Файл: Порядок обращения за пенсией (Теоретические аспекты пенсионного обеспечения).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические аспекты пенсионного обеспечения
1.1. Сущность пенсионного обеспечения и его принципы
1. Теоретические основы создания юридических лиц
1.1. Юридические лица: сущность и классификация
1.2. Основные этапы создания юридических лиц
1.3. Особенности создания корпоративных и унитарных юридических лиц
Глава II. Проблемы процедуры обращения граждан за пенсией
2.1. Порядок обращения за пенсией
Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:
СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ВАШИХ ПЕНСИОННЫХ БАЛЛОВ * СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОГО БАЛЛА в году назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА
или
СП = ИПК * СИПК + ФВ, где:
СП – страховая пенсия;
ИПК – это сумма всех пенсионных баллов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии;
СИПК – стоимость пенсионного балла в году назначения страховой пенсии. В 2017 году = 78,58 руб. Ежегодно индексируется государством;
ФВ – фиксированная выплата. На 1 февраля 2017 года = 4805,11 руб. Ежегодно индексируется государством.
Таким образом, расчет страховой пенсии в 2017 году осуществляется по формуле:
СП = ИПК * 78,58 + 4805,11
При определении суммы всех пенсионных баллов учитываются пенсионные баллы за каждый календарный год.
Также на сумму пенсионных баллов (ИПК) существенно увеличивает обращение за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.
Например, если обратились за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов – на 45%; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов в 2,32 раза.
Имеющим страховой стаж: инвалидам I группы, гражданам, достигшим 80-летнего возраста, гражданам, работавшим или проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия назначается в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты либо применения «северных» коэффициентов.
Начиная с 2015 г. не существует единой предельной величины базы для начисления всех видов страховых взносов.
Предельную величину облагаемой базы для взносов в ПФР утверждает Правительство РФ с учетом размера средней зарплаты, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента.
В дальнейшем, с 2022 г., предельная величина базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд, установленная на предыдущий год, будет индексироваться (ч. 5.2 ст. 8 Закона № 212-ФЗ[19]).
Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 №1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и Пенсионный фонд РФ с 1 января 2016 года» установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в 2016 году – 796000 рублей.
2.2. Проблемы пенсионной реформы РФ и пути их решения
В современных условиях проблема пенсионного обеспечения населения в РФ по-прежнему стоит остро, несмотря на проведенные реформы, так как бюджет Пенсионного фонда является дефицитным и финансируется средствами из госбюджета. В перспективе это не может долго продолжаться. Результатом пенсионной реформы должно стать увеличение размера пенсий и устойчивость пенсионной системы.
Пенсионная система в России в настоящее время формируется по страховому принципу, ориентирована на низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников, и при довольно высоких тарифах страховых взносов пенсии находятся на низком уровне. Она не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.
В ходе реализации последней пенсионной реформы, по мнению специалистов, возникли следующие проблемы:
- из-за недостаточной информации большая часть населения не знает о способах распоряжения накопительной частью своей пенсии;
- отсутствие информации о деятельности частных и государственных управляющих компаний, и Пенсионного фонда РФ приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее эффективного инвестирования пенсий, что приводит к недоверию населения;
- многие управляющие компании не могут приносить гражданам стабильный доход от инвестирования пенсионных накоплений. Поэтому имеется недоверие к частным управляющим компаниям из-за высоких рисков банкротства и отсутствия надежных гарантий, особенно в условиях кризиса[20].
Стало также очевидно, что наша пенсионная система не адаптирована к кризисным условиям в экономике, а механизм осуществления крупномасштабной инвестиционной деятельности с целью увеличения накопительного пенсионного капитала отсутствует.
Структура управления накопительной частью пенсии не направлена на достижение долгосрочных задач по оптимизации пенсионного обеспечения. В этой связи проблемой является повышение эффективности инвестиций пенсионных вложений, которые должны носить без рискового характера. Во многих странах пенсионный капитал инвестируют в основном в государственные ценные бумаги, а в России эти вложения являются недостаточно надежными. Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды осуществляют в основном краткосрочные спекулятивные операции на фондовом рынке. В нашей стране до сих пор отсутствуют проработанные альтернативные механизмы инвестирования, а стратегия инвестиционных вложений в РФ не эффективна, так как государство не принимает участие в управлении пенсионными накоплениями.
По нашему мнению, для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях.
В настоящее время в России проводится очередной этап пенсионной реформы.
Был введен новый порядок расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. Вступили в силу основные Федеральные законы от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». Соответственно, в 2015 г. были введены два вида пенсий: страховая и накопительная. В свою очередь страховые пенсии подразделяются на следующие виды: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца. При достижении пенсионного возраста или получения инвалидности гражданин получает ежемесячную пенсию.
Денежные средства, поступающие на формирование страховой пенсии, показываются на индивидуальном лицевом счете в ПФР в виде пенсионных прав. Эти поступившие средства выплачиваются в виде пенсий нынешним пенсионерам. Такая система называется солидарной, т. е. страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий. А страховые взносы, формирующие накопительную пенсию, называются пенсионными накоплениями. Они передаются из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или в доверительное управление управляющей компании для инвестирования на финансовом рынке[21].
Исследование современной модели пенсионной системы России показало, что основным институтом, обеспечивающим функционирование системы государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, служит Пенсионный фонд России[22]. Будучи крупнейшим финансовым институтом государства по консолидации денежных средств на текущую выплату государственных пенсий, он выступает одним из доминантных элементов всей государственной бюджетной системы России. Средства бюджета ПФР составляют финансовую основу национальной государственной системы пенсионного обеспечения, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
В целом рассмотрение современной модели пенсионной системы России показало, что наименее развита в правовом и экономическом плане профессиональная система пенсионного обеспечения, в то время как без ее эффективного развития невозможно полностью перейти на модель распределительно-накопительной пенсионной системы[23].
Внедрение системы профессионального пенсионного обеспечения в условиях отечественной пенсионной системы приведет к следующим положительным результатам:
- самофинансированию пенсий и повышению финансовой устойчивости пенсионной системы;
- привлечению и удержанию квалифицированной рабочей силы;
- установлению рационального соотношения между размером пенсии и уровнем заработной платы;
- предоставлению гражданам свободы выбора времени выхода на пенсию и варианта пенсионных выплат, возможности планировать и увеличивать уровень их пенсионного обеспечения;
- реализации реального социального партнерства основных субъектов: государства, работодателя и работника и решению одновременно социальных (повышение размера пенсий и стабилизация рынка труда) и финансовых задач (увеличение инвестиционных ресурсов и инициализация экономического роста).
Иными словами, введение такого компонента в рамках негосударственной пенсионной системы, как профессиональные пенсионные планы, в конечном счете приведет к увеличению размера пенсии работников, и следовательно, повысится эффективность функционирования всех элементов распределительно-накопительной пенсионной системы[24].
Обобщая международный опыт регулирования пенсионного возраста, можно отметить следующие тенденции (актуальные и для России).
- Происходит сближение возраста выхода на пенсию мужчин и женщин. В среднем по выборке развитых стран различие пенсионных возрастов составляет лишь 1,4 года, по выборке формирующихся рынков 3,2 года.
- Повышение пенсионного возраста реализуется в виде долгосрочных программ: процесс изменения этого возраста растянуто на достаточно длительный срок (что снимает потенциальные проблемы на рынке труда) и объявляется задолго до начала периода.
- Политика изменения пенсионного возраста должна носить опережающий характер: решения о его будущем повышении целесообразно увязывать не с прошлыми демографическими показателями, а с прогнозами их будущего изменения.
Заключение
Пенсионная система РФ является одним из важнейших компонентов как социальной политики, так и экономики государства в целом, ее деятельность затрагивает интересы всех слоев российского общества. В целях улучшения материального благополучия населения РФ в 2015 году начался очередной этап реформирования пенсионной системы РФ.
Согласно новому порядку трудовая пенсия с 2015 года трансформируется в два самостоятельных вида пенсии: страховую и накопительную пенсии. Соответственно, теперь пенсия по старости состоит из: страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и накопительной пенсии.
Страховая пенсия остается обязательной и формируется в рамках солидарной системы, т.е. страховые взносы, поступающие в ПФР, идут на выплаты нынешним пенсионерам.
В процессе исследования пенсионного законодательства удалось выявить следующие его недостатки:
- Размер фиксированного базового размера страховой части трудовых пенсий, впрочем, также как и размер социальной пенсии - не соответствует прожиточному минимуму в Российской Федерации. А сам размер трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих страховой стаж 30 лет, меньше 40% от их средней заработной платы.
- Имеется высокая нагрузка на пенсионную систему, которая связана со льготными пенсиями (назначаемыми досрочно), снижение данной нагрузки без внедрения профессиональных пенсионных систем невозможно, а пока эта задача решается крайне медленно. Важно найти разумный компромисс между величиной страховых взносов на финансирование профессиональных пенсионных систем и достойным размером профессиональной пенсии. Думается, самым эффективным средством снижения налоговой нагрузки на работодателя, использующего рабочие места с особыми условиями труда, является их сокращение путем модернизации производства.
- Главной целью обнуления страховых отчислений, по всей видимости, является необходимость сокращения растущего дефицита Пенсионного фонда России (ПФР). Основная причина – рост количества выходящих на пенсию граждан и сокращение числа работающих, поддерживающих своими пенсионными отчислениями пенсионную систему страны. Покрытие дефицита бюджета ПФР осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Перебрасывание отчислений «молчунов» из накопительной в страховую часть может несколько увеличить объемы средств, предназначенных для текущих выплат нынешним пенсионерам. Это позволит на точно такую же сумму снизить объемы трансфертов из государственного бюджета в бюджет Пенсионного фонда.
Насколько подобный маневр справедлив в отношении будущих пенсионеров, сказать довольно трудно. С одной стороны, прирост накопительной части пенсии в результате ее инвестирования в финансовые инструменты крайне невысок и в ряде случаев не превышает инфляции. С другой стороны, разговоры о том, что будущие пенсионеры сами делают выбор, отдавая предпочтение 6%-ным или нулевым отчислениям, – явное лукавство. Большая часть граждан не имеет полной и правдивой информации о том, как распределяются пенсионные отчисления, и ничего не знает о предстоящих изменениях. Уровень финансовой грамотности россиян достаточно низок, чем, собственно, и объясняется значительное количество «молчунов», деньгами которых правительство намерено заткнуть дыры в пенсионном бюджете.