Файл: Формирование налогового учета в России (Понятие, сущность, предмет, объект и принципы налогового учета).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
6) неравномерность распределения налогов между плательщиками. Как считает Лабузова В.А., чрезмерный налоговый гнет возложен на физических лиц, так как большинство налогов, предусмотренных НК РФ, уплачивают именно они. Это, как считают некоторые ученные, нарушает принцип справедливости налогообложения по признаку субъекта налогообложения. К тому, же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, (т.е. физ. лиц и мелких предпринимателей) тогда как основная часть (крупные и средние предприниматели – юридические лица) уходит от оплаты налогов и сборов как на законных, так и на незаконном основании.
7) единая ставка налога на физических лиц. Отмена прогрессивной шкалы ставок налогообложения, как считает Швецов Ю. Г., противоречит здравому смыслу. «Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. Нарушается один из важнейших принципов – справедливость налогообложения». В Государственную Думу РФ не раз поступали законопроекты вводящие прогрессивную шкалу налогообложения. Однако депутатами Государственной Думы, обосновывая это тем, что введение прогрессивного налога толкнет большое число граждан на уклонение от налогов, эти проекты были отклонены.
Таким образом, можно констатировать, что на данный момент российская налоговая система переживает кризис, который, несомненно, влияет как на экономику страны, так и на функционирование государства в целом. В связи с этим, для решения указанных выше проблем, считаю необходимым:[22]
1) обеспечение стабильности системы налогообложения путем проведения постепенных налоговых реформ. Изменение налогового законодательства должно быть комплексным и своевременным, все предусмотренные в системе налогов и сборов и налоговой системе механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.
2) увеличение отчислений от налогов регионального и местного уровней, поступающих в соответствующие бюджеты, а также расширение списка региональных и местных налогов. Это поможет увеличить долю налогов в формировании бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, что в последующем уменьшит давление на федеральный бюджет РФ, а также повысит экономическую независимость указанных субъектов.
3) значительное увеличение количества налогов, взимаемых на местном уровне и поступающих в бюджеты муниципальных образований, путем внесения соответствующих изменений в НК РФ. Кроме того, необходимо дать органам местного самоуправления реальную возможность самостоятельного регулирования местного налогообложения, формирования доходов местного бюджета, а также передать функции по администрированию данных видов налогов. Данные меры помогут не только развить инициативу и самостоятельность органов местного самоуправления, но и обеспечит стабильность формирования объемов доходов местного бюджета.
4) постепенное уменьшение количества косвенных налогов и переход государства на обложение налогоплательщиков только прямыми налогами. Большинство развитых стран ориентируется на прямые налоги. Доля косвенных налогов в этих государствах составляет 10–15% от всех видов налогообложения. Данная мера поможет не только упростить налоговую систему РФ, но и решит проблему чрезмерного налогообложения физических лиц. Так как в большинстве случаев конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель – физическое лицо.
5) усиление контроля над финансовыми операциями юридических лиц, путем предоставления налоговым органам полномочий на проведение анализа доходов как физических, так и юридических лиц, исходя из их расходов. На примере таких государств как Франция, можно создать способ исчисления реального дохода юридических лиц, когда, при несогласии с результатами расчетов контролирующего налогового органа, юридическое лицо должно будет доказать их неправильность путем раскрытия источников своей прибыли.
6) введение пропорциональной ставки налогообложения. Данная мера поможет уйти от того серьезного расслоения общества, которое сейчас существует в нашей стране. Кроме того, это будет способствовать увеличению денежных поступлений как в федеральный, так и в региональные бюджеты страны. Несомненно, нельзя исключать риск повышения числа граждан, уклоняющихся от налогов при введении данной шкалы налогообложения. Но эту проблему возможно решить путем усиления налогового контроля и введения определенных налоговых льгот для добросовестных налогоплательщиков.
Между государством и налогоплательщиком существуют неразрешимые проблемы, одна из них – налоговая нагрузка, оказывающая влияние на общее финансовое состояние. Государству требуется пополнение бюджета за счет поступления налогов, налогоплательщики, в свою очередь, стремятся минимизировать расходы и уменьшить налоговое бремя.
Налоговое бремя и налоговая нагрузка, довольно близкие понятия, которые иногда путают. Несмотря на схожесть понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя – это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.
В настоящее время в литературе нет точного и установленного определения термина налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка является одним из способов самостоятельной оценки риска налогоплательщика, указанным в приказе ФНС. Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности.
Важно помнить, что налоговая нагрузка не должна ослаблять развитие предпринимательства и бизнеса в стране, она никоим образом не должна своей тяжестью давить на развитие отраслей и сдерживать или вовсе прекращать их рост. Анализ воздействия налогов во многих странах, позволил сделать ученым следующий вывод. Увеличение налоговой нагрузки приводит к резкому росту поступлений денежных средств в бюджеты, но по истечении определенного периода времени происходит резкий обвал получаемых средств, предприниматели, не выдержав такой тяжести налогов либо сворачивают свою деятельность, либо уходят в теневой сектор уклоняясь от уплаты налогов в казну.
Проводимые исследования показали, что среди развивающихся стран, а именно стран БРИКС, Россия находится на втором месте по тяжести налогового бремени после Бразилии. Аналитики KPMG взяли за основу, т.е. за 100 % налоговый уровень США. Исходя, из этого они вывели индекс общей налоговой нагрузки. В Китае такой уровень достиг отметки 60%, в нашей стране 72%. Исходя, из данных можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в России велика. Учитывая то, что наша страна является развивающейся и многие экономические процессы протекают довольно трудно для населения, можно и даже нужно снизить такую не маленькую нагрузку.
Налоговый кодекс РФ прописывает принцип «все сомнения в пользу налогоплательщика». Это связано с тем, что даже применение самых репрессивных мер по отношению к налогоплательщикам, стремящимся уменьшить свои налоговые платежи, не даст ожидаемого результата и не приведет к тому, что все перестанут уклоняться от уплаты налогов и начнут исправно платить налоги. Ведь в итоге все зависит от определения правовых границ дозволенного и недозволенного в этой сфере. Так, если Закон не признает действия налогоплательщика по защите своей собственности противозаконными, то плательщик действует легально, хотя бы до тех пор, пока этот Закон не отменен или не изменен.
Все попытки снижения налоговых ставок и расширения льгот для того, чтоб привлечь инвесторов и тем самым увеличить налоговые поступления от наращения бизнеса провалились. Эксперты школы экономики пришли к выводу, что высокая налоговая нагрузка формируется в нашей стране из-за высокой доли нефтяного и газового секторов, ведь для данных отраслей с их доходами и оборотом налоговые ставки на бизнес не высоки. По итогам 2016 года налоговая нагрузка России перевалила отметку 36% ВВП.
В настоящее время разрабатываются схемы налогообложения, для снижения налоговой нагрузи организаций, с минимизацией рисков со стороны налоговых органов. Цель оптимизации налоговой нагрузки заключается не в уменьшении какого-либо налога в определённый период финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а рост финансовых ресурсов предприятия, как в краткосрочном периоде, так и в будущем для избегания возникновения кризисных явлений в финансовой сфере предприятия, которые могут привести его к банкротству. Для каждого предприятия должна быть разработана индивидуальная система оптимизации налогов и сборов, однако структура системы оптимизации налогов, включающая в себя теоретическое наполнение для проведения процедуры оптимизации, может быть единой. Следовательно, вопрос формирования достаточной и информативной, эффективной, системы оптимизации налоговой нагрузки предприятия является актуальным и необходимым для разработки.
Основными направлениями оптимизации налогового бремени предприятия являются:
-оценка сложившейся системы налогообложения хозяйствующего субъекта (юридического лица или индивидуального предпринимателя);
-расчёт налоговой нагрузки предприятия по различным методикам и выбор обоснованной методики расчёта налогового бремени;
-изучение возможности оптимизации учётной политики предприятия, его договорной базы, совершенствования внутренних стандартов предприятия
-бухгалтерского и налогового учёта с применением существующего на данный момент бухгалтерского и налогового законодательства;
-устранение возможного двойного налогообложения;
-выбор и обоснование системы налогообложения для данного предприятия;
-расчёт существующих и возможных рисков (налоговых, имущественных), выявленных и потенциальных, их оценка при принятии решения применения оптимизационных схем налогообложения предприятия.
Для оценки эффективности существующей налоговой политики любого государства на макроуровне в экономике часто используют различные методики, целью которых является формирования показателя налоговой нагрузки предприятия. Данный показатель отражает долю уплачиваемых налогов организации в стоимости валового внутреннего продукта. Однако, стоит заметить, что идеально отлаженной налоговой политикой и действенными инструментариями и механизмами её реализации отличаются не все государства, так как процесс создания, реализации и поддержки системы налоговой политики зависит не только от внутренних факторов в государстве, но и внешних факторов, таких, как политических, экономических, экологических и других.
У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше. Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. В «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет. Увеличения налоговых ставок в 2016 году не было.
Одной из ключевых задач государственного налогового менеджмента является установление оптимального уровня налоговой нагрузки для экономики.
Налоговая нагрузка нужна государству для разработки и внедрения нового механизма налогового регулирования экономики. Государство должно определить и не перейти допустимые уровни давления на экономику, за границами которых могут возникнуть отрицательные экономические процессы. Уровень налоговой нагрузки используется страной для прогноза доходов бюджета, развития налоговой базы в целом по экономике страны и оценки эффективности влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие. Помимо этого, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от уровня этого показателя в значительной мере зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о вложении собственных денежных средств в развитие того или иного производства, в ту или иную отрасль экономики; от этого показателя в решающей степени зависит финансовое положение каждого конкретного субъекта хозяйствования.
Выбор действительно оптимального соотношения налоговой нагрузки, позволит выйти государству в столь нелегкие времена на высший уровень развития экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы Российская Федерация переживает важный экономический эксперимент, связанный с переходом от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с элементами предыдущей экономической системы. Процесс осложняется тем, что в стране с переходной экономикой необходимо провести реформы в области права, экономики и политики. На данный момент практически все признали, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране являются ключевым фактором успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
Налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее зависит успех экономических реформ в стране. Проблема налогов является одной из наиболее сложных экономических реформ в России.
На современном этапе развития государства, стабильность налоговой системы является важнейшим механизмом, воздействующим на уровень экономики. Но часто налоговая система не соответствует в полном объеме рыночной экономики, так как является довольно не простой по исчислению и уплате налогов, характеризуется сложностью ведения налогового учета, документирования, составления отчетности и заполнением налоговых деклараций.
Проблем в сфере налогообложения существует слишком много, чтобы можно было решить в том порядке, в котором они были определены отдельными указами и поправками. Только незначительная их часть будет так или иначе решена в ближайшее время.
Создание устойчивой налоговой системы является важнейшей задачей правительства. Эффективное налогообложение может быть достигнуто путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит государство при управлении экономикой.
В области налогообложения, конечно же, есть ряд проблем, которые необходимо решить. По-прежнему, присутствует высокая доля теневой экономики и распространены уклонения от налогов. Это подрывает не только систему поступления налоговых доходов в бюджет, но и способствует неравной конкуренции, так как ставит добросовестных налогоплательщиков в неблагоприятные условия.
Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов является создание эффективной и стабильной налоговой системы, которая будет обеспечивать финансовую устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности.