Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Структура и участники рынка ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особыми участниками на рынке ценных бумаг являются Центральный Банк России и коммерчес­кие банки.

Так, Центральный Банк России выполняет функции:

- агента правительства РФ по размещению и погашению облига­ций; дилера на вторичном рынке ценных бумаг, позволяющим проводить опе­рации купли-про­дажи от своего имени и за свой счет с целью осуществления денежно-кредит­ной политики, поз­воляющий концентрировать спрос и предложение инвесторов по Росси через свои торговые учреж­дения;[21]

- контролера рынка, обеспечивающего доступ Центрального Банка России к информации о сделках каждого участни­ка рынка, поддерживающего принципы спра­ведливой и равноправной торговли, обеспечивающего соблюдение действующего законодательства и правил торговли ценными бумагам.

Коммерческим банкам на рынке ценных бумаг разрешено:

- выпускать, продавать и хранить ценные бумаги;

- вкладывать средства в ценные бумаги;

- осуществлять куплю-про­дажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет;

- управлять ценными бумагами по поруче­нию клиентов;

- выполнять посреднические (агентские) функции при покупке-продаже ценных бумаг на основании договора комиссии или поручения;

- осуществлять инвестиционное кон­сультирование; ж) организовывать выпуски ценных бумаг.

При этом основными целями дея­тельности банка на рынке ценных бумаг являются:

- привлечение дополнительных денежных средств для традиционной кредитной и расчетной деятельности на основе эмиссии ценных бу­маг;

- получение прибыли от собственных инвестиций в ценные бумаги за счет выплачиваемых банку процентов, дивидендов и также курсовой стоимости ценных бумаг;

- получение прибыли от предоставления клиентам услуг по операциям с ценными бумагами;

- расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за счет участия в капиталах предприятия;

- до­ступ к дефицитным ресурсам через те ценные бумаги, которые дают такое право и собственни­ком которых становится банк;

- поддержание необходимого запаса ликвидности.[22]

Таким образом, рынок ценных бумаг, являясь динамичным сектором рынка ссудных капиталов и выполняющий общерыночные и специфические функции, играет роль надстройки над рынком свободных капиталов инвесторов, которые активно ищут их активного применения. Его активными участниками являются как физические, так и юридические лица, охарактеризованные в данной главе.


3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

3.1. Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг представляет собой упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними. Оно охватывает всех его участников, бывает внутрен­ним и внешним.

Внут­реннее регулирование - это подчиненность деятельности организации, являющейся участником рынка ценных бумаг, ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внут­ренним нормативным документам, определяющим ее деятельность в целом, а также отдельных ее подразделений и работников.

Внеш­нее регулирование - это подчиненность деятельности организации, являющейся участником рынка ценных бумаг, нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

- создание нормативной базы функционирования рынка ценных бумаг;

- отбор профес­сиональных участников рынка ценных бумаг;

- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка ценных бумаг норм и пра­вил его функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение от норм и пра­вил, установленных на рынке ценных бумаг.

Существует как государственное, так и негосударственное регулирование рынка ценных бумаг.

Так, представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, выпускаемых органами власти соответствующего уровня.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг представляет собой его регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает в себя регулятивные функции (см. рис. 1).

Идеологическая и законодательная

Установление обязательных стандартов и требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников РЦБ

Регистрация выпуска ЭЦБ и проспектов эмиссии, контроль за соблюдением эмитентами предусмотренных в них условий и обязательств

Лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ

Создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ


Запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на РЦБ без соответствующей лицензии

Контроль за безопасностью и финансовой устойчивостью РЦБ

Установление и поддержание равновесия РЦБ с другими финансовыми рынками

Рис.1. Регулятивные функции государства на рынке ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется при помощи:

- установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

- государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, в них предусмотренных;

- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Негосударственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется его профессиональными участниками, имеющее характер само­регулирования, осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе такого регулирования выясняется профессио­нальная пригодность кандидата.

Саморегулирование достигается обеспечением гласности и поддер­жанием правопорядка в от­расли, в ходе которого компетентные институты могут рас­следовать нарушений закона, приме­нять административные меры и передавать дела о нарушениях в суд.

Кроме того, к организациям, обеспечивающим самоконтроль и саморегулирование, относятся биржа, основопола­гающий принципом которой является ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности банков является институт маркет-мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными вы­ставления­ми каж­дым маркет-мейкером двусторонних коти­ровок по определенным ценным бумагам, ста­билизация - вве­дением ограничений на спрэды или максимальное отклонение от лучшей коти­ровки. Появление этого института связа­но с необходимостью обеспечения устойчивого функ­ционирования торговли, и он предус­матривает ряд таких операций, как:

- листинг - подбор для торговли наиболее ка­чественных ценных бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение продол­жительного времени;


- создание группы маркет-мейкеров - участников торговли, спо­собных поддержать минимальные спрэды на реализуемые бумаги, которые предо­вращают временную по­терю ликвидности.

- делистинг - ис­ключение ценных бумаг из списка котирующихся на рынке.

3.2 История развития российского рынка ценных бумаг

При рассмотрении развития рынка ценных бумаг в историческом аспекте выделяют:

  1. дорево­люцион­ный (до 1917г.) период;
  2. советский период (с нэпа и последующие годы);
  3. современный этап, начав­шийся с приватизации государственной собственности.

Все указанные периоды имеют свою специ­фику, связанную с услови­ями формирования.

Так, точ­кой отсчета возникнове­ния Российского рынка ценных бумаг является 1769г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственно­го займа. На российском рынке госу­дарственные долговые бумаги появились лишь в 1809г.

В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировалось принятым в 1836г. Законом о про­мышленных обществах. Реформы третей четверти XIX в. создали предпосылки для появления на фон­довом рынке долговых обязательств местных органов власти, вы­званной нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.[23]

Международ­ный политический кризис 1914г., приведший к началу первой ми­ровой войны, вызвал панику на европейских биржах и в течение нескольких дней после объявления войны российские биржи прекратили опера­ции с ценными бумагами. Но в конце 1916г. нача­лось некоторое оживление на фондовом рынке и в январе 1917г. была открыта Петербургская фондовая биржа. Однако Октябрьская революция 1917 г. прекратила фактическое существование рынка ценных бумаг, а декрет советского правительства от 23 декабря 1917г. за­претил все операции с ценными бумагами,а в начале 1918г. были аннулированы го­сударственные займы.

В период НЭПа товарные и фондовые отде­лы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в СССР была пре­дусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных опе­рациях. С переходом к рыночной экономике российское государство стало более ак­тивно ис­пользовать рынок ценных бумаг. Фактически на период 1992-1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики разме­щения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.[24]


Особенностью российского рынка государственных облигаций являлась их высокая доходность, позволяющая привлечь средства инвесторов с других рынков ка­питалов. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), рас­полагающая тор­говой, расчетной и депозитарной системами. Российские государствен­ные ценные бумаги обращались и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на междуна­родном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европей­ских валютах.

В отличие от рынка государственных ценных бумаг, существовавшего в России на протяжении всего ее социалистического периода, рынок негосудар­ственных, или кор­поративных ценных бумаг возродился лишь с начала 90-х годов - с начала образования акцио­нерных коммерческих банков и бирж, а с 1992г. - с началом про­цесса приватизации государственной собственности.

Таким образом, историю современного российского рынка кор­поративных ценных бумаг можно разде­лить на три этапа:

1) 1990-1992 гг. – период создания предпосылок для развития фондового рынка: обра­зование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Именно в этот период нача­лось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг.

Однако первоначальному этапу создания рынка фондовых ценностей должна была предшествовать более широкая и честная приватизация государственной собственности, что позволило бы создать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По существу же это накопление осуществлялось в основном за счет акций коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов.

В связи с этим торговля ценными бумагами в 1991-1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. Так, в результате увеличения про­центной ставки Центрального Банка на 50%, а затем до 80% повысились процентные ставки коммерческих банков и соответственно за кредитные ресурсы на биржах, но они носили краткосрочный характер, поэтому заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиций. Это было характерным явлением для всех фондовых бирж Российской Федерации. В основе таких искажений несколько причин:

- на начальной стадии формирования рынка количество акционерных обществ было крайне незначительным, а сами акционерные об­щества и их ценные бумаги не отвечали принятым международным стандартам – так, к концу 1992 г. было зарегистриро­вано 10% акционерных компаний, а остальные находились на нелегальном положении;