Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Довольно большой проблемой для предпринимателей по-прежнему остается вопрос возмещения налога на добавленную стоимость. Введенный заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость фактически ограничивает малый бизнес от такой возможности, поскольку условие по сумме уплаченных за три года налогов (10 миллиардов рублей) является для него непреодолимым барьером. Таким образом, для создания благоприятных условий предпринимателям такое ограничение необходимо постепенно снимать.

Также следует отметить, что будет положительным направлением проведение более активного налогового стимулирования институциональных инвесторов Российской Федерации, что направит на расширение их инвестиций в реальный сектор экономики (освобождение от налогообложения доходов инвестиций в корпоративные облигации компаний и другое.

Положительным будет также рассмотрение законодателем введения оговорки, когда для инвесторов в течение срока реализации инвестиционных проектов сохраняются прежние размеры налоговой нагрузки.

Организации и сегодня волнует вступивший в силу с 1 января 2012 года новый порядок контроля над трансфертным ценообразованием. Одним из направлений совершенствования налогового законодательства можно выделить внесений поправок в налоговый кодекс о дополнительных механизмах защиты прав бизнеса, например, предусмотреть следующее: если проверка не выявила нарушения, на руки предпринимателю выдается соответствующий акт, однако сейчас акт выдается только в случае выявления нарушений.

В последнее время большое значение в судебной практике по налоговым спорам имеют разъяснения высших судебных органов, которые приобрели прецедентный характер. Такие толкования положений налогового кодекс Российской Федерации приближаются по своей силе к законам и, следовательно, должны распространяются только на споры, которые возникнут в будущем, а не действовать «задним числом». Это негативно влияет на деловой и инвестиционный климат в стране.

Нужно распространить положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации о действии актов законодательства о налогах и сборах на разъяснения высших судебных органов, которые официально приобрели прецедентный характер. Общие разъяснения или постановления, которые дают высшие судебные органы по конкретным делам, обладают прецедентной силой, т.е. обязательны для нижестоящих судов. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.01.2010 № 1-П, такие «прецеденты толкования» приближаются по своей силе к законам, следовательно, на них распространяются те же правила действия во времени, что и для законов [10, с. 11].


Таким образом, можно выделить ряд предложений по направлениям совершенствования федеральных налогов, взимаемых с юридических лиц в Российской Федерации, а именно:

  • введение универсальных требований к использованию института банковской гарантии в налоговых правоотношениях;
  • введение возможности для налогового органа направлять запросы налогоплательщик – юридического лица – по электронным каналам связи и установление возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика при отсутствии ответа на такие запросы;
  • введение обязанности представлять декларации по налогу на добавленную стоимость в электронном виде, а также обязанности представлять книгу учета счетов-фактур в электронном виде вместе с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость.
  • при реформировании межбюджетных отношений законодателям необходимо рассмотреть вопрос о перераспределении налогов в пользу регионов и муниципалитетов;
  • развитие предварительного контроля – выдачу уполномоченным государственным органом заключений о налоговой квалификации сделки или операции, что поможет организациям предохранить себя от рисков совершения налоговых правонарушений по отсутствию правовых теоретических и практических навыков в сфере налогообложения.
  • рассмотрение законодателем введения оговорки, когда для инвесторов в течение срока реализации инвестиционных проектов сохраняются прежние размеры налоговой нагрузки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральный налог с юридических лиц является обязательным на всей территории Российской Федерации отчислением субъектом налоговых отношений, а именно юридическим лицом, в пользу государства денежных средств в установленном порядке и размере с целью финансового обеспечения деятельности государства, направленной на обеспечение благосостояния государства и такого юридического лица в том числе.

В состав федеральных налогов Российской Федерации, подлежащих взиманию с юридических лиц, входят следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость, суть которого состоит в добавлении процента налога, установленного законодательство страны налогоплательщика, к цене при продаже определенного товара или оказании услуги, работы.
  • акцизы, являющиеся видом косвенного налога на определённые группы товаров, производимых внутри страны, такими как сигареты, алкоголь, автомобили и топливо и некоторые другие.
  • налог на прибыль организации, начисляющийся на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
  • налог на добычу полезных ископаемых, введенный с целью упрощения и упорядочения системы платежей при пользовании природными ресурсов.
  • водный налог, взимаемый за использование водных ресурсов.

Федеральные налоги с юридических лиц как экономическая категория – это совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиком по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства.

Налог на добавленную стоимость самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему Российской Федерации. Заложенный в основе экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости функционирует только когда:

  • налог перечисляется между плательщиками сверх цены;
  • плательщик, заплативший за товар цену, формирует «налог на добавленную стоимость уплаченный» и может отнести его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует «налог на добавленную стоимость полученный» и уплатит его в бюджет;
  • все плательщики состоят на учёте и отчитываются в налоговых органах.

При любом нарушении указанных положений экономический механизм налога на добавленную стоимость полноценно функционировать не будет, следовательно, не будет надлежащей собираемости этого налога.

Экономическое значение акцизов заключается в ограничивающем воздействии на объемы производства и применяется, как правило, в отношении «социально опасных» товаров, основным среди которых является табак и алкоголь. Также экономическое значение акцизов проявляется в стимулировании роста эффективности производства, повышения качества произведенного продукта, улучшения потребительских характеристик продукта. Облагая относительно более высоким акцизом низкосортный товар, государство стимулирует производителя переходить на изготовление более качественной продукции.

Экономическое значение налог на прибыль выражается в распределении национального дохода, то есть в форме изъятия государством части чистого дохода (прибыли), создаваемого юридическими лицами. Налог на прибыль рассматривается как компенсация государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры. Налог на прибыль обеспечивает значительные поступления в бюджет государства. Поэтому столь много мнений о правомерности использования налог на прибыль в современных условиях на тех принципах, которые заложены в налоговом законодательстве.

Водный налог является федеральным и наряду с налогом на добычу полезных ископаемых и сбором за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов относятся к платежам за природные ресурсы. Суммы налога, полностью поступающие в федеральный бюджет Российской Федерации, частично расходуются на мероприятия по охране и восстановлению водных объектов. Данные налоги стимулируют рациональное водопользование и повышают ответственность за сохранение водных ресурсов и поддержание экологического равновесия.


Можно выделить ряд предложений по направлениям совершенствования федеральных налогов, взимаемых с юридических лиц в Российской Федерации, а именно:

  • введение универсальных требований к использованию института банковской гарантии в налоговых правоотношениях;
  • введение возможности для налогового органа направлять запросы налогоплательщик – юридического лица – по электронным каналам связи и установление возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика при отсутствии ответа на такие запросы;
  • введение обязанности представлять декларации по налогу на добавленную стоимость в электронном виде, а также обязанности представлять книгу учета счетов-фактур в электронном виде вместе с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость.
  • при реформировании межбюджетных отношений законодателям необходимо рассмотреть вопрос о перераспределении налогов в пользу регионов и муниципалитетов;
  • развитие предварительного контроля – выдачу уполномоченным государственным органом заключений о налоговой квалификации сделки или операции, что поможет организациям предохранить себя от рисков совершения налоговых правонарушений по отсутствию правовых теоретических и практических навыков в сфере налогообложения.
  • рассмотрение законодателем введения оговорки, когда для инвесторов в течение срока реализации инвестиционных проектов сохраняются прежние размеры налоговой нагрузки.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алиев, Б.Х. Теория и история налогообложения / Б.Х. Алиев, А.М. Абдулгалимов, М.Б. Алиев. – Москва : Инфра : Вузовский учебник, 2011. – 239 с.
  2. Архипцева, Л.М. Федеральные налоги и сборы с организаций / Л.М. Архипцева и др. – Москва : Статус-кво, 2005. – 470 с.
  3. Блинов, М.В. Алкогольные доходы в ретроспективе. URL: http://www.spap.ru (дата обращения: 08.09.2018)
  4. Блинов, М.В. История «водочного» акциза в России. URL: http://www.spap.ru (дата обращения: 08.09.2018)
  5. Братцев, Д.В. К вопросу об экономической природе налогового регулирования / Д.В.Братцев, Мельникова Н.А.. – Москва : Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях. – 2003. - № 1. – с.28.
  6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (Электронный ресурс): Водный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 12 апреля 2006 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 03.08.2018) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Д.А. Дадашев. – Москва : Вузовский учебник : Инфра-М, 2013. – 239 с.
  8. Косов, М.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Н.Д. Эриашвили. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431 с.
  9. Крамаренко, Л.А. Налоги и налогообложение / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 575 с.
  10. Кругляк, З.И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях / З.И. Кругляк, М.В. Калинская. Москва : Инфра-М, 2013 – 351 с.
  11. Майбуров, И.А. Налоги и налогооблажение / И.А. Майбуров и др. – а-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 591 с.
  12. Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения / И.А. Майбуров. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 495 с.
  13. Майбуров, И.А. Теория налогообложения / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. – Продвинутый курс. Учебник. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 591 с.
  14. Макар, С.В. Экономика природопользования / С.В. Макар, В.Г. Глушаков. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : Юрайт, 2011. 588 с.
  15. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 5-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : ИНФРА-М, 2017. - 509 с.
  16. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (Электронный ресурс): федеральный закон принят Государственной Думой 16 июля 1998 г.: (часть первая) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 03.09.2018) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  17. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (Электронный ресурс): федеральный закон принят Государственной Думой 19 июля 2000 г.: (часть вторая) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 04.09.2018) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  18. Никулина, И.В. Общая теория налогообложения / И.В. Никулина. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : Эксмо, 2011. – 206 с.
  19. О соглашениях о разделе продукции (Электронный ресурс): Федеральный закон от от 30.12.1995 N 225-ФЗ принят Государственной Думой 6 декабря 1995 года (последняя редакция) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  20. О плате за пользование водными объектами (Электронный ресурс): Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ принят Государственной Думой 15 апреля 1998 года (последняя редакция, документ утратил силу 23.12.2003) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  21. Подгорная, Т.К. Зарубежный опыт: акцизы в налоговой системе Швеции / Т.К. Подгорная. – Москва : Российский Налоговый Курьер, 2005. № 10 – 46 с.
  22. Поляк, Г.Б. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов / Г.Б. Поляк. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2017. - 415 с.
  23. Поляк, Г. Б. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка, А.Н. Романова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 348 с.
  24. Седова, Н.В. Акцизное налогообложение в современной России / Н.В. Седова. – Москва : Финансы, 2003. № 12 – 15 с.
  25. Тегетаева, О.Р. Роль акцизного налогообложения в регулировании экономических процессов. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/rol-aktsiznogo-nalogooblozheniya-v-regulirovanii-ekonomicheskih-protsessov.pdf (дата обращения: 08.09.2018)
  26. Фадеева, Д.Е. Налоговые новеллы 2011 – 2012 годов / Д.Е. Фадеева и др. – Москва : Налоговый вестник, 2012. – 287 с.
  27. Федеральная налоговая служба : Действующие в РФ налоги и сборы. URL: /https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/profitul/ (дата обращения: 08.09.2018)
  28. Федеральная налоговая служба : Налоговая аналитика. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 08.09.2018)
  29. Шитов, В.Н. История финансов России / В.Н. Шитов. – 2-е изд., стереотипное. – Москва : КноРус, 2013. – 156 с.
  30. Шишкин, Р.Н. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость / Р.Н. Шишкин. – Москва : Юриспруденция, 2012. – 127 с.