Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Теоретические основы возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- хозяйственные партнерства;

- потребительские кооперативы;

- производственные кооперативы [3].

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265. В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015–2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн. руб.

В связи со вступлением в действие нового постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишатся статуса малого и, соответственно, не смогут воспользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.


Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

При соответствии малого предприятия критериям 2017 года оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

- среднесписочная численность работников;

- данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

- налоговые декларации [15, с. 58].

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

- Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.

- Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.

- Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.

- Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.

- Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2017 году. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ [3].

Таким образом, чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

В нашей стране действует Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Он содержит положения в области развития малого предпринимательства, устанавливает формы и методы государственного финансирования и материального стимулирования малого бизнеса.

Государственными и муниципальными программами поддержки малого бизнеса разработаны меры, направленные на перспективные способы развития и ведущие виды деятельности субъектов малого предпринимательства; установлены налоговые льготы и ежегодные выплаты на поддержку малого предпринимательства.

Кредитование и страхование субъектов малого бизнеса осуществляется на льготных условиях с компенсацией средств кредитным и страховым организациям за счет фондов поддержки малого предпринимательства. Государством разрабатываются и осуществляются комплексы мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, различными объектами инфраструктуры. Кроме того, обеспечивается подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства [20, с. 74].

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики страны. И остается несомненным, что малый бизнес будет существовать все время, пока человечество нуждается в новых товарах, услугах, питании и развлечении.

История развития предпринимательства за рубежом

История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних веков. Уже в те времена купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры представляли собой группу начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма тяга к богатству преобразовывается в желание получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей постепенно принимают цивилизованный и профессиональный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своем заводе или фабрике. В середине XVI в. появляется акционерный капитал, создаются акционерные компании. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли.


Первопроходцем была Английская торговая компания, организованная для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. – образована голландская Ост-Индская компания, а в 1670 г. – компания Гудзонова залива. Со временем акционерная форма хозяйствования становится частью других отраслей экономики. К концу XVII века образуются первые акционерные банки. К примеру, в 1694 г. на акционерных началах был основан Английский банк, а уже в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVII – начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получила широкое распространение и развитие во многих странах. В данный период собственность ранее функционировавших крупных семейных фирм, предпринимателей распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков – владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым бизнесом и крупным. В подобных условиях мелкому предпринимательствам становится все труднее выживать, ему становятся не по силам многочисленные нововведения [24, с. 48].

Вместо этого широкое развитие приобретают средние и крупные фирмы. Постепенно мотив получения максимальной прибыли становится определяющим. В это время появляется новая специальность – менеджер – руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от большинства функций и сосредоточившийся на руководстве производством и его организации. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» впервые применил английский экономист конца XVII–XVIII вв. Ричард Кантильон. Согласно ему предприниматель – это человек, который действует в условиях риска. Источниками богатства он считал землю и труд, определяющие реальную действительную стоимость экономических благ [29, с. 66].

Позже французский экономист конца XVIII – начала XIX вв. Ж. Б. Сей сформулировал определение предпринимательской деятельности как комбинирование, соединение трех классических факторов производства, таких как земли, капитала, труда.

Таким образом, в первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы зарождения предпринимательства в России и за рубежом.


2. Поддержка предпринимательства в России и за рубежом

2.1. Проблемы развития предпринимательства

С момента перехода к рыночной экономике вся страна в целом в своем сознание продолжает меняться. Стремительное развитие к переходу ведет за собой глобальное появление малого бизнеса. Развиваются новые структуры промышленности, предприниматели малого бизнеса, научились использовать вторичный материал производства, при этом развиваться и получать неплохую прибыль. Ведь крупный бизнес держится на основе малых предприятий. Предприниматели создают дополнительные места для рабочих, развивают инновации. Такие предприятия более гибкие в отношение изменений ситуаций на рынке [21, с. 54].

Социально-экономические проблемы влияют на становления малого предпринимательства в России необходимо решить комплекс задач, вовлечение незанятого населения, переориентация налоговой политики, кредитной политики, – направить на развитие производство, переход к закрепленному инновационному экономическому развитию.

История многих стран, говорит о том, что государство никуда без крупного, среднего и малого бизнеса. Взаимодействие микро-компаний с макро, дает быстрый поток круговорота от расходов к прибыли. За счет налоговых выплат, государство возмещает выплаты пенсионерам, многодетным семьям, малоимущим, оплаты заработных плат государственным служащим. Это еще не весь предел развития малого бизнеса, если государство будет создавать благоприятные условия, оказывать правительственную поддержку, ВВП Российской Федерации заметно возрастет [25, с. 96].

Не нужно забывать, что в развитых странах, за счет малого бизнеса до 70% безработные нашли свои трудовые места, тем самым вносят наибольший вклад в ВВП. С помощью конкуренции малые предприятия двигают инновационную сферу. Предприниматели малого бизнеса, заполняют наши рынки, удовлетворяют потребности в услугах и товарах, не требуются крупные инвестиции, действие антимонопольной политики, простые в управлении. Предпринимателям, так же проще реагировать на спрос покупателей, автоматизировать продукцию.

В процессе работы малого бизнеса, можно отметить такие проблемы:

1) высокая зависимость от внешней среды, факторы которые влияют на развитие – общие, территориальные, частные;