагрузку, в условиях развивающего обучения снимаются условности в обязательном, жестком следовании приведенному порядку — учитель сам вправе структурировать материал в зависимости от основной цели, придерживаясь трех обозначенных выше этапов, связанных со спецификой познавательной деятельности ребенка:
1) адаптационный (стадия актуализации знаний, мотивации деятельности): происходит настрой на работу; припоминание материала, необходимого для усвоения новой темы (серия вопросов, беседа), чередуемое с решением детьми поставленной учителем проблемы (обсуждение ситуации, показ опыта, выполнение практического задания), любое упражнение проблемного характера, которое подвело к осознанию актуальности и спорности рассматриваемого вопроса; предложение детьми способов решения проблемы (формулирование того, что предстоит узнать);
2) формирующий(основной) (усвоение нового материала — совместное открытие знаний): возможны либо работа детей под руководством учителя (сообщение сведений через рассказ, чтение учебника, проведение опытов и практических работ), либо проблемное изложение (от самостоятельного открытия детьми к проблемному объяснению педагогом); первичный контроль за усвоенным чаще всего осуществляется в форме фронтального опроса;
3) творческий (закрепление) — практическая, творческая работа по самостоятельному применению полученных знаний и способов действия на практике: индивидуальная деятельность школьников в виде ответа на вопросы и выполнения заданий по теме краеведческой направленности или их спектра с возможностью самостоятельного выбора наиболее приемлемого варианта (пакета заданий), творческой работы. Результатом данного этапа служит подведение итогов работы: вспомнить основные понятия, установить связь с ранее изученным материалом, поделиться опытом в решении проблемных задач. Данный этап заканчивается подведением итогов (обсуждение и оценка результатов с фиксированием в дневниках и классном экране успеваемости, формулирование главной идеи) и ознакомлением с содержанием домашней работы. На дом могут быть даны разнообразные задания на индивидуальное или групповое выполнение, с родителями и без них (причем совместная со старшими работа может носить разнообразный характер: чтение и подборка дополнительной литературы, проведение опытов, посещение музеев и выставок), предполагающие не заучивание материала, а осознание и смысловое воспроизведение школьниками учебной информации с целью ее дальнейшего использования при решении учебной, проблемной ситуации.
Поскольку тип урока определяется конкретными целями, данные этапы могут быть вписаны в любую модель урока (в том числе авторскую). Такой подход к структурированию урока дал возможность взглянуть по-новому на традиционные этапы его проведения в разнообразной форме и на организацию мобильности работы внутри блоков [6; С. 8-10]
Типология уроков и их структура продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики [25].
Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. Триединая цель урока (ТЦУ) - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися к концу урока [13].
2.2. Структура урока в соответствии с ФГОС НОО
С ведением ФГОС НОО произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у обучающихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока [25].
Одной из наиболее популярной в начальной школе является типология урока разработанная Андреем Леонидовичем Нескребтовым.
Главная методическая цель урока, по мнению автора, при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников [19; С.50].
Главная методическая цель достигается следующими путями.
- Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
- Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
- Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
- Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся [10; С.113].
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1).Уроки «открытия» нового знания;
2).Уроки отработки умений и рефлексии;
3).Уроки общеметодологической направленности;
4).Уроки развивающего контроля.
Каждый тип урока имеет свою структуру.
Урок открытия нового знания делится на следующие этапы:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, цель которой выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Учителю, чтобы реализовать эту цель необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения обучающихся в деятельность, установление требований к тому, что нужно сделать, и понимание учеником того, что он может достичь.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На этом этапе происходит подготовка учащихся, и организация осознания ими собственной потребности к построению универсальных учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Чтобы этого достичь нужно, чтобы обучающиеся умели воспроизвести и зафиксировать ЗУН, достаточные для построения нового способа действий. Далее необходима активизировали соответствующие познавательные процессы и мыслительные операции. Затем учащиеся проводят попытки самостоятельно выполнить дифференцированные задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке, и наконец зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3.Выявление места и причины затруднений. На этом этапе необходимо
Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся проводил анализ своих действий с опорой на знаковую запись и проговорили вслух. При этом важна фиксация операций, во время которой возникли затруднения
4.Построение проекта выхода из затруднения
Целью этапа является постановка целей учебной деятельности, а также выбор способа и средств их реализации. Учащимся необходимо научится при совместной работе формулировать конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, предлогать и согласовать тему урока, выбрать способ построения нового знания, а также
средства для построения нового знания
5.Реализация построенного проекта. На этом этапе учащиеся должны на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы, при построении нового знания использовать предметные действия с схемами, моделями, применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение, зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаков и преодоление возникшего ранее затруднения.