Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение налога на добавленную стоимость).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие федеральных налогов с юридических лиц
1.2. Виды федеральных налогов с юридических лиц
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Экономическое значение налога на добавленную стоимость
2.2. Экономическое значение акцизов
2.3. Экономическое значение налога на прибыль
2.4. Экономическое значение водного налога и налога на добычу полезных ископаемых
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги – один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы и успешность их поступления, понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений.
Объектом исследования курсовой работы являются федеральные налоги с юридических лиц, а именно налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых и водный налог.
Предметом исследования является экономическое значение федеральных налогов Российской Федерации, подлежащие взиманию с юридических лиц, а именно налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых и водный налог.
Цель курсовой работы – определение экономического значения и направлений совершенствования федеральных налогов Российской Федерации, подлежащих взиманию с юридических лиц, а именно налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и водного налога.
На основании цели поставлены следующие задачи:
- определение понятия федеральных налогов с юридических лиц;
- пояснение видов федеральных налогов с юридических лиц в Российской Федерации;
- описание экономического значения взимания федеральных налогов с юридических лиц;
- определение экономического значения налога на добавленную стоимость;
- определение экономического значения акцизов;
- определение экономического значения налога на прибыль;
- определение экономического значения налога на добычу полезных ископаемых и водного налога;
- выделение направлений совершенствования федеральных налогов с юридических лиц.
При проведении исследования использовались такие методы, как сравнительный анализ и обобщение, анализ и синтез, методы абсолютных и относительных величин, а также статистические методы.
Теоретической основой исследования по вопросам изучения федеральных налогов с юридических лиц стали учебники и учебные пособия, научные статьи как отечественных, так и зарубежных авторов, а именно такие как Л.М. Архипцева, М.В. Блинов, А.З. Дадашев, Л.А. Крамаренко, З.И. Кругляк, И.А Майбуров, Т.К. Подгорная, Г.Б. Поляк, Н.В. Седова, О.Р. Тегетаева, Р.Н. Шишкин, а также интернет-ресурсы такие как сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации и справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие федеральных налогов с юридических лиц
Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги – один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат теми «кровеносными артериями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность их поступления, понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию формировать у россиян осознанное представление о том, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага, способом перераспределения общественного продукта от богатых к бедным, а неуплата налогов – одно из самых тяжких преступлений [9, с.12].
Статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ ФЗ в редакции от 03.08.2018 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 03.09.2018 (далее – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.1)) определены отношения, регулируемые законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а именно это отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [16].
Легальное определению налога дано Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.1), так под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [16].
2) По мнению Б.Х. Алиева, налог – это продукт системы налоговых отношений между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти – другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства [1, с. 15].
3) А.З. Дадашев считает, что налоги, будучи институтом государства, одновременно являются коллективным благом для общества, несмотря на тот очевидный убыток, который терпит каждый налогоплательщик, отдавая часть своего дохода государству [7, с. 28].
К отношениям, регулируемым налоговым законодательством Российской Федерации, относятся еще и сборы.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности [16].
Так как в предмет изучения настоящей курсовой работы не входят федеральные сборы, то подробнее о них останавливаться здесь не будем.
Таким образом, по мнению автора курсовой работы, налог является обязательным отчислением субъектом налоговых отношений в пользу государства денежных средств в установленном порядке и размере с целью финансового обеспечения деятельности государства, направленной на обеспечение благосостояния такого субъекта.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (ч.1) установлены следующие виды налогов и сборов:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
В соответствии с ч.2 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (ч.1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством [16].
Как известно, Россия имеет федеративное устройство и включает в себя 85 равноправных субъектов федерации. Также в соответствии с частями 5 и 6 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (ч.2) федеральные налоги и сборы отменяются только вышеуказанным кодексом и не могут устанавливаться иные виды федеральных налогов и сборов чем те, которые предусмотрены вышеуказанным кодексом. Т.е. федеральные налоги дополнительно подчеркивают равноправность всех субъектов Российской Федерации [17].
Таким образом, сделаем вывод, федеральный налог с юридических лиц является обязательным на всей территории Российской Федерации отчислением субъектом налоговых отношений, а именно юридическим лицом, в пользу государства денежных средств в установленном порядке и размере с целью финансового обеспечения деятельности государства, направленной на обеспечение благосостояния государства и такого юридического лица в том числе.
1.2. Виды федеральных налогов с юридических лиц
Статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации (ч.1), а также разделом 8 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ в редакции от 03.08.2018 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 04.09.2018 (далее – Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.2)) установлены следующие федеральные налоги и сборы, которые могут взиматься с юридических лиц, а именно:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль организаций;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на добычу полезных ископаемых [17].
Так же следует отметить, что Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.1) устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 вышеназванного кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов [16].
Так как сборы не входят в предмет изучения данной курсовой работы, мы будет изучать в данной курсовой работе следующие федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль организаций;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых.
Остановимся подробнее на каждом из них.
1) Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и в тоже время одним из самых распространенных налогов, иначе его называют еще налогом на потребление).
Налог на добавленную стоимость в российском законодательстве появился в 1992 году, что стало отражением экономических преобразований в России. Налог на добавленную стоимость является эффективным фискальным инструментом, поскольку отличается регулярностью поступления и универсальностью. Доля в доходах федерального бюджета хотя и изменяется, но стабильно высока, что указано в таблице [12, с. 54].
Налог на добавленную стоимость взимается в большинстве государств мира. Поскольку налог относится к категории косвенных то, по умолчанию, включается в стоимость практически любого товара, работы или услуги.
Исходя из правовых норм, содержащихся к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации (ч.2), налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются и организации, и индивидуальные предприниматели, и лица, признаваемые налогоплательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза [17].
Таким образом, суть налога на добавленную стоимость состоит в добавлении процента налога, установленного законодательство страны налогоплательщика, к цене при продаже определенного товара или оказании услуги, работы. Этот налог уплачивается покупателем продавцу, исполнителем либо подрядчиком заказчику, а второй соответственно переводит его в бюджет страны.
2) Акцизы.
Акцизы взимаются в Российской Федерации с 1992 года. Акцизы – это косвенный налог, который устанавливается на определенные виды товаров массового потребления. Акцизы включаются в цену товаров, поэтому бремя уплаты этого налога ложится на конечных потребителей подакцизных товаров, хотя они, как правило, не признаются плательщиками акцизов. Размеры акцизов зачастую не связаны ни со стоимостью товара, ни с затратами труда на его производство, а устанавливаются в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной части бюджета [13, с. 104].
Состав подакцизных товаров меняется неоднократно и в настоящий момент это:
1) этиловый спирт;
2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением определенных лекарственных средств, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, отходов и виноматериалов;
3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и др.) с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением некоторой пищевой продукции;
5) табачная продукция, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.;
6) автомобили легковые;
7) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
11) прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин.
В целях настоящей главы авиационным керосином признаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и (или) международных договоров Российской Федерации, а также смеси таких топлив;