Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Структура и участники рынка ценных бумаг).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Понятие ценных бумаг, их функции и характеристика
2.1. Понятие и функции рынка ценных бумаг
2.2 Структура и участники рынка ценных бумаг
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1. Регулирование рынка ценных бумаг
Особыми участниками на рынке ценных бумаг являются Центральный Банк России и коммерческие банки.
Так, Центральный Банк России выполняет функции:
- агента правительства РФ по размещению и погашению облигаций; дилера на вторичном рынке ценных бумаг, позволяющим проводить операции купли-продажи от своего имени и за свой счет с целью осуществления денежно-кредитной политики, позволяющий концентрировать спрос и предложение инвесторов по Росси через свои торговые учреждения;[21]
- контролера рынка, обеспечивающего доступ Центрального Банка России к информации о сделках каждого участника рынка, поддерживающего принципы справедливой и равноправной торговли, обеспечивающего соблюдение действующего законодательства и правил торговли ценными бумагам.
Коммерческим банкам на рынке ценных бумаг разрешено:
- выпускать, продавать и хранить ценные бумаги;
- вкладывать средства в ценные бумаги;
- осуществлять куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет;
- управлять ценными бумагами по поручению клиентов;
- выполнять посреднические (агентские) функции при покупке-продаже ценных бумаг на основании договора комиссии или поручения;
- осуществлять инвестиционное консультирование; ж) организовывать выпуски ценных бумаг.
При этом основными целями деятельности банка на рынке ценных бумаг являются:
- привлечение дополнительных денежных средств для традиционной кредитной и расчетной деятельности на основе эмиссии ценных бумаг;
- получение прибыли от собственных инвестиций в ценные бумаги за счет выплачиваемых банку процентов, дивидендов и также курсовой стоимости ценных бумаг;
- получение прибыли от предоставления клиентам услуг по операциям с ценными бумагами;
- расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за счет участия в капиталах предприятия;
- доступ к дефицитным ресурсам через те ценные бумаги, которые дают такое право и собственником которых становится банк;
- поддержание необходимого запаса ликвидности.[22]
Таким образом, рынок ценных бумаг, являясь динамичным сектором рынка ссудных капиталов и выполняющий общерыночные и специфические функции, играет роль надстройки над рынком свободных капиталов инвесторов, которые активно ищут их активного применения. Его активными участниками являются как физические, так и юридические лица, охарактеризованные в данной главе.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1. Регулирование рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг представляет собой упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними. Оно охватывает всех его участников, бывает внутренним и внешним.
Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности организации, являющейся участником рынка ценных бумаг, ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим ее деятельность в целом, а также отдельных ее подразделений и работников.
Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности организации, являющейся участником рынка ценных бумаг, нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
- создание нормативной базы функционирования рынка ценных бумаг;
- отбор профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка ценных бумаг норм и правил его функционирования рынка;
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке ценных бумаг.
Существует как государственное, так и негосударственное регулирование рынка ценных бумаг.
Так, представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, выпускаемых органами власти соответствующего уровня.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг представляет собой его регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает в себя регулятивные функции (см. рис. 1).
Идеологическая и законодательная
Установление обязательных стандартов и требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников РЦБ
Регистрация выпуска ЭЦБ и проспектов эмиссии, контроль за соблюдением эмитентами предусмотренных в них условий и обязательств
Лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ
Создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ
Запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на РЦБ без соответствующей лицензии
Контроль за безопасностью и финансовой устойчивостью РЦБ
Установление и поддержание равновесия РЦБ с другими финансовыми рынками
Рис.1. Регулятивные функции государства на рынке ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется при помощи:
- установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
- государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, в них предусмотренных;
- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Негосударственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется его профессиональными участниками, имеющее характер саморегулирования, осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе такого регулирования выясняется профессиональная пригодность кандидата.
Саморегулирование достигается обеспечением гласности и поддержанием правопорядка в отрасли, в ходе которого компетентные институты могут расследовать нарушений закона, применять административные меры и передавать дела о нарушениях в суд.
Кроме того, к организациям, обеспечивающим самоконтроль и саморегулирование, относятся биржа, основополагающий принципом которой является ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности банков является институт маркет-мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными выставлениями каждым маркет-мейкером двусторонних котировок по определенным ценным бумагам, стабилизация - введением ограничений на спрэды или максимальное отклонение от лучшей котировки. Появление этого института связано с необходимостью обеспечения устойчивого функционирования торговли, и он предусматривает ряд таких операций, как:
- листинг - подбор для торговли наиболее качественных ценных бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение продолжительного времени;
- создание группы маркет-мейкеров - участников торговли, способных поддержать минимальные спрэды на реализуемые бумаги, которые предовращают временную потерю ликвидности.
- делистинг - исключение ценных бумаг из списка котирующихся на рынке.
3.2 История развития российского рынка ценных бумаг
При рассмотрении развития рынка ценных бумаг в историческом аспекте выделяют:
- дореволюционный (до 1917г.) период;
- советский период (с нэпа и последующие годы);
- современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.
Все указанные периоды имеют свою специфику, связанную с условиями формирования.
Так, точкой отсчета возникновения Российского рынка ценных бумаг является 1769г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. На российском рынке государственные долговые бумаги появились лишь в 1809г.
В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировалось принятым в 1836г. Законом о промышленных обществах. Реформы третей четверти XIX в. создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти, вызванной нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.[23]
Международный политический кризис 1914г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал панику на европейских биржах и в течение нескольких дней после объявления войны российские биржи прекратили операции с ценными бумагами. Но в конце 1916г. началось некоторое оживление на фондовом рынке и в январе 1917г. была открыта Петербургская фондовая биржа. Однако Октябрьская революция 1917 г. прекратила фактическое существование рынка ценных бумаг, а декрет советского правительства от 23 декабря 1917г. запретил все операции с ценными бумагами,а в начале 1918г. были аннулированы государственные займы.
В период НЭПа товарные и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях. С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг. Фактически на период 1992-1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.[24]
Особенностью российского рынка государственных облигаций являлась их высокая доходность, позволяющая привлечь средства инвесторов с других рынков капиталов. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчетной и депозитарной системами. Российские государственные ценные бумаги обращались и на зарубежных рынках. Так, с конца 80-х годов на международном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европейских валютах.
В отличие от рынка государственных ценных бумаг, существовавшего в России на протяжении всего ее социалистического периода, рынок негосударственных, или корпоративных ценных бумаг возродился лишь с начала 90-х годов - с начала образования акционерных коммерческих банков и бирж, а с 1992г. - с началом процесса приватизации государственной собственности.
Таким образом, историю современного российского рынка корпоративных ценных бумаг можно разделить на три этапа:
1) 1990-1992 гг. – период создания предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Именно в этот период началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг.
Однако первоначальному этапу создания рынка фондовых ценностей должна была предшествовать более широкая и честная приватизация государственной собственности, что позволило бы создать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По существу же это накопление осуществлялось в основном за счет акций коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов.
В связи с этим торговля ценными бумагами в 1991-1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. Так, в результате увеличения процентной ставки Центрального Банка на 50%, а затем до 80% повысились процентные ставки коммерческих банков и соответственно за кредитные ресурсы на биржах, но они носили краткосрочный характер, поэтому заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиций. Это было характерным явлением для всех фондовых бирж Российской Федерации. В основе таких искажений несколько причин:
- на начальной стадии формирования рынка количество акционерных обществ было крайне незначительным, а сами акционерные общества и их ценные бумаги не отвечали принятым международным стандартам – так, к концу 1992 г. было зарегистрировано 10% акционерных компаний, а остальные находились на нелегальном положении;