Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Организационное управление предприятием).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система менеджента в организации как организационно-целевое управление
1.1. Цели управления предприятием
1.2 Организационное управление предприятием
2. Анализ эффективности системы менеджмента ООО «Автомир»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ эффективности системы организационно-целевого управления
При формировании системы управления нужно связывать ее с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением между ними системы вертикальных и горизонтальных связей [5].
Также нужно поддерживать соответствие между функциями и обязанностями, и полномочиями и ответственностью, нарушения которых приводит к неэффективному функционированию всей системы управления.
Организационная структура управления должна быть адекватна по отношению к социально-культурной среде предприятия, которая оказывает значительное влияние на решения по уровню централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.
Данное требование означает, что копирование систем управления успешно функционирующих в отличающихся от данных предприятий социально-культурных условиях, вовсе не означают их успешность и не гарантирует необходимый результат.
Таким образом, реализация вышеназванных принципов, показывает необходимость учета при формировании системы управления многих разных факторов, которые имеют воздействие на организационную структуру управления [5, С. 36].
Рассмотрим процесс построения и обоснования организационных структур предприятия. Под организационной структурой будем понимать совокупность компонентов организации, к которым относятся должности и структурные подразделения, а также и связи между ними.
Рассмотрим существующие принципы формирования организационных структур для предприятий [12]:
1. Принцип соответствия отношений. Заключается в соответствии построенной организационной структуры системе отношений между функциональными участниками выполнения одной задачи (проекта).
2. Принцип соответствия содержанию. Заключается в соответствии организационной структуры содержанию деятельности предприятия.
3. Принцип соответствия требованию. Заключается в соответствии организационной структуры требованиям внешних факторов, влияющих на работу предприятия.
При проектировании организационной структуры управления необходимо учитывать следующие принципы [21, С. 105]:
- насколько структура способна трансформироваться;
- насколько структура соответствует содержанию деятельности предприятия;
- насколько она оперативна в передаче управляющего воздействия;
- оптимизация уровней управления в структуре;
- какова согласованность деятельности всех структурных подразделений предприятия;
- насколько равномерна нагрузка на все звенья управления;
- насколько сбалансированы права и полномочия.
Выделим факторы, которые определяют особенности организационной структуры [15, С. 45].
1. Масштабы предприятия и насколько разнообразны реализуемые функции.
На предприятиях, являющихся крупными, которые реализуют много разных видов деятельности, работает достаточно много разных подразделений, имеются разнообразные и многочисленные связи между этими подразделениями, и соответственно структура управления сложнее и масштабнее.
2. Норма управляемости, т.е. максимально возможное количество подчиненных для более эффективного руководства ими.
В среднем, нормой считается 7-10 подчиненных на высших уровнях предприятия, и 4-5 на низовых уровнях. В случае, если работы достаточно просты, данная норма может составлять и 20 подчиненных.
Норма управляемости должна быть оптимальной, поскольку руководители при высокой норме управляемости не будут готовы вникать в особенности работы многих работников, соответственно останутся нерешенными многие вопросы. [6]
3. Технологические факторы.
Управленческая структура является более простой, если на предприятии многие производственные процессы автоматизированы, и не требуют присутствия работника, а там, где присутствует обязательная работа персонала и ручные операции - управленческая структура является сложной.
4. Экономические факторы. Не всегда организация в силу экономических причин в состоянии содержать требуемую организационную структуру.
5. Социальная структура и межличностные отношения.
Создание нужного структурного подразделения будет неэффективным в случае, если на предприятии не имеется работников с необходимой квалификацией и уровнем образования, даже при условии высокой потребности в данной должности.
1.3 Виды структур упралвения
Рассмотрим основные принципы для классификации организационных структур управления по типу содержания функциональных задач, представленные на рисунке 1:
1. Вертикальное (или функционально-административное) разделение труда - подразумевается разделение труда в зависимости от участия в разнообразных вертикальных процессах управления, а также и управленческих функциях [13].
2. Горизонтальное (или проектно-целевое) разделение труда - подразумевается структура деятельности персонала организации в зависимости от его заинтересованности в горизонтальных, технологических процессах выполнения работ.
Рис. 1. Классификация организационных структур, исходя из принципа соответствия содержанию
Приведем классификацию организационных структур управления предприятием:
- функциональные;
- проектно-целевые;
- матричные;
- дивизиональные;
- смешанные (гибридные).
На рисунке 2 приведен пример функциональной организационной структуры, которая обычно используется для организаций с иерархической структурой управления.
Проектно-целевая структура, пример построения которой приведен на рисунке 3, имеет смысл для построения, когда вся деятельность организации сосредоточивается на выполнении конкретного проекта и достижения конкретной цели [5].
Проектные структуры, как правило, имеют четко обозначенную черту размежевания функций с «материнской» организацией и взаимодействуют с ней на высшем уровне, или функционируют автономно от структур участников проекта.
Рис. 2. Пример функциональной организационной структуры
Рис. 3. Пример проектно-целевой организационной структуры
Несмотря на полезность, команды и посредники позволяют сглаживать недостатки функциональных структур, однако они имеют ограниченную применимость.
Для полновесной горизонтальной интеграции на вертикальную функциональную структуру накладывается проектно-целевая структура, образуя, следовательно, матричную организационную структуру, рассмотренную на рис. 4 [9, С. 83].
Рис. 4. Пример построения матричной организационной структуры
Рассмотрим дивизиональную структуру управления проектами, пример построения которой приведен на рисунке 5.
Дивизиональные структуры, как правило, ориентируются на типы потребителей, также могут ориентироваться на регион развития или различные секторы рынка.
Рассмотрим ряд смешанных организационных структур на примере разновидностей проектно-функциональных структур.
Рис. 5. Пример построения дивизиональной организационной структуры
На рисунке 6 приведена проектно-функциональная организационная структура управления.
Рис. 6. Смешанная проектно-функциональная структура управления предприятием
Особенность применения данной организационной структуры управления предприятием заключается в смешивании функциональной и проектной схемы. Такая схема может быть эффективно использована в случае необходимости выделения проекта из организационной структуры компании, например, в форме отдельного виртуального предприятия.
Уровень адаптивности и гибкости организационной системы должен соответствовать уровню динамичности внешнего окружения деятельности предприятия.
Разнообразные организационные структуры в содержательном понятии стремятся к разным уровням структуризации, это разрешает расположить их в единой системе «механистические - органические» (рис. 7).
Рис. 7. Органические и механистические структуры
Согласно данным рисунка 7 с одной стороны такого представления находятся сбалансированные матрицы, с другой - проектные и дивизиональные структуры.
На рисунке 8 приведем пример построения организационных структур в гипотетическом двумерном пространстве «направление интеграции - уровень структуризации».
Рис. 8. Построение организационных структур
Изучив возможные виды организационных структур, рассмотрим методические подходы к их построению.
Практика ведения бизнеса позволила синтезировать последовательность подходов к процессу выполнения организационного анализа, однако, наиболее популярным стал инжиниринговый подход. При этом подходе организационный анализ предприятия осуществляется по определенной схеме при помощи бизнес-модели, где предприятие рассматривается как открытая, социально-экономическая система, принадлежащая иерархической совокупности открытых внешних надсистем и внутренних подсистем [13, с.182].
2. Анализ эффективности системы менеджмента ООО «Автомир»
2.1 Общая характеристика организации
Головная компания ООО «Автомир» расположена в нескольких российских городах. Там же находятся основные производства компании. Компания «Автомир» была основана в 2003 году как предприятие оптовой торговли, распространяющее аксессуары и дополнительное оборудование для отечественных автомобилей, иномарок и квадроциклов как в Екатеринбурге, так и на территории России.
Сеть филиалов постоянно растет и насчитывает четыре региональных представительства:
1. ООО «Автомир» г. Балашиха;
2. ООО «Автомир» г. Москва;
3. ООО «Автомир» г. Магнитогорск;
4. ООО «Автомир» г. Коркино.
Компания «Автомир» занимается производством и продажей дополнительного оборудования и аксессуаров на отечественные автомобили, иномарки и квадроциклы. Широкая филиальная сеть и отлаженная дилерская политика обеспечивает бесперебойные поставки по всей территории России и странам СНГ. Основными клиентами компании являются крупные автохолдинги и дилерские центры.
Товарная линейка продукции собственного производства компании ООО «Автомир» г. Екатеринбург содержит две товарные группы:
- Защиты картера «Protex»;
- Навесное оборудование «MTK 4x4»;
- Цифровые системы для автомобилей «MTK DIGITALL»;
- Защиты для квадроциклов «MTK OFF-ROAD»;
- Механические противоугонные системы «Barrakuda», «DEFEND».
Компания строго следит за качеством собственных продуктов, а также за наличием всех необходимых сертификатов для своих партнеров.
В настоящий момент компаний «Автомир» занимает лидирующие положение по России в направлении оптовой торговли дополнительным оборудованием для отечественных автомобилей, иномарок и квадроциклов. Компания постоянно растет, осваивает новые возможности и всегда открыта для взаимовыгодного сотрудничества.
Структура взаимодействия ООО «Автомир» с филиалами представлена на рисунке 9.
ООО «Автомир»
ООО «Автомир»
г. Балашиха
ООО «Автомир»
г. Магнитогорск
ООО «Автомир»
г. Коркино
ООО «Автомир»
г. Москва
Рис. 9. Структура взаимодействия головного офиса с филиалами
Филиал компании ООО «Автомир» в г. Балашихае открыт в 2005 году.
Целью деятельности ООО «Автомир» г. Балашиха является получение прибыли за счет продажи автоаксессуаров и дополнительного оборудования для отечественных автомобилей, иномарок и квадроциклов. Также на ряду с главной целью есть и такие как привлечение новых групп клиентов – физические лица, расширение спектра услуг – автосервис.
Задачи организации:
1. Продажа дополнительного оборудования и автоаксессуаров на отечественные автомобили, иномарки и квадроциклы;
2. Привлечение наибольшего числа новых клиентов;
3. Удержание «старых» клиентов;
4. Разработка новых «перспективных» направлений.
Миссия компании ООО «Автомир» г. Балашиха: «Являясь поставщиком качественной продукции, известных и признанных производителей мы добиваемся доверия покупателей, обеспечивая комфорт и безопасность, повышая конкурентоспособность оказываемых услуг».