Файл: М-580.Аттестация. Теория БУ_Михалкевич.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 909

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре и назначению

Эта классификация определяет, для чего предназначен тот или иной счет, как он строится, каково содержание дебета, кредита, сальдо.

В соответствии с этим признаком все счета бухгалтерского учета делятся: на основные, регулирующие, операционные.

Основные счета предназначены для отражения информации о наличии и движении имущества организации и источниках их образования. Эти счета служат основой для составления баланса. К ним относят:

  • инвентарные, на которых учитываются материальные ценности;

  • неинвентарные, на которых учитываются средства, не имеющие натурально-вещественной формы (нематериальные активы);

  • денежные – для учета денежных средств;

  • фондовые – для учета образования и использования фондов;

  • расчетные, предназначенные для учета расчетов с дебиторами и кредиторами.

Инвентарные, неинвентарные и денежные счета – активные по отношению к балансу. Сальдо записывается по дебету, увеличение средств имущества по дебету, а уменьшение по кредиту.

Фондовые счета – пассивные. Сальдо записывается по кредиту, увеличение имущества по кредиту, а уменьшение по дебету.

Расчетные счета бывают активные, на которых отражается дебиторская задолженность, пассивные, на которых отражается кредиторская задолженность и активно-пассивные, которые имеют двойное, развернутое сальдо одно по дебету, другое по кредиту.

Регулирующие счета предназначены для уточнения оценки средств или источников, учитываемых на основных счетах. Регулирующие счета открываются к основным счетам. Например, «Основные средства» (01) – основной активный счет, а «Амортизация основных средств» (02) – регулирующий, пассивный счет. Счет «Амортизация основных средств» (02) называется контрарным. Счет «Материалы» (10) – основной, активный, а счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (16) – регулирующий, активный. Счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (16) называется дополнительным.

Операционные счета применяются для учета процесса производства и процесса реализации. Они бывают: распределительные, калькуляционные, результатные.

Распределительные счета используются для предварительного накапливания затрат и расходов для последующего распределения. Такие счета не имеют сальдо и в балансе не отражаются («Общехозяйственные расходы» (26)).

Калькуляционные счета предназначены для учета затрат на производство и исчисления себестоимости. К ним относят: «Основное производство» (20), «Вспомогательные производства» (23) и др. Дебетовое сальдо означает сумму затрат оставшуюся в незавершенном производстве.

Результатные счета применяются для определения и отражения финансовых результатов. Финансовые результаты (прибыль или убыток) определяются на счетах: «Реализация» (90), «Операционные доходы и расходы» (91). Полученный финансовый результат списывается на счет «Прибыль и убытки» (99).



12. Классификация счетов бухгалтерского учета по отношению к балансу

Всю совокупность счетов по отношению к балансу следует разделить на две группы: балансовые и забалансовые счета.

К первой группе относят счета, на которых учитывается имущество, принадлежащее организации на правах собственности. Данные этих счетов отражаются в балансе.

Записи на балансовых счетах производятся способом двойной записи, т.е. одна и та же сумма отражается по дебету одного и по кредиту другого счета.

На забалансовых счетах учитывается имущество, не принадлежащее организации на правах собственности, но временно находящееся в ее пользовании, распоряжении. В отличие от балансовых счетов их номер содержит три позиции и при их использовании в учете двойная запись не применяется.

Применение забалансовых счетов связано с тем, что в процессе осуществления деятельности в организациях происходят операции, связанные с использованием и хранением не принадлежащего организации имущества, но находящегося в его распоряжении, на ответственном хранении в переработке, на комиссии и др.

В их состав входят счета:

001 «Арендованные основные средства», на котором группируется информация о стоимости и видах основных средств, полученных в аренду;

002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». На нем учитываются товары, которые по ошибке были завезены в организацию. В составе забалансовых выделяют счета, которые контролируют отдельные операции. К ним относят: 006 «Бланки строгой отчетности», 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». На счете 006 контролируют движение бланков строгой отчетности: дипломов, удостоверений, ТТН, приходных кассовых ордеров и т. д. На счете 007 контролируется возможность взыскания задолженности в случае изменения имущественного положения должника.

На счетах 010 и 013 формируется информация об образовании и использовании амортизационных фондов воспроизводства основных средств и нематериальных активов. В составе забалансовых выделяют счета, на которых учитывают условные права и обязательства. Примерами таких счетов являются: 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные», 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные».

Таким образом, ведение учета на забалансовых счетах является неотъемлемой частью системы бухгалтерского учета и обязательным для организаций.


13. Учет процесса снабжения

Процесс снабжения заключается в приобретении и доставке на склад предприятия материальных ценностей, необходимых для осуществления производственной деятельности. Он осуществляется на основе договоров, заключенных между поставщиками и покупателем.

Покупатель должен оплатить поставщику стоимость приобретаемых материальных ценностей по покупным ценам, а также по условиям договора расходы по доставке, транспортировке, погрузке и разгрузке груза. Такие расходы называются транспортно-заготовительными (ТЗР). К ТЗР относят:


  • стоимость тарифов за перевозку ценностей всеми видами транспорта;

  • расходы по погрузке, разгрузке материальных ценностей;

  • расходы по доставке материальных ценностей до места назначения.

Таким образом, стоимость материальных ценностей вместе с транспортно-заготовительными расходами составляет фактическую себестоимость приобретенных материалов. Для учета операций, связанных с приобретением материалов, используются следующие счета: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам», 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками».

В зависимости от принятой в организации учетной политики поступление материалов отражается в бухгалтерском учете двумя способами:

  • без использования счетов 15 и 16;

  • с использованием счетов 15 и 16.

При первом способе покупная стоимость материалов и транспортно-заготовительные расходы относятся в дебет счета 10 «Материалы». Например, на основании товарно-транспортной накладной поставщика:


Д-т 10 – на стоимость поступивших материалов без НДС,

К-т 60;

Д-т 18 – на сумму налога на добавленную стоимость,

К-т 60;


Д-т 10 – на стоимость расходов по доставке и перевозке материалов,

К-т 60.


При втором способе покупная стоимость вместе с транспортно-заготовительными расходами относится в Д-т 15, затем материалы приходуются по учетным ценам, а разница в ценах и транспортно-заготовитель-ные расходы списываются в Д-т счета 16. В бухгалтерском учете эти операции отражаются на основании накладных:


Д-т 15 – на покупную стоимость материалов,

К-т 60;


Д-т 15 – на стоимость расходов по доставке и перевозке материалов,

К-т 60;


Д-т 18 – на сумму НДС,

К-т 60;

Д-т 10 – на стоимость оприходованных материалов по учетным ценам,

К-т 15;


Д-т 16 – на разницу в ценах и сумму транспортно-заготовительных расходов,

К-т 15;


Д-т 60 – погашение задолженности поставщикам за приобретение материальных ценностей вместе с НДС,

К-т 51;


Д-т 68 – отражение НДС к зачету после списания материалов на затраты производства,

К-т 18.


14. Учет процесса производства

Процесс производства представляет собой комплекс различных операций связанных с изготовлением продукции. Для изготовления продукции производятся следующие затраты:

  1. Материальные – это то, из чего изготовляется продукция.

  2. Средства труда – это то, с помощью чего изготовляется продукция (основные средства в виде начисленной амортизации).

  3. Живой труд – в виде начисленной заработной платы.

  4. Отчисления на социальные нужды ( в фонд социальной защиты населения и в фонд содействия занятости).

  5. Прочие затраты.

Таким образом, общая сумма затрат, связанная с изготовлением продукции, представляет собой ее фактическую себестоимость. Для учета затрат на производство используются следующие счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.


В течение месяца по дебету этих счетов собираются затраты на производство:

  • на изготовление конкретной продукции в основных цехах по дебету счета 20;

  • на изготовление продукции во вспомогательных цехах по дебету счета 23;

  • расходы по обслуживанию и управлению в цехах основного и вспомогательных производств по дебету счета 25;

  • расходы по предприятию в целом по дебету счета 26.

В конце месяца затраты по счетам 23, 25 и 26 списываются на основное производство в дебет счета 20.

По К-т 20 отражаются затраты, уменьшающие фактическую себестоимость готовой продукции, в том числе:

  • стоимость возвратных отходов производства – Д-т 10, К-т 20;

  • стоимость окончательно забракованной продукции – Д-т 28, К-т 20;

  • стоимость неиспользованных материалов, которые не соответствуют технологическому процессу производства, – Д-т 10, К-т 20;

  • стоимость недостачи в незавершенном производстве, выявленной при инвентаризации, – Д-т 94, К-т 20;

  • другие.

Таким, образом на счете 20 определяется фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции.

Фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции равняется остаткам незавершенного производства на начало месяца плюс затраты за отчетный месяц минус списания по кредиту счета 20 и минус незавершенное производство на конец месяца.

В бухгалтерском учете выпущенная из производства продукция отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20.


15. Учет процесса реализации

Реализация представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей готовой продукции, товаров, работ и услуг. Процесс реализации завершает кругооборот средств организации. В результате его осуществления появляется возможность выполнения организацией своих обязательств по возмещению кредитов и займов, а также погашению кредиторской задолженности перед кредиторами, бюджетом, поставщиками и подрядчиками, по социальному страхованию и обеспечению, перед работниками предприятия по оплате труда, другими кредиторами.

Основой реализации является заключение договоров с покупателями и заказчиками, в которых определяются объемы поставок, их ассортимент, сроки отгрузки, цены, форма и валюта расчетов, другие показатели. При нарушении ритмичности процесса реализации и невыполнении договорных обязательств ухудшается финансовое положение организации.

Для учета реализации готовой продукции в плане счетов предусмотрен счет 90 «Реализация». Особенностью этого счета является то, что по дебету и кредиту отражается одна и та же реализованная продукция, только в разных оценках: по дебету – по фактической себестоимости, а по кредиту – по ценам реализации с налогами, включаемыми в цену реализации. Эта особенность дает возможность выявлять финансовые результаты процесса реализации – прибыль или убыток.


Законодательством Республики Беларусь предусмотрены два варианта учета реализации:

1. По мере отгрузки ценностей, выполнения работ, оказания услуг и предъявления плательщикам расчетно-платежных документов (момент отгрузки).

2. По мере оплаты покупателями (заказчиками) предъявленных им расчетно-платежных документов (момент оплаты).

При первом варианте реализации продукции, работ и услуг в учете производятся следующие записи:


п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Предъявлены покупателям расчетно-платежные документы на отпущенную продукцию по договорным ценам

62

90

2

Списывается фактическая себестоимость отпущенной покупателям продукции

90

43

3

Начислены налоги, уплачиваемые из выручки от реализации

90

68

4

Списывается прибыль от реализации

90

99

5

Списывается убыток от реализации

99

90

6

Поступила на расчетный счет выручка за реализованную продукцию (работы, услуги)

51

62


Отражение реализации по мере оплаты отгруженной покупателям продукции производится с использованием счета 45 «Товары отгруженные».

При втором варианте реализации продукции, работ и услуг в учете производятся следующие записи:


п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

Списывается фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг

45

43

2

Поступила выручка за реализованную продукцию (работы, услуги)

50, 51

90

3

Списывается фактическая производственная себестоимость реализованной покупателям продукции (работ, услуг)

90

45

4

Списываются расходы, связанные с реализацией продукции

90

44

5

Начислены налоги из выручки от реализации

90

68


Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 90 определяется финансовый результат от реализации: превышение кредитового оборота над дебетовым означает прибыль и отражается по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки», а превышение оборота по дебету – убыток, который относится в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».


16. Учет операций по созданию организации

Хозяйственная деятельность организаций осуществляется в соответствии с Уставом, в котором перечислены собственники (учредители), цель и задачи создания организации, органы управления, условия распоряжения имуществом, распределение прибыли, порядок реорганизации и ликвидации организации.

Учредителями организации могут быть: государство, другие организации – юридические лица, а также физические лица.

В Уставе организации отражается сумма уставного фонда. Уставный фонд представляет собой сумму средств, которую учредители вкладывают в организацию для начала осуществления деятельности. Сумма уставного фонда утверждается вместе с уставом при государственной регистрации. С момента регистрации организация считается созданной, начинает осуществление своей деятельности и ведения бухгалтерского учета. Отражение в бухгалтерском учете уставного фонда является первой хозяйственной операцией вновь созданной организации. Для учета уставного фонда используется счет 80 «Уставный фонд». Счет пассивный, формирование уставного фонда отражается по кредиту. При этом возникает дебиторская задолженность учредителей, которая отражается на счете 75 «Расчеты с учредителями». Таким образом, в бухгалтерском учете образование уставного фонда отражается: