Файл: Порядок обращения за пенсией (Теоретические аспекты пенсионного обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Явочный порядок – присущ странам с рыночной экономикой. Он также характеризуется тем, что для него не требуется специальная государственная регистрация организаций, создаваемых вследствие самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими желания работать как юридическое лицо.

Поскольку в соответствии со ст. 51 ГК РФ не предусматриваются исключения из общего правила о необходимости регистрировать юридические лица, следовательно, применение ни распорядительного, ни явочного способа образования юридических лиц в России невозможно [1].

3) Разрешительный порядок формирования юридических лиц, предполагающих выполнять лишь предпринимательскую деятельность. При этом необходимо предварительное согласие органов публичной власти на создание конкретного юридического лица, что зачастую преследует интересы всех участников оборота. Ранее такой порядок применялся, когда создавались многие общественные и кооперативные организации, причем в разрешении на создание юридического лица могли отказать, исходя из мотивов нецелесообразности.

Согласно действующему сегодня законодательству, не допускается отказ в регистрации, исходя из мотивов нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК[1]), но все же сохранен разрешительный порядок формирования определенных видов юридических лиц. Такой порядок, например, действует при создании коммерческих банков и страховых компаний, так как их деятельность предполагает оказание финансовых услуг неограниченному количеству клиентов и аккумулирование существенных денежных средств последних. Помимо этого, такой порядок применяется, когда создаются юридические лица, которые могут оказаться на доминирующем или монопольном положении на рынке тех или иных товаров и услуг. Это делается для сохранения в интересах потребителей конкуренции между имеющимися товаропроизводителями (услугодателями). Поэтому очевидно, что нельзя полностью отказаться от разрешительного порядка, даже когда дело касается развитой рыночной экономики (что подтверждается и зарубежным опытом).

4) Нормативно-явочный порядок образования юридических лиц подразумевает проверку регистрирующим органом соответствия предоставленных учредительных документов и действий учредителей нормам права. При этом регистрирующий орган не обсуждает вопрос целесообразности и полезности создаваемого юридического лица. Это отличает нормативно-явочный порядок от разрешительного.

Информацию о порядке образования юридических лиц и требования, которыми видах юридических лиц.


Правовая основа деятельности юридического лица, кроме законодательства, представлена его учредительными документами. Именно в них делается конкретизация общих норм права применительно к своим интересам.

При этом учредители юридического лица могут быть представлены первоначальными участниками (членами) (это касается хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, ассоциаций, общественных и религиозных организаций) либо собственниками их имущества или уполномоченным ими органом (когда создаются унитарные предприятия и учреждения), а также иными лицами, вносящими в них имущественные вклады, хотя и не принимающими непосредственное участие в их деятельности (учредителями фондов).

Юридические лица, кроме хозяйственных товариществ, руководствуются в своих действиях уставами, утвержденными их учредителями (участниками).

Для государственной регистрации юридических лиц возможно применение типовых уставов, формы которых утверждает уполномоченный государственный орган в порядке, закрепленном в законе о государственной регистрации юридических лиц. - Юридические лица осуществляют свою деятельность на основании уставов, которые представляют собой их единственные учредительные документы. Исключением являются хозяйственные товарищества, учредительный документ которых представлен учредительным договором, в отношении которого используются правила ГК РФ об уставе (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

-[3] Больше не действуют общие положения о некоммерческих организациях конкретного вида, на основании которых они могут действовать. Лишь у учреждения имеется правило, согласно которому в случаях, закрепленных законом, оно может осуществлять свою деятельность, основываясь на едином типовом уставе, который утверждает его учредитель или уполномоченный им орган для учреждений, созданных для того, чтобы осуществлять деятельность в конкретных сферах.

- Для государственной регистрации юридических лиц возможно использование типовых уставов, формы которых утверждает уполномоченный государственный орган в порядке, закрепленном законом, затрагивающим государственную регистрацию юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК РФ)[1].

- У учредителей (участников) юридических лиц имеется право утверждения

юридических лиц:

- создание юридического лица возможно на основании решения учредителя (учредителей);

- если юридическое лицо учреждается одним лицом, учредитель принимает решение единолично; если двумя и более учредителями - все учредители единогласно должны быть за учреждение;


- в решении следует указать сведения, касающиеся учреждения юридического лица, утверждения его устава, порядка, размера, способов и сроков образования имущества юридического лица, избрания (назначения) его органов, а также прочие сведения, которые предусматривает закон;

- в решении об учреждении юридического лица корпоративного типа необходимо указать также сведения, касающиеся результатов голосования учредителей относительно учреждения юридического лица, порядка совместной деятельности учредителей по формированию юридического лица [1].

Регистрация нового предприятия должна проходить в строгом соответствии с положением действующего на момент регистрации гражданского законодательства. Это означает, что, если трактовка каких-либо документов, относящихся к государственной регистрации, не будет отвечать положениям Гражданского Кодекса РФ[1] и Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»[7], в[9] судебном порядке такие документы могут быть признаны недействительными, а регистрация предприятия - ничтожной (несостоявшейся).

Отказать в государственный регистрации юридического лица могут лишь тогда, когда представленные документы не соответствуют закону, или не соблюден установленный (разрешительный) порядок, но не по другим причинам, к примеру, из-за «отсутствия целесообразности».

Если регистрирующий орган откажется от государственной регистрации или будет уклоняться от этого, можно обратиться в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд (см. ст.22, 23, 25 АПК) согласно правилам о подведомственности дел данным системам судебной власти.

Суд может признать регистрацию юридического лица недействительной, если при этом был нарушен закон или иные правовые акты. В таком случае юридическое лицо ликвидируют только тогда, если допущенные нарушения невозможно устранить (п.2 ст.61 ГК).

Любым заинтересованным лицам также представлено право в 6-месячный срок с момента регистрации заявить в суде требование о признании регистрации либо учредительных документов юридического лица недействительными полностью или частично (к примеру, из-за нарушения их прав на имущество, которое было внесено в уставный капитал созданного юридического лица).

Иногда дается отказ в государственной регистрации юридического лица, который можно оспорить в судебном порядке.


1.3. Особенности создания корпоративных и унитарных юридических лиц

Закрепленное до недавнего времени деление юридических лиц, исходя из прав учредителей на имущество организации (п. 2 ст. 48 ГК РФ[1]), в 2014 году заменили на применяемое на Западе деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации.

Корпоративные организации являются юридическими лицами, в отношении которых их участники обладают корпоративными правами (ст. 65.1 ГК РФ[1]). Они представлены: хозяйственными товариществами и обществами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйственными партнерствами, производственными и потребительскими кооперативами, общественными организациями, касающиеся обществ с дополнительной ответственностью, которые не прижились в России. Также исключили деление акционерных обществ на открытые и закрытые — вместо них теперь речь идет о публичных и непубличных обществах.

Унитарные юридические лица, учредители которых – не их участники и не имеют в них прав членства, представлены государственными и муниципальными унитарными предприятиями, фондами, учреждениями, автономными некоммерческими организациями, религиозными организациями, публично-правовыми компаниями. Как уже говорилось выше, перечень организаций некоммерческого характера теперь исчерпывающий на уровне ГК РФ[1]. Исходя из этих изменений, скорректировали и структуру главы 4.

В процессе обсуждения законопроекта было много дискуссий, затрагивающих уставной капитал. Из-за давления Минэкономразвития приняли решение не повышать размеры уставного капитала, однако в соответствии с п. 2 ст. 66.2 ГК РФ в новой редакции минимальный размер уставного капитала следует внести деньгами [1]. Если уставный капитал выше минимального, то его можно оплатить, как и сейчас, включая вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах иных хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам. Наряду с этим действует санкция: если оценка неденежных вкладов завышена, участники и независимый оценщик несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества на сумму, на которую стоимость завышена.

Выявлено, что объем правомочий участников хозяйственного общества в соответствии с общим правилом, как и сегодня, определяется пропорционально их долям, имеющимся в уставном капитале общества. Другой объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может предусмотреть устав общества, а также корпоративный договор, если будут внесены сведения о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в Единый государственный реестр юридических лиц. На сегодняшний день порядок голосования «один участник — один голос» применяется только в обществах с ограниченной ответственностью.


Статья 65.2 ГК РФ закрепила права и обязанности участников корпораций. К тому же, оговорены общие условия того, как подавать корпоративный иск. Напомним, еще в 2009 году внесли некоторые поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, касающиеся особенностей рассмотрения корпоративных споров (гл. 28.1) [1]. Теперь, согласно ГК РФ, участнику корпорации или самой корпорации следует принимать меры, чтобы своевременно уведомлять других участников корпорации, если будет предъявлено требование возместить причиненные корпорации убытки от лица, который ибо признания сделки корпорации недействительной или воспользования последствиями недействительности сделки. У других участников имеется право присоединения к этому иску. В случае неприсоединения они не могут в дальнейшем обращаться в суд, подавая тождественный иск.

На уровне общих положений в ГК РФ теперь прописаны основы регулирования управления в корпорации. Высший орган управления любой корпорации представлен общим собранием участников. Статья 65.3 ГК РФ определяет компетенцию общего собрания. Ожесточенные споры идут по поводу положения, согласно которому устав корпорации может предусматривать предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующими совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, которые действуют вне зависимости друг от друга. На сегодня это положение может функционировать только в товариществах (ст. 72 ГК РФ), которые представляют собой объединения лиц [1]. При этом следует уделить внимание тому факту, что в соответствии с диспозицией данной статьи, такую возможность не могут заблокировать даже специальные нормы, которые затрагивают отдельные виды юридических лиц. Вследствие того, что положения, закрепленные в федеральных законах «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью»[14] не были изменены, уставы обществ, создаваемых согласно новой редакции ГК РФ, будут вступать в противоречие с положениями федеральных законов.

Как мы уже отметили, акционерные общества теперь не делятся на открытые и закрытые — теперь акционерные общества бывают публичными или непубличными. Это опирается на западные правовые режимы. В публичном обществе акции размещаются через открытую подписку. Публичным является также общество, в уставе или фирменном наименовании которого содержится указание на то, что оно публичное. Для непубличных обществ характерна гораздо более