Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налог на добычу полезных ископаемых также является платежом за пользование природными ресурсами. Территория Российской Федерации составляет около 1/8 части мировой суши. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минеральных и топливно-энергетических ресурсов. Разведанные запасы нефти и газа достигают 36% мировых запасов, железных и никелевых руд – 30%. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается [20, с. 173].

В условиях экономического кризиса и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование могут взять на себя фискальную функцию налоговой системы.

На протяжении истории развития платежей за пользование недрами применялись различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размеров платы за их использование:

  1. затратный метод. Оценка природных ресурсов проводится по затратам на их добычу, освоение иди использование;
  2. результативный метод. Экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами;
  3. затратно-ресурсный метод. При определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования;
  4. рентный метод. Ресурс, использование которого дает относительно большой доход при одинаковых затратах, получает наибольшую стоимость. Затраты на освоение ресурса ориентированы на средний уровень, учитывается факт огра­ниченности природного ресурса. При рентном подходе обосновывается необходимость разделения собственника ресурса и его пользователя для возникновения категории рентных платежей,
  5. воспроизводственный метод. Использование какого-либо природного ресурса требует его восстановления. Стоимость природного ресурса определяется как совокупность затрат, необходимых для его воспроизводства или компенсации потерь, на определенный период [2, с. 109].

До ввода в действие Налогового кодекса Российской Федерации наибольшее распространение получили платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за добычу полезных ископаемых, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. С 2002 года все эти платежи заменены налогом на добычу полезных ископаемых, peгламентируемым главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации.


Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использовани­ем и охраной недр территории Российской Федерации и ее континентальною шельфа, регулируются Законом «О недрах». Этим Законом также установлена система платежей при пользовании недрами:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • плата за геологическую информацию о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • сбор за выдачу лицензий [8, с. 163].

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в частности налог на добычу полезных ископаемых.

Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продук­ции». Пользователь недр освобождается от взимания отдельных налогов, взима­ние которых заменяется разделом продукции в соответствии с условиями согла­шения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным зако­ном «О соглашениях о разделе продукции» [19].

Таким образом, водный налог является федеральным и наряду с налогом на добычу полезных ископаемых и сбором за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов относятся к платежам за природные ресурсы. Суммы налога, полностью поступающие в федеральный бюджет Российской Федерации, частично расходуются на мероприятия по охране и восстановлению водных объектов. Данные налоги стимулируют рациональное водопользование и повышают ответственность за сохранение водных ресурсов и поддержание экологического равновесия. За пользование недрами применяются различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размеров платы за их использование, такие как: затратный результативный затратно-ресурсный рентный воспроизводственный методы. В условиях экономического кризиса и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование могут взять на себя фискальную функцию налоговой системы.


ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

При рассмотрении особенностей налоговой политики развитых стран в отношении налога на добавленную стоимость отмечается явная тенденция роста стандартных ставок по налогу, часто сопровождаемого увеличениями пониженных ставок. С 2007 года 18 стран-членов ОЭСР увеличили стандартную ставку налога на добавленную стоимость (без учета Франции и Японии, которые планируют увеличение стандартных ставок налога на добавленную стоимость в 2014 году, и Словении, которая также планирует увеличить ставку налога, если не справится с задачей сокращения дефицита государственного бюджета иными мерами).

При анализе системы взимания налога на добавленную стоимость в каждой конкретной стране важно учитывать не только уровень стандартных ставок налога, но и ряд других факторов, влияющих на величину фактических поступлений. Среди таких факторов: наличие пониженных ставок в отношении отдельных групп товаров и услуг, освобождений от налога ряда операций и специальных налоговых режимов, общая эффективность администрирования налога.

В условиях поиска странами способов мобилизации дополнительных доходов бюджетов повышение стандартных ставок налога на добавленную стоимость является далеко не единственным инструментом, особенно для стран с относительно высокой ставкой. В таких случаях дополнительные возможности повышения «эффективности» налога на добавленную стоимость для бюджетов связаны с расширением налоговой базы, в том числе путем ограничения применения пониженных ставок налога и освобождений, улучшения налогового администрирования.

Среди важных изменений в области налогового администрирования необходимо:

  • введение универсальных требований к использованию института банковской гарантии в налоговых правоотношениях;
  • введение обязанности банков информировать налоговые органы об открытых счетах физических лиц и обязанности банков предоставлять сведения по таким счетам;
  • введение возможности для налогового органа направлять запросы налогоплательщику по электронным каналам связи и установление возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика при отсутствии ответа на такие запросы;
  • введение обязанности представлять декларации по налогу на добавленную стоимость в электронном виде, а также обязанности представлять книгу учета счетов-фактур в электронном виде вместе с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость.

Совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость можно выделить как основополагающий способ для дальнейшего развития федеральных налогов с юридических лиц. При повышении не только количества, но и качества собираемости налога в будущем можно говорить и снижении налоговых ставок, и о ведении или отмены определенных льгот.

В современном мире налоги представляют собой гибкий инструмент воздействия на экономику. Они помогают поощрять либо сдерживать предпринимательскую активность, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, балансировать платежеспособный спрос, регулировать количество денег в обращении.

В оценке эффективности и удобства российской налоговой системы можно выделить три основных критерия:

  • соотношение выгоды налогоплательщика предоставляемым государственным услугам;
  • административные издержки;
  • затраты налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

Рассматривая направления регулирующего воздействия акциза, следует отметить, что не все из них реализованы на сегодняшний день в России. Такое направление регулирования, как стимулирование роста качества производимой продукции, а также влияния на структуру производства и потребления отдельных товаров, сегодня реализуется главным образом посредством такого элемента акцизного механизма, как ставка налога. Твердые ставки акциза, действующие в настоящее время на все виды подакцизной продукции (кроме табачных изделий) стимулируют выпуск более качественной (а следовательно, дорогостоящей) продукции в рамках одной товарной группы [11, c. 507].

Кроме того, в современной России посредством акциза государство влияет на структуру производства и потребления подакцизных товаров. В случае с алкогольной продукцией, установление более высоких ставок акциза на крепкие напитки призвано стимулировать производителя к переходу на производство менее крепкого алкоголя (а покупателя, соответственно, к переходу на потребление менее вредных слабоалкогольных напитков).

Однако, следует отметить, ограничивающее воздействие на объемы производства и потребления «социально опасных» товаров, в настоящее время в России реализовано не в полной мере, т.к. в условиях отсутствия действенного механизма государственного контроля над производством и реализацией алкогольной продукции, не приводит к адекватному снижению его потребления: сокращение производства законопослушных производителей и реализации легальной продукции заполняется контрафактной, доля которой на российском рынке на протяжении последних лет устойчиво растет. Россия же заимствует только одну часть западной практики акцизного налогообложения – высокие ставки. Однако государственное регулирование способно иметь и обратный эффект: высокий акциз подрывает производство легальных производителей, стимулируя их уход в теневую экономику. В итоге страна несет экономические и социальные убытки. Особенно важно это для субъектов, в которых акцизы традиционно играют существенную роль в формировании доходов регионального бюджета.


Дополнительно можно выделить ряд направлений по совершенствованию федеральных налогов с юридических лиц.

При реформировании межбюджетных отношений законодателям необходимо рассмотреть вопрос о перераспределении налогов в пользу регионов и муниципалитетов. Например, в муниципальных образованиях доля имущественных налогов составляет около 17 %, в то время как в США или Австрии достигает 75 % всех доходов местных бюджетов.

Так как база налога на добавленную стоимость размещена крайне неравномерно и в последние годы с территории всего 10 – 15 субъектов РФ собрано более половины налога на добавленную стоимость, то идея о снижении налога на добавленную стоимость в отдельных регионах может рассматриваться на законодательном уровне, однако это может вызвать дополнительные риски при бюджетном планировании. Более эффективной мерой может стать полная передача всех налоговых доходов, поступающих от малого бизнеса, в местные бюджеты.

Наряду с текущим (камеральные проверки) и последующим (выездные проверки) видами налогового контроля необходимо развивать предварительный контроль – выдачу уполномоченным государственным органом заключений о налоговой квалификации сделки или операции. Данное действие выглядит как «акты проверки наоборот», т.е. до совершения операций, а не спустя годы. Это поможет организациям предохранить себя от рисков совершения налоговых правонарушений по отсутствию правовых теоретических и практических навыков в сфере налогообложения.

Единый налог на вменённый доход нужно сохранить, т.к. патентную упрощенную систему могут применять лишь индивидуальные предприниматели с численностью работающих до 10 человек. Бизнес же, переведенный на единый налог, будет вынужден перейти на общий режим налогообложения, который по условиям является менее выгодны, или ограничить себя и подстроиться под упрощенную систему налогообложения, что, например, при годовом показателе в 60 миллионов рублей будет сделать крайне сложно. Поэтому можно выделить следующее направление совершенствования налогообложения, а именно увеличить годовой показатель, например, до 100 миллионов рублей, а для малых инновационных предприятий – до 200 миллионов рублей. В свою очередь, необходимо также увеличить численность работников по патентной системе до 15 человек, что будет соответствовать категории «микро-предприятие», заложенной в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».