Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);

13) электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина [16].

Таким образом, акциз – это вид косвенного налога на определённые группы товаров, производимых внутри страны, в России государство облагает акцизами сигареты, алкоголь, автомобили и топливо.

Иногда величина акциза может достигать 70 % от стоимости товара, при этом производители включают акцизы в розничную цену товара, перенося все расходы на конечного потребителя. При уплате акцизов на товары наклеивается специальная бумажная этикетка, именуемая акцизной маркой.

Акцизы является одним из древнейших видов косвенных налогов. По существующим письменным свидетельствам обложение акцизами осуществлялось еще в эпоху Римской империи. Это один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем [29, с. 46].

3) Налог на прибыль организаций.

Налогообложение прибыли в любой налоговой системе занимает одно из первых мест. Причем независимо от того на какую модель построения налогообложения ориентирована экономика в данный момент – основанную на косвенном или прямом налогообложении.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог на прибыль – это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. Данный налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами. Прибыль является результатом вычитания суммы расходов из суммы доходов организации и является объектом налогообложения [27].

4) Налог на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых начал действовать на территории Российской Федерации с 1 января 2002 года в соответствии с главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации [16].

Налог на добычу полезных ископаемых был введен в налоговую систему Российской Федерации с целью упрощения и упорядочения системы платежей при пользовании природными ресурсов [2, с. 26].

4) Водный налог.


В российской практике использовались различные формы платы за использование водных ресурсов. В 1920-1930-х года в Советском Союзе взимался водный сбор за единицу орошаемой площади, который был отменен по окончании коллективизации. После Великой отечественной войны в период с 1949 по 1956 г. Существовала плата за воду, забираемую относительно оросительных систем. После начала рыночных преобразований в России и до принятия первой части Налогового кодекса Российской Федерации взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем [14, с. 124].

В 1998 г. Был принят закон № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами», который существенно расширял перечень объектов обложения и круг налогоплательщиков. Так, в соответствии с данным законом кроме платы за забор воды из водных объектов предусматривалась пата за сброс сточных вод [20].

С 1 января 2005 года введена в действие глава 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. С введением в действие водного налога установлены новые нормы платного пользования водными объектами:

  • отменены налоговые льготы, устанавливаемые органами власти субъектов Федерации, значительно расширен перечень налогоплательщиков – кроме организаций и индивидуальных предпринимателей плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • в целях избежания двойного налогообложения вследствие существования платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и за загрязнение окружающей среды из объекта налогообложения водным налогом исключен сброс сточных вод в водные объекты;
  • введен еще один самостоятельный объект налогообложения водных объектов без забора воды в целях гидроэнергетики;
  • повышены ставки налога и, поскольку налог стал федеральным, органы власти субъектов лишились права устанавливать свои ставки [6].

Водные отношения в России регулируются Водным кодексом Российской Федерации. Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и могут быть использованы [6].

Таким образом, в состав федеральных налогов Российской Федерации, подлежащих взиманию с юридических лиц, являются следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость, суть которого состоит в добавлении процента налога, установленного законодательство страны налогоплательщика, к цене при продаже определенного товара или оказании услуги, работы.
  • акцизы, являющиеся видом косвенного налога на определённые группы товаров, производимых внутри страны, такими как сигареты, алкоголь, автомобили и топливо и некоторые другие.
  • налог на прибыль организации, начисляющийся на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами. Прибыль является результатом вычитания суммы расходов из суммы доходов организации и является объектом налогообложения.
  • налог на добычу полезных ископаемых, введенный в налоговую систему Российской Федерации с целью упрощения и упорядочения системы платежей при пользовании природными ресурсов.
  • водный налог, взимаемый за использование водных ресурсов, к которым относятся поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и могут быть использованы.

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Общепринятыми являются два основных направления налогового регулирования. Первое заключается в централизации посредством налогов финансовых ресурсов государства и их использовании для целей развития общественного производства. На темпы экономического роста влияют как объемы мобилизованных посредством налогов ресурсов, так и масштабы инвестирования средств в экономику. Прямое государственное финансирование, дотации и субвенции из бюджета позволяют государству оказывать воздействие на формирование отраслевой и территориальной структуры общественного производства. Решение ряда общественных задач (развитие науки, социальной сферы, решение экологических проблем и др.) с помощью эффективного использования централизованных финансовых ресурсов обеспечивает развитие национальной экономики в целом и создает тем самым возможности для успешного развития микроэкономики.

Второе направление налогового регулирования заключается в разработке государством системы мер, оказывающих влияние на интересы хозяйствующих субъектов в отношении их экстенсивного и интенсивного развития. Такое направление налогового воздействия государства на производство реализуется посредством контроля за объемом налоговых изъятий, как за счет самой нормы налогового изъятия, так и за счет предоставления налоговых льгот [2, с. 35].

Современные авторы выделяют еще одно направление налогового регулирования, которое связано с усилением динамичности экономики. Оно заключается в постоянном отслеживании государством появления новых прогрессивных форм хозяйствования, новых видов доходов, новых хозяйственных и финансовых инструментов и операций и разработке механизма налогообложения, способствующего их быстрому развитию [5].

Налоги относятся к основополагающим критериям рыночного хозяйства. По своей сути налоги есть перераспределительные отношения.

Экономическая сущность федеральных налогов с юридических лиц характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное значение – мобилизация денежных средств в распоряжение государства [8, с. 56].


Федеральные налоги с юридических лиц как экономическая категория – это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком по поводу перераспределения валового внутреннего продукта (далее – ВВП) в целях формирования централизованных денежных фондов государства.

Налоги участвуют в перераспределении ВВП и национального дохода. Общественное содержание налогов заключается в том, что налогообложение выступает частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически переходящий характер налогов [18, с. 29].

Следует отметить, что роль отдельных финансовых налогов, уплачиваемых организациями, в формировании консолидированного бюджета и федерального бюджета весьма существенна.

Таблица. Поступления по уровням бюджета за 1 полугодие 2017-2018 гг.

Вид бюджета

1 полугодие, млрд. руб.

2017

2018

темп, %

Консолидированный бюджет Российской Федерации

8 442,8

9 838,1

116,5

Федеральный бюджет

4 496,30

5 492,6

122,2

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

3946,5

4 345,5

110,1

Источник: [21].

Таким образом, основные темпы роста, а также объемы поступлений составляют поступления в федеральный бюджет, что подчеркивает значимость федеральных налогов и масштабность их экономического значения для государства.

Источником налогов выступает национальный доход – вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством использования труда, капитала и природных ресурсов. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих функций. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития [9, с. 67].

Объект налогообложения большинства федеральных налогов с юридических лиц, так или иначе, связан с операциями реализации товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав.

Таблица. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 1 полугодие 2017-2018 гг.

Виды налогов

1 полугодие, млрд. руб.

2017

2018

темп, %

НДПИ

1 985,7

2 707,7

136,4

НП

1 755,8

1 979,5

112,7

НДС

1 570,5

1 752,6

111,6

НДФЛ

1 461,2

1 631,8

111,7

Акцизы

720,2

706,1

98,0


Источник: [21].

Из данных табл. 1 следует, что наибольший удельный вес в общей совокупности налоговых доходов имеет налог на добычу полезных ископаемых, затем налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, а акцизы занимают четвертое место. По темпу роста первое место также принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых. Одной из причин роста является индексация ставок налога на добычу полезных ископаемых.

Таким образом, федеральные налоги с юридических лиц как экономическая категория – это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства.

2.1 Экономическое значение налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации [15, с. 128].

Отличительной чертой налога на добавленную стоимость как косвенного налога является то обстоятельство, что основное бремя его уплаты переносится плательщиком на конечных потребителей товаров, работ либо услуг. Иными словами, налог на добавленную стоимость добавляется производителем к стоимости произведенного товара (работы, услуги) и предъявляется к уплате покупателю. Фактически этот налог уплачивают все лица, ежедневно приобретая для себя различного рода материальные блага [30, с. 45].

Следует отметить, что законодательство по налогу на добавленную стоимость содержит множество нюансов, без знания которых (особенно если предприятие осуществляет различные виды деятельности) правильно рассчитать налог нельзя.

Максимальная ставка налога на добавленную стоимость в Российской Федерации после его введения с 1 января 1992 г. составляла 28 %, затем с 1 января 1993 г. была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. С 1 января 2019 года НДС вновь будет повышен до 20% [27].

Для некоторых продовольственных товаров, книг, товаров для детей и некоторых категорий медицинского оборудования в настоящее время действует пониженные ставки. Чтобы экспортёр получил право на нулевую ставку налога на добавленную стоимость при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате налога на добавленную стоимость и комплект подтверждающих документов.