Файл: Порядок обращения за пенсией (Теоретические аспекты пенсионного обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

По мере старения общества более актуальным становится вопрос пенсионного обеспечения и перевода системы пенсионного обеспечения на накопительные принципы, претворить в жизнь которые и стремятся соответствующие органы путем пенсионной реформы. Также актуальностью темы рассмотренной в работе является, то, что для рядового гражданина страны формирование сбалансированного бюджета кажется весьма далеким от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетные параметры.

Обращение за пенсией — это подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской федерации о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.

Цель работы заключается в исследовании порядка обращения граждан за пенсией.

Цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть сущность и принципы пенсионного обеспечения; провести анализ нормативно-правовой базы обращения за пенсией; рассмотреть порядок обращения граждан за пенсией; выявить проблемы пенсионной реформы в РФ и направления их решения.

Объектом исследования является система пенсионного обеспечения в РФ.

Предмет исследования составляет порядок обращения граждан за пенсией.

Глава I. Теоретические аспекты пенсионного обеспечения

1.1. Сущность пенсионного обеспечения и его принципы

Правительством Российской Федерации сегодня особое внимание уделяется вопросам пенсионного обеспечения, как наиболее важным в решении социальных проблем. Для понимания сущности и целей пенсионных преобразований, и, как следствие, формирования у населения объективного, полного представления об изменениях в пенсионной системе, требуется большая информационно-разъяснительная работа.

Современная пенсионная система оказывает огромное влияние на стабильность всей финансовой системы государства, сбалансированность федерального и регионального бюджетов. В то же время следует отметить, что степень изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы очень отстает от потребностей современной российской практики. Нуждается в разработке и категориально-понятийный аппарат, используемый при исследовании пенсионной системы: его полисемантичность, неопределенность создают немалые трудности при анализе проблем пенсионной системы как в теории, так и в практической работе.


Большинство российских исследователей относят пенсионное обеспечение к системе социальной защиты населения, рассматривая его как важнейший компонент государственной социальной политики. Социальная защита включает в себя систему разнообразных форм и направлений. Так, некоторые авторы выделяют следующие основные формы социальной защиты: личная материальная самозащита, общественная благотворительность, общественная солидарность, государственное социальное обеспечение и помощь, а также фирменные (предприятий) системы социальной защиты.

Другая группа авторов среди форм социальной защиты выделяет: социальное обеспечение, социальную помощь, социальное страхование и благотворительность.

В свою очередь, каждая из названных форм может быть рассмотрена применительно к защите от рисков, связанных со старостью, инвалидностью, потерей кормильца (то, что составляет суть пенсионной системы).

Вместе с тем в литературе перечисленные формы социальной защиты трактуются неоднозначно. Так, вызывает споры трактовка термина «социальное обеспечение». Например, авторы учебника «Право социального обеспечения России» полагают, что «под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества»[1].

В этой дефиниции говорится только об определенной категории граждан, которые включены в систему социального обеспечения, и только в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми. На наш взгляд, такая трактовка этого феномена, во-первых, не совсем ясна, поскольку в ней не обозначены сами социальные группы, попадающие в систему социального обеспечения; во-вторых, в экономической литературе уже давно устоялось понятие «социальные риски», которые и должны браться за основу при анализе видов и способов социального обеспечения[2].

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.


Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти[3].

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

  • страхователи;
  • страховщик;
  • застрахованные лица.

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами[4].

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.


Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

  • работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

Сегодня, когда Россия активно двигается по направлению к системе рыночной экономики, необходимо не только кардинально изменить экономическую систему как основу реформирования, но и нормы права, представляющие собой правовую оболочку этих процессов. Вследствие необходимости нового осмысления рынка перед нами встает задача: внимательно и профессионально построить почти новую систему экономических взаимосвязей, и это должно быть сделано как можно быстрее.

Один из институтов, который необходимо совершенствовать, представлен институтом государственной регистрации юридических лиц. Он является сравнительно новым правовым комплексом в России, введенным в действие в 2002 г. согласно Федеральному закону  Этот институт имеет большое значение.

Основное правовое (или юридическое) значение государственной регистрации юридических лиц – это предоставление юридическому лицу правоспособности (п. 3 ст. 49 ГК РФ), что дает возможность обладать гражданскими правами, соответствующими целям деятельности, о которых говорится в его учредительных документах, и нести вытекающие из этой деятельности обязанности [1]. Другие значения правового характера исходят из правоспособности: они могут быть представлены различными правомочиями, обязанностями юридических лиц, наличием ответственности за осуществление неправомерной деятельности и т.д.


На современность и насущную необходимость исследования выбранной темы во многом оказывает влияние развитие в России экономики рыночного типа, при которой, безусловно, предполагается 

главные участники гражданского оборота. Именно ими производится большая часть товаров и услуг, они – это главные налогоплательщики.

В нынешнее время не только нет четко выработанного понятия реорганизации юридических лиц, но даже единое направление для определения этого понятия не существует.

Предмет исследования представлен нормами гражданского законодательства Российской Федерации, которые регулируют создание, реорганизацию и ликвидацию юридических лиц, практикой арбитражных судов Российской Федерации, разработками ученых-цивилистов, касающихся темы исследования.

Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении основных видов юридических лиц, теоретико-правовых проблем, возникающих при создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, основываясь на анализе теории

исследование эволюции правовых процессов создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, основываясь на анализе российского законодательства, которое действует ныне, а также нормативных правовых актов, которые уже утратили свою силу;

исследование правовой природы, сущности создания, ликвидации и реорганизации юридических лиц;

рассмотрение правового содержания некоторых способов реорганизации юридического лица;

оценка достаточности зафиксированных законодательством правовых механизмов;

попытка выработки предложения, направленного на совершенствование действующего законодательства, которое касается создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Что касается методологической основы выпускной квалификационной работы, то в настоящем исследовании мы воспользовались следующими методами научного познания: диалектическим, комплексным, историко-правовым, сравнительно-правовым, системным анализом, формально-логическим, социологическим и др.

Нормативная база исследования представлена Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения по реорганизации юридических лиц. Основные положения выпускной квалификационной работы базируются на научных трудах, созданных известными дореволюционными и советскими учёными: М.М. Агарковым, Ю.С. Гамбаровым, Д.М. Генкиным, О.С. Иоффе, И.Б. Новицким, В.А. Рясенцевым, Б.Б. Черепахиным, Г.Ф. Шершеневичем, и др. В ходе исследования были использованы также труды таких российских ученых-цивилистов, как: М.И. Брагинский, A.B. Бенедиктов, A.B. Гуляев, В.П. Грибанов, Д.В. Коровайко, O.A. Красавчиков, A.B. Ломакин, Б.И. Путинский, Ю.К. Толстой, К.Т. Трофимов, Д.С. Шапкин и некоторые другие.