Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На взгляд автор данной курсовой работы регулирующая функция наиболее полно описана Н.В. Седовой.

Вышеуказанный автор считает, что регулирующая функция акциза проявляется в нескольких направлениях, среди которых можно выделить:

  • воздействие на объемы производства и потребления подакцизных товаров;
  • влияние на структуру производства, стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукции;
  • регулирование рентабельности производства подакцизных товаров [24].

Ограничивающее воздействие акцизов на объем производства (и как следствие, на объем потребления) применяется, как правило, в отношении «социально опасных» товаров, основным среди которых является табак и алкоголь. Необходимо отметить, что акцизами должны облагаться только те товары, потребление которых приводит к дополнительным расходам бюджета (отрицательные экстерналии). Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов, связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Рассмотрим пример, представленный Т.К. Подгорной для расчета оптимальной ставки акциза на сигареты в Швеции и отраженный в таблице «Экстерналии в расчете на одну пачку сигарет» ниже:

Таблица № 3 – Экстерналии в расчете на одну пачку сигарет.

Экстерналии в расчете на одну пачку сигарет:

Медицинское обслуживание

-0,37

Отпуск по болезни

-0,00

Групповые страховки

-0,06

Питание и уход

+0,25

Пенсия по старости

+1,84

Ущерб от пожаров

-0,01

Подоходный налог

-0,61

Итого чистые экстерналии

+1,03

Источник: [21].

Важным моментом этой методики является то, что подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также 1,84 долл. на пенсии по старости. Как это ни парадоксально звучит, но, исходя из расчетов, изложенных в таблице № 3, в действительности налогоплательщикам выгодно наличие курильщиков в обществе, т.к. это приносит около 1 доллар чистой положительной экстерналии на каждую проданную пачку. Таким образом, дополнительное обложение акцизами сигарет в Швеции нецелесообразно [25].


Механизм ограничивающего регулирования посредством акциза можно описать следующим образом. Изымая у предприятия часть выручки, акциз отрицательно влияет на финансовый результат деятельности предприятия, снижая его заинтересованность в производстве подакцизной продукции. Сокращение производства (а значит и рыночного предложения) подакцизного продукта в соответствии с теорией спроса и предложения стимулирует рост цен и при прочих равных условиях – снижение спроса. Однако эффективность данного направления регулирующего воздействия акциза существенно зависит от того, насколько эффективно осуществляется государственный контроль за сферами обращения подакцизной продукции, насколько прочны преграды для проникновения подакцизной продукции на рынок без обложения акцизом [25].

Другое направление регулирующего воздействия акциза – стимулирование роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукта, – на практике реализуется путем установления дифференцированных ставок акциза внутри товарных групп, а также за счет применения фиксированных акцизных ставок. Облагая относительно более высоким акцизом низкосортный товар, государство стимулирует производителя переходить на изготовление более качественной продукции. Так, например, в ФРГ, а с 2011 г. и в России, с низкооктанового бензина взимается повышенный акциз, более высокий акциз установлен и на низкосортные сигареты. В итоге посредством акциза государство влияет не на изменение структуры производства, но на характер потребления. Кроме того, стимулирование производства более качественной продукции осуществляется за счет установления твердых ставок акциза. Для производителей уплата фиксированного акциза с единицы продукции является стимулом для производства более дорогостоящих изделий, улучшения их потребительских качеств, дизайна и так далее, повышения их рентабельности. Для конечного потребителя установление твердых ставок означает некоторое снижение цены на более качественные, дорогие изделия, а следовательно, увеличивается возможность их потребления [13, c. 506].

Таким образом, воздействие посредством акциза на рентабельность производства отдельных товаров позволяет уменьшить желание производителей к вхождению в такие сферы бизнеса, как производство спирта, алкоголя, табака, добыча минерального сырья. Эти производства объективно обладают высокой рентабельностью в силу низких затрат и высоких рыночных цен на готовую продукцию. Акциз тем самым, во-первых, взимает в бюджет часть сверхприбыли, во-вторых, препятствует концентрации экономики в данных производственных сферах.


На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что экономическое значение акцизов заключается в ограничивающем воздействии на объемы производства и применяется, как правило, в отношении «социально опасных» товаров, основным среди которых является табак и алкоголь, а данный механизм можно описать следующим образом: изымая у предприятия часть выручки, акциз отрицательно влияет на финансовый результат деятельности предприятия, снижая его заинтересованность в производстве подакцизной продукции. Однако эффективность данного направления регулирующего воздействия акциза существенно зависит от того, насколько эффективно осуществляется государственный контроль за сферами обращения подакцизной продукции, насколько прочны преграды для проникновения подакцизной продукции на рынок без обложения акцизом. Также экономическое значение акцизов проявляется в стимулировании роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукта, – на практике реализуется путем установления дифференцированных ставок акциза внутри товарных групп, а также за счет применения фиксированных акцизных ставок. Облагая относительно более высоким акцизом низкосортный товар, государство стимулирует производителя переходить на изготовление более качественной продукции.

2.3. Экономическое значение налога на прибыль

Налог на прибыль организаций в Российской Федерации – федеральный налог, играющий важную фискальную и регулирующую роль. Теоретически налог на прибыль – это форма распределения национального дохода, а именно форма изъятия государством части чистого дохода (прибыли), создаваемого юридическими лицами. Налог на прибыль рассматривается как компенсация государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры. Практически налог на прибыль как прямой налог обладает наибольшими возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансово положение, т.е. имеет регулирующее значение. Одновременно он обеспечивает значительные поступления в бюджет государства. Поэтому столь много мнений о правомерности использования налог на прибыль в современных условиях на тех принципах, которые заложены в налоговом законодательстве [10, с. 59].


Среди реальных факторов предпочтения прибыли как объекта налогообложения в противовес доходу можно выделить следующие причины.

  • прибыль – это конечный результат деятельности, экономическое содержание которого позволяет применять его как объект налогообложения, в то время как заработная плата – это затраты.
  • на размерах валового дохода предприятия отражаются расходы на оплату труда, удельный вес которых варьируется по различным отраслям экономики (например, материалоемкие и трудоемкие отрасли). В Российской Федерации из-за диспропорций в народной хозяйстве, отсутствия реального движения капитала и рабочей силы на практике по отраслям и видам деятельности сложились резко отличная структура состава затрат. Следовательно, введение налога на доходы резко отрицательно сказалось бы на отраслях, где выше удельный вес трудовых затрат: сфера услуг, легкая пищевая промышленность, наука. Введение же разных налогов в отраслях в условиях рынка нецелесообразно.
  • использование прибыли в качестве объекта налогообложения соответствует мировой практике.
  • механизм исчисления налог на прибыль позволяет гибко, дифференцировано воздействовать на фонд оплаты труда в отличие от включения затрат на оплату труда в объект налогообложения. На практике имел место налог на фот в рамках налог на прибыль [26, с. 75].

Валовой доход как объект налогообложения обладает такими плюсами как:

  • более высокий фискальный потенциал, что объясняется включением в объект обложения не только прибыли, но и оплаты труда.
  • обеспечение условий для выравнивания уровня доходной базы регионов, поскольку в этом случае плательщиками выступают практически все хозяйственные объекты независимо от их финансового положения, в том числе в регионах, где по объективным причинам сконцентрированы малорентабельные и убыточные производства.
  • налогообложение дохода позволяет ограничиваться ставкой не более 20 процентов, что создает благоприятный психологический настрой на уплату налога [11, с. 204].

В период реформирования налоговой системы (с 1999 года по настоящее время) государство взяло курс на снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Тем не менее, он занимает важное место в доходах федерального бюджета в соответствии с таблицей № 2.

Регулирующая роль налога на прибыль в настоящее время пpocлеживается не четко, поскольку действующий механизм исчисления и взимания налога отвечает принципу нейтральности налогообложения. В частности, практически отсутствуют какие-либо послабления, носящие отраслевой характер [26, с. 76].


Принятие концепции консолидированного налогоплательщика способно решить некоторые проблемы. Отпадает необходимость отслеживания трансфертных цен между родственными предприятиями, что существенно упрощает контроль со стороны налоговых органов и снижает побудительные мотивы налогоплательщиков к фиктивным сделкам и действиям. Введение на уровне федерального закона формулы распределения подлежащей налогообложению прибыли между регионами снимает проблему взаимных претензий регионов на право облагать по своим законам один и тот же объект обложения. Это избавляет от необходимости заключать межрегиональные договоры об избежании двойного налогообложения. Некоторые страны для решения этой проблемы применяют принудительную консолидацию налогоплательщиков. Однако на этапе перехода к консолидации налогоплательщиков неизбежны определенные потери бюджета.

Таким образом, экономическое значение налог на прибыль выражается в распределении национального дохода, то есть в форме изъятия государством части чистого дохода (прибыли), создаваемого юридическими лицами. Налог на прибыль рассматривается как компенсация государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры. Налог на прибыль обеспечивает значительные поступления в бюджет государства. Поэтому столь много мнений о правомерности использования налог на прибыль в современных условиях на тех принципах, которые заложены в налоговом законодательстве.

2.4. Экономическое значение водного налога и налога на добычу полезных ископаемых

Водный налог является платежом за пользование природными ресурсами. Водный налог является федеральным и наряду с налогом на добычу полезных ископаемых и сбором за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов относятся к платежам за природные ресурсы. Суммы налога, полностью поступающие в федеральный бюджет Российской Федерации, частично расходуются на мероприятия по охране и восстановлению водных объектов. Налог стимулирует рациональное водопользование и повышает ответственность за сохранение водных ресурсов и поддержание экологического равновесия [2, с. 108].