Файл: Формирование налогового учета в России (Понятие, сущность, предмет, объект и принципы налогового учета).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить — всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.
По видам налогов увеличение составило:
- поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
- поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
- поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
- поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
- поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.
Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.
Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Из аналитических таблиц видно, что налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2014 году, которое составило 11,9 % по сравнению с предыдущим 2013 годом, за счет значительного увеличения поступления налога на прибыль организации (14,5 %), налога на имущество физических лиц, составившее 21,7 %, и налога на добавленную стоимость (16,8 %). В последующие годы темп динамики был положительным, но в процентном соотношении меньшим, чем в 2014 году. В целом за анализируемые 5 лет, налоговые поступления в бюджет РФ возросли на 32,15 %, что в денежном эквиваленте составило 694,6 млрд. руб.
Отрицательная динамика налоговых поступлений наблюдается в 2013 и 2016 годах. В 2013 году произошло резкое сокращение поступлений в бюджет по налогу на прибыль организаций на 12 %, что составило 283,7 млрд. руб. и по НДС на 8,9 % (17,9 млрд. руб.). В 2016 году заметно сокращаются поступления налога на добычу полезных ископаемых на 9,2 %, при этом снижаются поступления от добычи нефти, но растут на 48,8 % поступления от добычи газового конденсата. Также незначительные изменения произошли по поступлениям от транспортного и имущественного налогов. Во всех остальных случаях наблюдается положительная динамика.
В соотношении налоговых доходов 2016 года к 2012 наибольший рост наблюдается по акцизам - 65,12 %, имущественным налогам - 42,23 % и налогу на добавленную стоимость - 40,89 %.
Также значительное увеличение произошло конкретно по налогу на имущество физических лиц – 105,11%, транспортному налогу с физических лиц – 62,26 % и НДПИ, за счет уплаты налога на добычу газа горючего и газового конденсата.
Для наглядности представим динамику налоговых поступлений (рис.1).
а) всего поступило в бюджет РФ;
б) поступило в бюджет РФ по видам налогов
Рис.1.Динамика налоговых поступлений
Важно заметить, что с 2014 года в структуру налоговых поступлений включается утилизационный сбор – разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья, который, в свою очередь имеет прогрессирующую тенденцию роста.
Для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить не только анализ налоговых поступлений в бюджет, но и анализ задолженностей по налогам.
Налоговая задолженность до сих пор является не решенной экономической проблемой налоговой политики государства. Каждый год растет ее абсолютное значение, снижающее объем финансовых ресурсов России в целом и ограничивающее возможности решения и развития социальных программ.
Основной причиной возникновения налоговой задолженности в анализируемый период является ухудшение финансового положения налогоплательщиков, в связи с общим экономическим кризисом в стране.
Проведем анализ задолженностей по налогам в бюджет РФ за исследуемый период.
Таблица 4-Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2015-2016 гг.
по состоянию на 01.01.2016 г. |
по состоянию на 01.01.2017 г. |
||||
Всего по России |
тыс. р. |
Всего по России |
тыс. р. |
||
Задолженность по: |
Сумма |
в % к 2014 г. |
Задолженность по: |
Сумма |
в % к 2015 г. |
Налогу на доходы физических лиц |
52884509 |
110,81 |
Налогу на доходы физических лиц |
68554586 |
129,63 |
Налогу на имущество: |
54956233 |
114,72 |
Налогу на имущество: |
70036372 |
127,44 |
по физическим лицам; |
21601591 |
116,56 |
по физическим лицам; |
31011798 |
143,56 |
по юридическим лицам |
33354642 |
113,56 |
по юридическим лицам |
39024574 |
117,00 |
Транспортному налогу, в том числе: |
102058977 |
123,74 |
Транспортному налогу, в том числе: |
121036372 |
118,59 |
по физическим лицам; |
98817201 |
123,92 |
по физическим лицам; |
117219479 |
118,62 |
по юридическим лицам |
3241776 |
118,60 |
по юридическим лицам |
3816893 |
117,74 |
Земельному налогу, в том числе: |
37143079 |
124,02 |
Земельному налогу, в том числе: |
45209877 |
121,72 |
по физическим лицам; |
22184446 |
129,95 |
по физическим лицам; |
27318706 |
123,14 |
по юридическим лицам |
14958633 |
116,16 |
по юридическим лицам |
17891171 |
119,60 |
Налогу на добычу нефти |
1735624 |
118,33 |
Налогу на добычу нефти |
2628849 |
151,46 |
Налогу на добычу газа горючего природного |
8052966 |
8353,27 |
Налогу на добычу газа горючего природного |
1275 |
0,02 |
Налогу на добычу газового конденсата |
4710 |
43,01 |
Налогу на добычу газового конденсата |
49891 |
1059,26 |
Итого |
256836098 |
307517222 |
Как видно из представленного в таблицах 3 и 4 анализа, задолженность по налогам имеет постоянную тенденцию роста, при чем практически по каждому налогу. Исключением была задолженность по налогу на добычу газового конденсата, по которой наблюдается высокая амплитуда: в 2014 году снизилась на 22,17 %, в 2015 году ее снижение составило 56,99 %, тем не менее к 2016 году задолженность по данному налогу значительно возросла.
Наибольший размер среди остальных имеют задолженности по налогу на доходы физических лиц, налог на имущество по юридическим лицам и основную долю задолженности составляет транспортный налог. По всем перечисленным задолженностям наблюдается низкая амплитуда изменений. В свою очередь мы наблюдаем значительную динамику роста по задолженности по налогам на добычу полезных ископаемых, в частности по налогу на добычу нефти в 2016 году произошло увеличение на 51,46 %, на добычу газа горючего в 2014 и 2015 годах процент увеличения неумолимо растет.
Для наглядности представим динамику задолженности за анализируемый период в соответствии с рисунком 2.
а) задолженность по налогам в бюджет РФ;
б) задолженность по видам налогов в бюджет РФ;
Рис.2.Динамика задолженности по налогам 2012-2016 гг.
Таким образом, из представленного выше анализа видно, что параллельно с ростом поступлений в бюджет Российской Федерации, по всем видам налогов, растет и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего, ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.[19]
Налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ.
Своевременный и жесткий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета. При этом, особое внимание должно уделяться проведению своевременных принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.[20]
Вывод: проведение анализа налоговых поступлений - неотъемлемая часть налоговой политики государства. Несмотря на это, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по всем видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа предоставляет возможность для извлечения максимальной выгоды из налоговых поступлений.
2.2 Проблемы налоговой системы и пути её совершенствования
На современном этапе развития России, стабильная система налогообложения является одним из наиболее значимых механизмов, воздействующих на функционирование всей страны. Важность развития системы налогов и сборов бесспорна. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько она продумана, зависит эффективное функционирование всего государства. Это особенно актуально для Российской Федерации, так как в нашей стране налоги формируют более 80% бюджета РФ, из средств которой и осуществляется государственное управление страной. Налоги и сборы играют фискальную и регулирующую роль в РФ, и в связи с этим необходимо постоянно осуществлять комплекс многосторонних мер, направленных на устранение недостатков и совершенствование действующей системы налогообложения. В данной статье рассмотрены некоторые проблемы системы налогов и сборов, а также предложены пути решения указанных проблем, которые в последующем будут способствовать совершенствованию системы налогообложения и налоговой системы в целом.
Законодательство РФ о налогах и сборах не содержит определения системы налогообложения. Однако, исходя из анализа главы 2 Налогового кодекса РФ (НК РФ), можно сделать вывод, что законодатель под системой налогов и сборов понимает совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории РФ.
На сегодняшний день, система налогообложения РФ имеет ряд существенных недостатков, которые влияют не только на экономику, но и на все государство в целом. На данный момент написано множество научных статей, монографий и диссертаций в которых затрагиваются проблемы современной системы налогов и сборов России. Авторы выделяют множество недостатков ныне действующей системы налогообложения в РФ, среди которых наиболее существенными являются:[21]
- нестабильность системы налогообложения и налоговой системы страны в целом, в связи с неустойчивостью и несовершенством законодательства в области регулирования установления и взимания налогов и сборов. Корректировка налогового законодательства – это естественный и неизбежный процесс. Однако, его необходимо осуществлять постепенно, чтобы для налогоплательщика это было безболезненным.
В РФ изменения в налоговом законодательстве происходят практически каждый месяц – вносятся и пересматриваются на федеральном и региональном уровнях десятки законодательных актов по налогам и сборам. А это, естественно, негативно влияет на систему налогообложения и, как следствие, на всю налоговую систему страны.
2) закрепление за субъектами РФ и муниципальными образованиями налогов, не имеющих существенного фискального значения для их соответствующих бюджетов. Налоги субъектов РФ и местные налоги составляют не более 20% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений из федерального бюджета, что является дополнительной нагрузкой на бюджет РФ. Кроме того, данные обстоятельства, в свою очередь, влекут снижение экономической самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.
3) ограничение перечня налогов на местном уровне. Из перечня местных налогов были убраны налог на рекламу, на наследование и дарения, местные лицензионные сборы. Но в 2015 году, был добавлен новый вид местного налога – торговый сбор. Таким образом, систему местных налогов и сборов стали составлять:
a) земельный налог;
b) налог на имущество физических лиц;
c) торговый сбор.
Сокращение количества налогов на местном уровне стало резким ограничением финансовых возможностей местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов заметно уменьшилась, и произошло повсеместное уменьшение налоговой базы, что естественно сказалось на внутреннем благополучии местного самоуправления. Кроме того, произошло увеличение дотационных отчислений из федерального бюджета, что повлекло еще большее ограничение самостоятельности местного самоуправления. Список налогов, устанавливаемых на территории муниципального образования, является исчерпывающим, что, по мнению некоторых ученных, также является недостатком системы налогообложения страны.
4) чрезмерная доля косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции государства.
5) недостаточный уровень налогового контроля юридических лиц, что приводит к увеличению доли теневой экономики в государстве. На сегодняшний день у органов налогового контроля нет возможности провести анализ доходов юридических лиц исходя из их расходов, а также производить серьезную проверку движения капитала указанных лиц.