Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Теоретические основы возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
Все выделяемые субсидии строго целевые. Контролирующие органы производят целевое расходование выделенных средств на стадии приобретения оборудования и становления бизнеса. Часто для участия в программах требуется доля участия собственными средствами.
Федеральный портал поддержки малого предпринимательства осуществляет сбор информации по существующим программам, оказывает консультации по сбору необходимых документов для получения грантов. В нем содержится необходимая информация по полученным грантам, существующим региональным проектам.
Направления поддержки малого предпринимательства в 2017 г:
1. Повышение спроса на лизинг. Приобретение отечественного оборудования при закупке товаров.
2. Обучение молодых предпринимателей. Выделение средств на обучающие программы в субъектах РФ.
3. Официальное трудоустройство граждан, работающих в «теневом» бизнесе. Установление упрощенного учета неработающих граждан, регистрация и обучение их в центрах занятости на занятие предпринимательской деятельностью.
4. Комплексное обслуживание субъектов МСБ в режиме одного окна.
5. Развитие женского предпринимательства.
Гарантийные фонды предоставляют обеспечение по кредитам, лизинговым операциям в виде поручительства. В банках существуют определенные программы кредитования объектов малого бизнеса. Для получения ссуды требуется выполнение ряда условий: наличие оборотов по счету, подтвержденная документально финансовая стабильность организации, обеспечение.
В противном случае даже при положительном решении вопроса о выдаче займа, условия по нему будут непривлекательными для заемщика (повышенный процент, требование страхования и дополнительных гарантий).
Фонды поддержки малого предпринимательства заключают с банками договора о сотрудничестве. Воспользоваться услугами фондов имеет право предприниматель, имеющий бизнес в регионе, без просроченных платежей в бюджет, не находящийся на стадии банкротства.
Такие организации оказывают поддержку в пределах регионального лимита, первостепенную помощь получают предприятия, занимающиеся приоритетной для данного региона деятельностью. Кредиты, обеспеченные поручительствами гарантийных фондов, имеют хорошие условия: процентная ставка по ним ниже на 2-3%, не требуется дополнительное обеспечение, хорошие условия погашения займа.
Индустриальные парки индивидуального предпринимательства является создание индустриальных парков. Это система объектов недвижимости, включающая в себя, кроме земельного участка, производственные здания, офисы, склады и иные строения с подключенной инфраструктурой.
На их основе создаются новые производства, не загрязняющие окружающую среду. Они могут быть как государственными, так и частными.
Управление парком осуществляет управляющая компания. Она отвечает за коммунальные услуги, вывоз отходов, логистику, благоустройство территории.
К преимуществам работы малых предприятий в индустриальных парках относятся:
- предоставление хороших условий производства с перспективами роста и расширения;
- наличие в банках льготных программ кредитования для резидентов;
- сокращение расходов на логистику;
- субсидирование затрат на обслуживание инфраструктуры.
Распределение направлений предпринимательства по министерствам.
Поддержка фермерского хозяйства. Предоставляются гранты на строительство ферм, покупку поголовья, закупку кормов, предоставление земельных участков и посевного материала. За получением обращаются в Министерство сельского хозяйства региона.
Министерство образования предоставляет субсидии на развитие технологичных производств, инновационных проектов. Развитием ремесленных направлений занимается Министерство промышленности и торговли.
Осуществляются следующие виды поддержки:
1. Помощь в организации и открытии бизнеса. Максимальная сумма — 300-500 тыс. руб.
2. Приобретение в лизинг оборудования. Максимальная сумма — до 10 млн. руб.
3. Компенсация части процентной ставки по кредиту.
Создаются зоны «Одного окна» в МФЦ. Предприниматели могут обратиться в Центр за полным пакетом услуг, необходимым для бизнеса.
Совместно с банками разработаны программы кредитования предпринимателей от 10,6% годовых, с возможностью рефинансирования в Банке России под 6,5%. Ссуды целевые – на приобретение и модернизацию основных фондов, расширение производства, внедрение новых технологий.
Каждый субъект РФ разрабатывает региональные программы поддержки предпринимательства, создаются бизнес-инкубаторы и различные фонды стимулирования развития бизнеса. Все регионы имеют приоритетные направления развития, в которых осуществляется поддержка предпринимателям. Для изучения конкретных программ и условий, действующих в области, обращаются в Региональный Центр поддержки развития предпринимательства.
Для участия в льготных программах необходимо собрать пакет документов, предоставить бизнес-план, заполнить заявление-анкету. Оценка проектов осуществляется на конкурсной основе.
Главные параметры оценки:
- количество вновь созданных рабочих мест;
- направление деятельности;
- отчисления в бюджет;
- срок окупаемости проекта;
- значимость для конкретного региона.
Ограничения в получении субсидий от государства.
1. Направление деятельности предпринимателя. Невозможно получить субсидию на табачное, алкогольное производство, на открытие банковского или страхового дела.
2. Крупная сумма необходимых инвестиций. При создании бизнес-плана следует учитывать максимально возможную величину поддержки, действующую по программам.
3. Неграмотный бизнес-план. В нем должна отражаться на только прибыльность проекта, но и срок его окупаемости, создаваемые рабочие места, значимость для развития региона. Все цифры подтверждаются конкретными расчетами с приложением подтверждающих документов.
4. Получение субсидии невозможно, если предприниматель находится на стадии банкротства.
5. Нельзя получить субсидию повторно, она предоставляется один раз.
Таким образом, развитие в России конкурентоспособных, экономически активных, инновационных и социально ответственных малых предприятий будет способствовать экономическому росту страны и должно быть одной из главных целей экономической политики России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение и развитие предпринимательства — сложные и многогранные процессы, которые прошли непростой и длительный путь изменений. Когда именно впервые были установлены коммерческие отношения между людьми, доподлинно неизвестно. Исторические источники свидетельствуют, что аналоги современной торговли и предпринимательства существовали еще на заре развития человечества, в каменном веке. Сущность коммерции в те времена сводилась к обмену какими-либо ценными предметами, приносящему выгоду обоим участникам обмена. Первоначально торговля носила натуральный характер (то есть, производилась без присутствия денег, которые появились в обиходе значительно позднее). Такие отношения были достаточно выгодными, но зачастую весьма неудобными — чтобы получить желанный предмет, человеку порой приходилось совершать длинную и сложную цепь обменов, чтобы в конечном итоге обрести то, что ему необходимо.
Предпринимательство в России достаточно молодой институт по сравнению с развитыми странами мира, так как во времена Советского союза делалась ставка на крупные компании и большие производства. Кустарные и мелкие компании не имели необходимой поддержки и развития.
Для выхода из сложившейся ситуации и с целью перспективного развития предпринимательства необходимо:
1) уменьшение сроков получения разрешительных документов для предпринимателей малого бизнеса, а также обеспечить полную прозрачность и доступность регистрации предприятий;
2) существенное уменьшение административных барьеров;
3) создание эффективной финансовой поддержки малого предпринимательства и обеспечение их доступности к финансовым ресурсам. Данный вопрос является приоритетным для Свердловской области;
4) увеличение предпринимательской активности.
Таим образом, подвижность предпринимательства в основном происходит благодаря огромному вкладу со стороны государства. В 2017 году правительство продолжит стимулировать развитие малого бизнеса, в том числе останутся в силе субсидии при уплате процентов по кредиту. Также чиновники увеличат объемы закупок госкомпаний и продолжат развитие лизинговых и многофункциональных центров. Таким образом, будет создано до 2,2 млн. новых рабочих мест, что станет драйвером роста отечественной экономики. Кроме того, правительство создаст дополнительный механизм для легализации теневых предпринимателей. В связи с кризисным финансовым положением предпринимательства в России государство выделит 20 млрд. руб. на их развитие, что позволит новым субъектам малого бизнеса смело войти на рынок, не опасаясь различных финансовых проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2016 N 2-ФКЗ, от 21.07.2016 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. - №96.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 08.07. 2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32.
- Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. 29.06.2017г.) //Собрание законодательства РФ. - № 32. – 2007. - ст. 1244.
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.01.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 49. – 2001. - ст. 1347.
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2017) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 56. – 2006. - ст. 1457.
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.12.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 78. – 1998. - ст. 1178.
- Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 30.11.2011)//Собрание законодательства РФ. - № 44. – 1996. - ст. 987.
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2017) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 15. – 2006. - ст. 321.
- Абалкин Л.И. Развитие малого предпринимательства в России. М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2016. - 320 с.
- Абчук В. А. Коммерция: учебник / В. А. Абчук. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2012. – 475 с.
- Арустамов, Э. А. Основы бизнеса: учебник / Э. А. Арустамов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 232 с.
- Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А.Н. Асаул. СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. - 336 с.
- Барышева А.В. Предпринимательство: Учебник. М.: Дашков и К, 2007. - 382 с.
- Бурганова Л.А. Малое предпринимательство: Учебник. М.: Инфра-М, 2012. - 153 с.
- Вачугов Д.Д., Беризкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2013. - 376 с.
- Верховская О.Р., Дорохина М.В. Основы менеджмента. М.: Т.Д. «Элит-2000», 2012. - 440 с.
- Виссема Х. Менеджмент и предпринимательство: учебник. М.: Экономистъ, 2013. - 670 с.
- Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. М.: ИНФРАМ, 2013. - 601 с.
- Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации: учебное пособие. М: ММИЭ, 2012. - 181 с.
- Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Предпринимательство: Учебник. М.: Издво РАГС, 2012. - 568с.
- Герасимова О.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М.: Магистр, 2011. - 303 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 501 с.
- Грибов В. Д., Грузинов В. П., Кузьменко В. А. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов. М.: КноРус, 2011. - 416 с.
- Данченок Л.А. Маркетинг: Учебное пособие. М.: МГУЭСИ, 2011. - 300 с.
- Елизаров Е.Д. Предпринимательство: Учебное пособие. М.: ООО «Флинта», 2011. - 224 с.
- Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебник для вузов. М.: ИНФРАМ, 2012. - 454 с.
- Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 335 с.
- Короткова А.В., Синяевой И.М.. Управление маркетингом: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. - 463 с.
- Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013. - 235 с.
- Лисичкин В.А., Лисичкина М.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ЕАОИ, 2013. - 329 с.
- Лопарева А. М. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2013. - 240 с.
- Малхорта Н.К., Нэреш К., Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: Вильяме, 2013. - 960 с.
- Мельник М.Г. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело» 2012. - 493 с.
- Косых Г.Е. Развитие малого бизнеса: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527с.
- Кузьменко М.Д. Экономика организации (предприятия) и предпринимательство: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2013. - 254 с.
- Новикова Н.А. Предпринимательство: Учебное пособие М.: Вузовский учебник, 2013. - 272 с.
- Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2013. - 384 с.
- Чечевицына Л. Н. , Чуев И. Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 400 с.