Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Теоретические основы возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) организационные, юридическое оформлением, регистрацией, открытием счетов в банках;

3) нехватка помещений для производственной сферы, для оборудования; квалификация персонала;

4) затруднение в легализации капитала для регистрации предприятия; установление связей с поставщиками.

Стоит отметить также недостатки налоговой политики, которая создает большие непорядки в сфере бизнеса. Нужно больше доступности и поддержки со стороны государства для поддержки малого и среднего бизнеса. В.В.Путин, обратился к Государственной Думе, с просьбой рассмотреть в пользу малого бизнеса, приостановку оплаты налогов сроком на год. Возможно, Государственная Дума примет положительную сторону в пользу малого бизнеса.

Низкий платежеспособный спрос населения. Экономическая политика государства. Слабое развитие внутреннего рынка.

Перспективы и улучшения всех проблем в развитии малого бизнеса, возможно, решить с помощью «Программа развития малого и среднего бизнеса». При эффективной деятельности в развитии предпринимательских сетей на определенной территории появляется возможность регионам достаточно быстро реализовать программы экономического развития систем. В каждом регионе поддержка определенной сфере своеобразна, в Челябинской области существуют дополнительные льготы сельскохозяйственным предпринимателям. «Программа развития малого и среднего бизнеса» предлагает, снижение налоговой нагрузки, развитие инфраструктуры, имущественная поддержка, финансовая поддержка [14, с. 61].

Рост численности малого бизнеса составляет 9,9% на период январь 2014 года.13,7%  удельного веса занятости работников в малых предприятиях увеличился в 2014 году.

Взаимовыгодные предложения для развития малого бизнеса:

- привлечение инвестиции в условиях развивающегося рынка;

- развитие информационно-коммуникационных технологий;

- развитие партнерских отношений.

Учитывая зарубежный опыт, хочется, чтоб и наша страна выбрала быстрый путь адаптации предприятия малого бизнеса в соответствие с сегодняшней экономикой в России. Использование малого бизнеса в полной мере, увеличение объемов производства, повышение эффективности, сбалансированности выведет на новый уровень Российскую экономику, создаст дополнительные рабочие места, выход из кризисной ситуации. Государственной политике правительства, необходимо направить все усилия на расширение и развитие малого предпринимательства в нашей стране.


2.2. Государственная поддержка предпринимательства в России и за рубежом

Функционирование малого и среднего предпринимательства является одним из факторов повышения гибкости экономики, т. к. малые формы предприятий являются более приспосабливаемыми к нестабильным экономическим и политическим условиям. Уровень развития МСП в России запаздывает от экономически развитых стран [1]. В связи с этим следует обратить внимание на состояние малого [2] и среднего бизнеса в зарубежных странах и проанализировать его.

Развитость поддержки МСП в зарубежных странах находится на более высоком уровне, чем в России. Это связано с длительным периодом становления рыночного хозяйства, а также с тем, что правительство зарубежных стран придает большое значение малым формам предприятий и оказывает им разную поддержку в развитии, а именно, разрабатывают специальные программы поддержки и предоставляют разные виды льгот. Проведем анализ уровня развития предпринимательства в России и в зарубежных странах. Вклад сектора МСП в ВВП в большинстве развитых стран колеблется 50% до 60%. В России предприятия МСП обеспечивают лишь 29% ВВП. Это низкое значение, требующие существенного корректировки. Доля МСП в странах приведена на рисунке 1 [3].

Из диаграммы на рисунке 1 видно, что доля МСП в России в 2 раза меньше, чем в развитых странах. Доля среднесписочной численности занятых на предприятиях малых форм представлена на рисунке 2. Из диаграммы на рисунке 2 видно, что доля занятых в МСП меньше в 2-3 раза. Данный показатель сильно отстает от показателя зарубежных стран.

Рассмотрим механизмы поддержки, которые используют развитые страны. В 1953 году Конгресс США определил приоритеты государственных интересов в поддержке малого предпринимательства, именно тогда и была создана Администрация Малого Бизнеса (АМБ). АМБ защищает интересы малых форм предприятий на правительственном уровне и имеет представительства в крупных городах страны, что способствует распространению политики на все штаты. АМБ реализует следующие программы:

— Отдел АМБ по стандартизации устанавливает критерии отнесения бизнеса к малому. Эти критерии изменяются по отраслям.

— Программа «7а» – предоставление гарантии. Для суммы не более $750 000 гарантия предоставляется на 75% займа; не более $100 000 – на 80%.

— Программа «504» – долгосрочный кредит для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. Гарантия предоставляется под 40% займа, а максимальная сумма ее не превышает $1 млн.


— Информационная поддержка и обучение – деятельность групп SCORE, объединяющих свыше 10 000 бывших и нынешних руководителей и владельцев небольших предприятий.

Институт бизнеса в интернете (Е-Business Institute) – вебсайты, которые посещает огромное число пользователей, содержат данные о результатах исследований отдела адвокатуры.— Центры женщин-предпринимателей (WBCs) – направление по обучению и подготовке бизнес-леди к управлению МСП. Более 9 миллионов человек занято на предприятиях, принадлежащих женщинам, почти 1,15 трлн долл. составляет их вклад в экономику и темпы их экономического роста выше, чем средние по стране.

— Центры содействия экспорту – осуществляют поиск кандидатов на финансирование экспортно-ориентированных проектов, а также кредитуют внешнюю торговлю МСП [5].

Региональные представительства АМБ тесно связаны с Центрами развития предпринимательства, основными задачами которых является обучение представителей МСП навыкам ведения бизнеса, поиск источников финансирования и оказание консультаций по повышению стоимости действующего предпринимательства [6].

Управление деятельностью МСП в Японии контролируют правительственные организаций, такие как Управление малых предприятий, основными направлениями которого являются надзор за выполнением МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов МСП, установление ответственности заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений. Законодательство устанавливает статус предприятий малых форм и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, а также регулирует рыночную стоимость выпускаемой ими продукции, что дает возможность правительству контролировать цены и сдерживать рост инфляции. Правительством Японии была создана Корпорация страхования МСП и ассоциация по гарантированию для регулирования механизма финансовой поддержки малых форм предприятий. Также правительство выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСП, ведущих свою деятельность в области высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает предпринимательство, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров [7].

В Китае активно функционируют следующие организации по поддержке МСП:

— Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства – способствует защите интересов субъектов МСП во всех экономических направлениях, обеспечивая определенные налоговые льготы и финансирование.


— Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в порождении специальных условий сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке МСП.

— Государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 году, занимается предоставлением услуг по консультированию населения в вопросах деятельности МСП через свой интернет-сайт. Охватывает все регионы, что делает возможным своевременное информирование населения о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях в области науки и техники, а также о состоянии предпринимательства.

Именно сектор малого и среднего предпринимательства служит источником создания новых рабочих мест в экономике Китая, при этом активно участвуя в создании инновационных технологий. По результатам исследования зарубежного опыта можно выделить следующие меры государственной поддержки развития МСП, которые могут быть применены 30 в Российской Федерации: ослабление налоговой нагрузки, как на существующие малые предприятия, так и на вновь открывающиеся.

Разумно было бы выделение субсидий предприятиям, которые не могут в полной мере развиваться из-за обременения налоговой нагрузкой, что может поспособствовать решению проблемы наличия в стране «теневого» бизнеса. Разработка мер законодательного порядка, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере МСП, например, возмещение процентной ставки по кредитам. Решение проблемы предоставления малым формам предприятий государственных заказов. Это может быть достигнуто путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на МСП, в общей доле заказов. Здесь стоит обратить внимание на практику США.

Оказание информационной поддержки должно обеспечиваться на федеральном уровне, а не разрабатываться субъектами РФ. Поскольку структура, предоставляющая информацию в масштабе всей страны, имеет более сильное политическое влияние на совершенствование законодательства и отстаивание интересов малого предпринимательства [4]. Такая информационная сеть зарекомендовала себя в Китае.

На 2017 год правительством России разработаны приоритетные направления деятельности малого предпринимательства, которые могут рассчитывать на государственную поддержку:

  1. Развитие агропромышленного комплекса. Поддержка кредитования и страхования направлений животноводства, растениеводства, садоводства.
  2. Производство товаров народного потребления.
  3. Развитие здравоохранения.
  4. Продвижение в сфере науки и техники.

Финансовая поддержка малому бизнесу осуществляется из средств бюджета РФ и местных бюджетов предоставлением субсидий и бюджетных инвестиций, грантов для реализации бизнес-проектов, разовых субсидий на открытие своего дела для безработных.

Имущественная поддержка заключается в выделении земельных участков, сооружений, специальной техники, оборудования на определенных условиях для использования по целевому назначению.

Информационная поддержка включает создание сайтов с официальным представлением актуальных материалов, действующих программ, законодательных изменений. Также к господдержке относится оказание необходимых консультаций.

Помощь от государства субъектам малого предпринимательства осуществляется государственными службами.

ИФНС осуществляет поддержку в двух направлениях:

Предоставление налоговых льгот. Они включают в себя возможность ускоренной амортизации основных фондов, отсутствие налога на прибыль в течение первых 2 лет работы (для предприятий, производящих товары народного потребления, строительных организаций), отсутствие авансовых платежей по налогам.

Переход малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения. Есть возможность получить налоговый кредит в размере 10% от выручки, который предоставляется посредством отсрочки платежа в местный бюджет (до 50%). Целевое направление ссуды: проведение научно-изыскательных работ, приобретение современного оборудования, создание рабочих мест инвалидам.

В центр занятости обращаются предприниматели для финансовой поддержки бизнеса. На 2017 год разработаны следующие государственные программы помощи:

1. Поддержка молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет. Максимальная субсидия определена в размере 500 тыс. руб. Бизнес должен быть направлен на развитие инновационных технологий. Доля собственных средств в проекте не менее 50%.

2. Для бизнесменов, сферой деятельности которых является совершенствование современных технологий, есть программа, проходящая в несколько этапов. Сначала государство финансирует до 2,5 млн. руб., далее финансирование осуществляется с помощью инвестора, доля которого должна быть не менее 50% общей суммы проекта.

3. Финансирование проектов, которые предусматривают создание дополнительных рабочих мест, модернизацию бизнеса. Максимальная сумма — 15 млн. руб.

4. Программы с участием иностранных партнеров для производства качественной продукции.

5. Программа по улучшению качества производимых товаров и созданию новых рабочих мест. Субсидии выделяются в размере до 20 млн. руб.