Файл: Формирование налогового учета в России (Понятие, сущность, предмет, объект и принципы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из важнейших источников пополнения бюджета любого государства являются налоги и именно они влияют на развитие экономических отношений, а налоговая система представляет собой один из важнейших и значимых регуляторов экономических отношений. В свою очередь, от формирования бюджета зависит развитие общества в целом и то, насколько комфортно себя будет чувствовать каждый член данного общества. При этом во всем мире в настоящее время наблюдается стремление к упрощению налоговой системы. Данная тенденция весьма очевидна, поскольку это облегчит работу, как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц.

На данном этапе своего развития экономика России все еще находится в поисках оптимальной системы налогообложения, которая способствовала бы быстрому пополнению бюджета страны. Налоговая политика государства – главное направление регулирования экономики, которое позволяет правительству достичь определенных целей. В развитии любого государства лежит его бюджет, пополнение которого связано, прежде всего, с фискальной политикой. Регулирование экономики осуществляется по средствам налогов, так как предоставление льгот или различные санкции сказываются на бюджете страны, следовательно, на всей экономике государства.

Налог — «обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Важная составляющая экономической системы – это стабильное и непоколебимое налогообложение, поскольку благодаря ей осуществляется финансовое обеспечение страны, государственное регулирование экономики, а также влияет на социальную стабильность в государстве. В связи с этим, государству просто необходимо выработать конкретную, оптимальную налоговую систему. Но построение оптимальной налоговой системы требует продолжительного времени,  так как нужно учесть все мелкие детали, которые могут привести к совершенно разным последствиям. Помимо всего прочего, в любом государстве экономика непрерывно изменяется, следовательно, налоговая система должна постоянно корректироваться и соответствовать ее уровню, а также способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию.

Целью исследования является изучение основных этапов формирования налогового учета в России.


Для успешной реализации поставленной цели, в работе было намечено решение следующих задач:

-рассмотреть понятие, сущность, предмет, объект и принципы налогового учета ;

-изучить основные этапы возникновения налогового учета;

-проанализировать налоговую политику РФ на современном этапе;

-выявить проблемы налоговой системы и наметить пути её совершенствования.

В качестве объекта исследования выступает налоговая система РФ.

В качестве предмета исследования выступают основные этапы и тенденции формирования налогового учета в РФ.

1. Формирование налогового учета в России

1.1Понятие, сущность, предмет, объект и принципы налогового учета

Как самостоятельный вид учета с соответствующими правилами группировки, оценки, признания доходов и расходов, необходимыми для целей налогообложения прибыли, налоговый учет появился с вступлением в действие главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Развитие налогового учета продолжается по настоящее время, что подтверждают многочисленные поправки, вносимые в названную главу. Для правильной организации налогового учета бухгалтеру компании необходимо понимать базовые принципы его построения. [1]

Сущность налогового учета, его цели, предмет, объекты, принципы организации, особенности учета доходов и расходов определены в ст. 313-333 НК РФ. Так, в соответствии с нормой абз. 2 ст. 313 НК РФ под налоговым учетом следует понимать систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. [2]

Предмет налогового учета, можно рассматривать как применительно к конкретному налогу (налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ и т.д.), так и в отношении в целом выбранной налогоплательщиком системы налогообложения. В последнем случае к объектам налогового учета можно отнести объекты налогообложения в рамках общей системы налогообложения, специальных режимов.[3]


Таким образом, при применении общей системы налогообложения объектами налогового учета могут быть прибыль, полученная по итогам отчетного (налогового) периода, операции по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и т.д. В рамках упрощенной системы налогообложения — это доходы и расходы организации.

Напомним, что впервые учет для целей исчисления налогооблагаемой прибыли появился с 1 января 1992 г. с вступлением в действие Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль организаций» (в настоящее время не действует). Названным законом был установлен особый порядок определения выручки для целей налогообложения в условиях, когда товары (работы, услуги) реализуются по ценам ниже себестоимости. [4]

Таким образом, информация о доходах должна была формироваться уже не только в системе бухгалтерского учета, а дополняться сведениями из специальных аналитических документов (расчетов). В дальнейшем с принятием новых законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли, процесс разделения бухгалтерского и налогового учета только усиливался. Этому способствовали многочисленные дополнения и изменения, вносимые в упомянутый закон, в Положение о составе затрат (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, в настоящее время не действует) и в другие нормативные документы. Если рассматривать налоговый учет применительно к отдельному налогу, и его объекты следует определять более конкретно.

Как, например, это было сделано в Рекомендациях МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации» от 27.12.2001 года (далее — Рекомендации). Согласно Рекомендациям к объектам налогового учета следует отнести имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Цели налогового учета сформулированы в абз. 4 ст. 313 НК РФ. Это: [5]

— формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения;

— обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.


В связи с поставленными целями в ходе осуществления налогового учета предполагается решать следующие основные задачи:

— полно и своевременно формировать и представлять заинтересованным пользователям данные налогового учета;

— правильно и своевременно исчислять налоговую базу, определять налог в соответствии с требованиями налогового законодательства;

— правильно и своевременно формировать подтверждение данных налогового учета.

Данные налогового учета — это информация, на основе которой налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода (абз. 1 ст. 313 НК РФ). Причем содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной (абз. 11 ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию (абз. 10 ст. 313 НК РФ): [6]

— о порядке формирования суммы доходов и расходов;

— порядке определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

— сумме остатка расходов (убытков), подлежащего отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

— порядке формирования сумм создаваемых резервов;

— сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Конкретные способы учета доходов и расходов в рамках указанных выше пунктов отражаются налогоплательщиками в своей учетной политике для целей налогообложения.

Данные налогового учета необходимо подтвердить.

В качестве подтверждающих в налоговом законодательстве предусмотрены следующие документы: [7]

— первичные учетные документы (в том числе справка бухгалтера);

— аналитические регистры налогового учета;

— расчет налоговой базы.

Налоговое законодательство предполагает, что налогоплательщики самостоятельно строят систему налогового учета, руководствуясь определенными принципами. Перечислим их.

Принцип последовательности применения норм и правил налогового учета. Имеется в виду, что выбранные налогоплательщиком способы и методы ведения налогового учета применяются последовательно от одного налогового периода к другому (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Вместе с тем законодатель установил случаи внесения изменений в учетную политику. Это изменение законодательства о налогах и сборах или изменение применяемых методов учета, а также появление новых видов деятельности. [8]

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений законодательных норм (абз. 8, 9 ст. 313 НК РФ).


Поскольку законодательно не установлено, когда принимается решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в случае появления новых видов деятельности, то логично предположить, что таким моментом является начало осуществления этих видов деятельности (примечание автора).

Принцип непрерывности деятельности налогоплательщика. Так, в абз. 3 ст. 314 НК РФ указано, что формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). [9]

Принцип денежного измерения объектов налогового учета. При определении доходов и расходов налогоплательщика законодатель исходит из того, что они должны быть выражены в денежной форме (п. 1 ст. 41, п. 2 ст. 249, абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Принцип имущественной обособленности организации. Имеется в виду, что имущество организации учитывается отдельно от имущества ее собственников и работников этой организации. Этот принцип вытекает из определения юридического лица, данного в пункте 1 статьи 48 ГК РФ.

Напомним, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Принцип признания доходов и расходов исходя из выбранного налогоплательщиком метода. В условиях метода начисления доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом периоде), в котором они имели место, независимо от момента оплаты (денежными средствами, имуществом, имущественными правами) (ст. 271, 272 НК РФ). В бухгалтерском учете — это принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В условиях кассового метода, наоборот, решающей при определении доходов и расходов для целей налогообложения является дата фактического поступления (выплаты) денежных средств (имущества, имущественных прав) (ст. 273 НК РФ). Следует отметить, что применение кассового метода весьма ограничено, поэтому многие авторы, определяя принципы налогового учета, в основном исходят из принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления).

Принцип равномерности признания доходов и расходов (в отношении доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам) (п. 2 ст. 271, абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ).