Файл: Порядок обращения за пенсией (Теоретические аспекты пенсионного обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства, не входящие в какой-либо бюджет.

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Структура управления Пенсионного фонда РФ представлена в таблице 1 «Структура и функции аппарата управления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ».

В ПФР организационная структура строится на принципах ценности человеческих ресурсов, соблюдения норм трудового законодательства, стабильности трудовых отношений, понимания ответственности кадровых служб за функционирование всей системы Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимости привлекать к работе в ПФР только лучший персонал, эффективно его использовать, способствовать его развитию и профессиональному росту, а также устанавливать нужные направления работы персонала с определенными целями в соответствии с рыночными требованиями, то есть правильное понимание тех психологических, социальных и производственных факторов, которые влияют на решение сотрудников о закреплении на рабочих местах.

Глава II. Проблемы процедуры обращения граждан за пенсией

2.1. Порядок обращения за пенсией

Основанием для начала выполнения процедур по установлению и выплате пенсий является личное обращение гражданина, его законного представителя либо доверенного лица в территориальный орган ПФР с документами, необходимыми для установления и выплаты пенсий.

Обращение за пенсией является выражением волеизъявления гражданина об установлении ему пенсии.

Постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации от 27.02.2002 года утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».


Правилами, в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ № 303н, ПФ РФ №110п от 28.04.2010 регулируется процедура обращения как за трудовой пенсией, частью трудовой пенсии по старости так и за долей страховой части трудовой пенсии по старости.

Все положения Правил, относящиеся к пенсии, в равной степени применяются к части трудовой пенсии по старости, доле страховой части трудовой пенсии по старости.

Граждане подают  заявление об установлении доли страховой части трудовой пенсии по старости по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

Действие Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсию и имеющих место жительства на территории Российской Федерации, а также на граждан, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации, при наличии у них права на пенсию по законодательству Российской Федерации.

Следует отметить, что если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящих Правилах, то следует применять правила, установленные международным договором РФ.

Граждане вправе подать заявление о назначении пенсии:

- в территориальный орган ПФР по месту жительства;

По общему правилу при возникновении права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному обеспечению гражданин РФ должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган ПФ РФ по своему месту жительства. Однако при решении вопросов пенсионного обеспечения гражданина РФ это не означает, что регистрация является условием  реализации прав и свобод граждан.

- в территориальный орган ПФР по месту пребывания;

В отношении граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории, но не имеющих  регистрацию по месту жительства, определено, что право на пенсионное обеспечение они могут реализовать, обратившись в территориальный орган ПФР по месту пребывания.

- в территориальный орган ПФР по фактическому месту жительства, если гражданин не имеет регистрацию ни по месту жительства, ни по месту пребывания;

- в Пенсионный фонд РФ, если гражданин выехал на постоянное место жительство за пределы РФ и не имеющие регистрацию места жительства и места пребывания на территории РФ;

Таким образом, российские граждане вправе обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении пенсии, как по месту жительства, так и по месту пребывания или фактического проживания. В случае обращения российского гражданина, имеющего регистрацию по месту жительства на территории РФ, орган ПФР по месту обращения гражданина высылает уведомление в территориальный орган ПФР по месту его жительства о назначении ему  пенсии с целью исключения двойного назначения пенсии. Уведомление оформляется в день принятия территориальным органом ПФР решения о назначении пенсии по месту пребывания (фактического проживания) гражданина. Территориальный орган ПФР по месту жительства пенсионера регистрирует поступившее Уведомление и обеспечивает учет содержащихся в нем сведений. Одновременно осуществляется проверка факта назначения пенсии данному пенсионеру указанным территориальным органом ПФР. (письмо ОПФР по РБ от 11.02.2009 № 11-и-11)


Что понимается под местом жительства и местом пребывания? Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 в ред. от 27.07.2010 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» подразумевает:

Место жительства- жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору РФ (Закон РФ  от 25.06.1993 № 5242-1 в ред. от 27.07.2010 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ»).

Место пребывания- гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина,- в которых он проживает временно (Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1  в ред. от 27.07.2010 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»).

- Правила предусматривают возможность обращения за пенсией непосредственно в Пенсионный фонд РФ — это для случаев, когда гражданин РФ выехал на постоянное место жительства за пределы РФ до установления пенсии по российскому законодательству.

- в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, если гражданин осужден к лишению свободы;

При определенных жизненных ситуациях Правила предусматривают обращение за пенсией через администрацию исправительного учреждения, если гражданин осужден к лишению свободы.

-  по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), если пенсия назначается несовершеннолетнему или недееспособному;

- в территориальный орган ПФР по месту нахождения  учреждения, в котором находится несовершеннолетний или недееспособный гражданин и в случае если оно является его законным представителем.

При этом, несовершеннолетний гражданин, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.


При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов, территориальному органу ПФР необходимо:

- проверить правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность.

- сличить подлинники представленных документов с копиями

- зарегистрировать заявление граждан и выдать расписку – уведомление, в которой указывается дата регистрации, номер и список недостающих документов и срок их представления.

- истребовать от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета пенсии, перевода с одной на другую и выплаты пенсии.

- оформить выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган:

-производит оценку сведениям, содержащимся в документах, проверяет на соответствие с данными индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильность оформления документов;

- проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

-принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения. Территориальный орган вправе организовать и провести проверку обоснованности выдачи документов и сведений, в них содержащихся;

-  принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании представленных документов;

-  приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях. Например, в случае истечения срока инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, смерти пенсионера.

С 2015 года в системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления. Страховые пенсии бывают трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты либо накопительной пенсии.

Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии.


Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:

достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.

- наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2014 № 400-ФЗ[16];

- наличие минимальной суммы пенсионных баллов –не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2014 № 400-ФЗ[17].

Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, в 2015 году – 7,39, в 2016 году – 7,83.

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных баллов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов - 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов - 6,25, так как 27,5% страховых взносов направляются на формирование пенсионных накоплений.

В 2015 году всем гражданам 1967 года рождения и моложе представляется выбор варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную.

При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. Средства же накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не защищены от инфляции[18].

С 2016 года по 2019 год, независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС, у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов. В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.