Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Экономическое значение налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налог на добавленную стоимость имеет и определенное регулирующее значение. При стабильной экономике налог на добавленную стоимость эффективен как мера по ускорению процесса продвижения товаров. Ведь при реализации производственных товаров, работ, услуг сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная за приобретенные товарно-материальные ценности, работы, услуги подлежит вычету из полученной суммы налога на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость практически не влияет на конкурентные позиции различных секторов экономики [2].

Налогу на добавленную стоимость присуще и контрольное значение. Увеличение учетной работы, обусловленное спецификой механизма исчисления налога на добавленную стоимость, впоследствии обеспечивает автономный режим контроля, так как налогоплательщики взаимно проверяют правильность расчета суммы Налог на добавленную стоимость [2].

Показатель «добавленная стоимость» широко распространен в макроэкономике. Он применяется для расчета ВВП и представляет собой разницу между стоимостью реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью продуктов, потребленных при ее производстве. Т.е. добавленная стоимость – это сумма затрат, добавляемых к стоимости исходного сырья и материалов на каждой стадии производства, продажи, перепродажи [22, с. 243].

Налог на добавленную стоимость самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему Российской Федерации. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительных особенности налога на добавленную стоимость. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесённого плательщиком налога. Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организации отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимость, которая добавлена к цене закупок плательщиком [11, с. 83].

Налог на добавленную стоимость является многоступенчатым налогом на потребление. Многоступенчатость означает налогообложение товаров при каждом переходе права собственности на товар. При рассмотрении экономической природы налога, можно выделить «налог на добавленную стоимость горизонтальный» и «налог на добавленную стоимость вертикальный». Горизонтальный налог на добавленную стоимость – это налог по конкретной гражданско-правовой сделке. Вертикальный налог на добавленную стоимость – это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный налог на добавленную стоимость и горизонтальный налог на добавленную стоимость тесно взаимосвязаны между собой. Рассмотрим более подробно каждый из них [23, с. 105].


Взимание горизонтального налога на добавленную стоимость осуществляется методом частичных платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сумма горизонтального НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем.

Вертикальный налог на добавленную стоимость формируется на основании горизонтального налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный налог на добавленную стоимость как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный налог на добавленную стоимость может быть трёх видов: «входной налог на добавленную стоимость», «выходной налог на добавленную стоимость» и налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет.

При определении итоговой суммы вертикального налога, подлежащего уплате в бюджет, применяется, так называемый, зачётный метод по счетам, или косвенный метод вычитания, который формирует данный налог на добавленную стоимость как разность между «выходным налогом на добавленную стоимость» и «входным налогом на добавленную стоимость» [23, с. 109].

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Заложенный в основе экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости функционирует только когда: налог перечисляется между плательщиками сверх цены; плательщик, заплативший за товар цену, формирует «налог на добавленную стоимость уплаченный» и может отнести его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует «налог на добавленную стоимость полученный» и уплатит его в бюджет; все плательщики состоят на учёте и отчитываются в налоговых органах. При любом нарушении указанных положений экономический механизм налога на добавленную стоимость полноценно функционировать не будет, следовательно, не будет надлежащей собираемости этого налога.

Экономическая сущность налога на добавленную стоимость проявляется через его функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения. Можно выделить три характерные функции налог на добавленную стоимость:

1. Фискальная функция является основной функцией налога на добавленную стоимость, носит всеобъемлющий характер. С помощью этой функции происходит огосударствление строго необходимой части стоимости ВВП. При этом с развитием рыночных отношений и повышением экономического состояния общества значение фискальной функции возрастает, что является ответной реакцией на международное обобществление капитала в условиях глобализации, расширение деятельности государства, усложнение процесса своевременного производства, возникновение новых социальных проблем [10, с. 79].


2. Распределительная функция наиболее тесно связана с фискальной функцией налога на добавленную стоимость, она выражает экономическую сущность налога на добавленную стоимость как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ.

3. Контрольная функция – механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налога на добавленную стоимость в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налога на добавленную стоимость и подрывает финансовую основу теневой экономики [10, с. 80].

Налог на добавленную стоимость – один из федеральных налогов, который представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства и реализации продукции, работ, услуг. налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, характерной чертой которых является то, что они, с одной стороны, уплачиваются хозяйствующими субъектами, а, с другой стороны, – конечным потребителем.

Впервые в Российской Федерации налог на добавленную стоимость был введен в 1992г., что было вызвано переходом к свободному ценообразованию, проведением рыночных преобразований и необходимостью гармонизации налоговой системы Российской Федерации и стран Европы. Налогу на добавленную стоимость присущи достоинства и недостатки. Ввиду этого его применение носит спорный характер среди экономистов. Плюсы:

1. Устойчивая и исправная база обложения, не зависящая от текущих затрат.

2. Поступления денежных средств в бюджет до момента окончательной реализации готовой продукции.

3. Сложность уклонения от уплаты налога. Налог должен быть выделен отдельной строкой в счетах-фактурах, расчетных и банковских документах. Если освобождение от налога на добавленную стоимость, то в графе счета-фактуры есть строка "Без налога".

4. Перенесение налогового бремени по уплате налога на добавленную стоимость при покупке сырья, материалов, работ, услуг - на конечного потребителя. Конечные потребители - носители налогового бремени по налогу на добавленную стоимость (но не плательщиками) [30, с. 56]. 


Минусы:

1. Излишний фискальный характер.

2. Относительно высокие ставки (Хорватия - 22%, т.е. есть страны, где налог на добавленную стоимость выше, чем у нас).

3. Сложность исчисления и уплаты, больше трудозатраты для налогоплательщика.

4. Высокие затраты по налоговому администрированию.

5. Сущность налога на добавленную стоимость не совпадает с методологией его расчета. Собственно говоря, налог на добавленную стоимость не является налогом на добавленную стоимость. Облагает не добавленная стоимость, а весь оборот - все стоимость реализуемой продукции - облагается весь оборот.

6. Возможности злоупотребления, при возмещении налога на добавленную стоимость при экспорте продукции [30, с. 57]. 

Таким образом, налог на добавленную стоимость самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему Российской Федерации. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара, работы, услуги. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены). Заложенный в основе экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости функционирует только когда:

  • налог перечисляется между плательщиками сверх цены;
  • плательщик, заплативший за товар цену, формирует «налог на добавленную стоимость уплаченный» и может отнести его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует «налог на добавленную стоимость полученный» и уплатит его в бюджет;
  • все плательщики состоят на учёте и отчитываются в налоговых органах.

При любом нарушении указанных положений экономический механизм налога на добавленную стоимость полноценно функционировать не будет, следовательно, не будет надлежащей собираемости этого налога.

2.2. Экономическое значение акцизов

Акциз оказывает определенное воздействие на спрос, производство и перераспределение доходов населения. Будучи косвенным налогом, акциз включается в цену товара и тем самым оказывает воздействие на спрос. Облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потребление. Ограничивая спрос, акциз оказывает определенное воздействие на объемы производства подакцизных товаров, а также на финансовое положение (рентабельность производства) производителей подакцизных товаров. С помощью акцизного налогообложения предметов роскоши государство перераспределяет отдельные группы населения [2, с. 13].


Акцизы можно условно разделить на два вида. Это «ввозной» акциз, который взимается при ввозе подакцизных товаров из-за пределов Российской Федерации, и «внутренний» акциз, который уплачивается при реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

Порядок исчисления и уплаты акцизов содержит множество нюансов, которые необходимо знать всем плательщикам акцизов.

Структура доходов бюджета России характеризуется достаточно высокой долей косвенных налогов, причем треть их в разные времена составляли именно доходы от уплаты акцизов. По оценкам некоторых экономистов середины 19 -ого века, при откупной сумме около 130 миллионов рублей, что составляло около 30 % общей суммы государственных доходов, ежегодный доход откупщиков составлял около 600 миллионов рублей [4].

Эта цифра повторяется и в СССР, где существовала государственная монополия на алкоголь, производство которого традиционно характеризуется сверхдоходами (цена одного литра спирта составляла 5 рублей, а бутылки водки – от 3,62 до 4,12 рублей, то есть рентабельность достигала тысячи процентов). Однако в 1992 году после отмены Б.Н. Ельциным государственной монополии на производство спирта и алкоголя, в бюджете страны образовалась «дыра», на фоне общего снижения доходов бюджета в 1993 году удельный вес косвенных налогов составил 27 % в 1993 году против 42 % в 1992 году, то есть сокращение произошло почти в два раза [3].

Поэтому начиная с середины 90-х годов 20-ого века в России изыскиваются способы увеличить акцизные поступления в бюджет: корректируется список подакцизных товаров, меняются ставки, продаются лицензии на реализацию алкоголя, печатаются акцизные марки, устанавливаются минимальные цены. Контроль за соблюдение ценового порога возложен на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. Целью пересмотра акцизов является исключительно повышение доходов бюджета [25].

Помимо фискальной функции, акцизы имеют и регулирующее значение. По мнению Р.Б. Поляк, А.Н. Романова, «регулирующее значение акцизов существенно выше, чем других косвенных налогов» [23].