Файл: Социальное страхование и его функции (Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности социального страхования
1.1. Сущность и роль социального страхования
1.2. Роль социального страхования в решении социальных проблем
2. Анализ функций, проблем и перспектив социального страхования в РФ
2.1. Функции, формирование и использование средств социального страхования
2.2. Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ
Выступая в качестве экономической основы разрешения возникающих социальных проблем, Фонд социального страхования инициативно влияет и на производственные риски страхователей с помощью различных мер предупреждения. Основываясь на этом, данный Фонд создал свою систему предупреждения.
Она состоит из 3-х составляющих:[11]
1) стимулирования работодателей к усовершенствованию условий труда с помощью системы различных скидок и надбавок;
2) финансирования обучения основам охраны труда отдельных категорий застрахованных лиц;
3) частичного финансирования действенных мер по сокращению травматизма в процессе производства и профессиональной заболеваемости за счет страховых взносов.
Важно отметить, что стратегия предотвращения ущерба либо же недопущения наступления страхового случая чаще всего зависит от поведения самих участников обязательного социального страхования. Следовательно, современная система социального страхования не в силах мириться с нарушением правил поведения отдельными страхователями и застрахованными лицами.
В современном обществе социальное страхование играет важную роль и является надежной защитой для всего населения.
Материальное обеспечение граждан, которые не участвуют в общественном труде и не способны за счет своей заработной платы поддерживать свое существование, является одним из объективных факторов развития нашего общества.
2. Анализ функций, проблем и перспектив социального страхования в РФ
2.1. Функции, формирование и использование средств социального страхования
Современное общество всё больше требует обеспечения полной социальной защиты для того, чтобы население в целом и отдельные социальные группы имели возможность получить широкую социальную поддержку. Особенно эта поддержка необходима в трудный для общества период экономической нестабильности. Ведь деятельность системы социального страхования, прежде всего, направлена на работающую часть населения, которая очень остро ощущают на себе неблагоприятную и не устойчивую экономическую обстановку.
Правильно и главное целесообразно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту работающих с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в производственную сферу. Доходы от них идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, которые в итоге способствуют стабильному развитию общества. Следовательно, данная тема весьма актуальна, особенно во время отсутствия экономической устойчивости в государстве.
В нынешнее время во многих экономически развитых странах сформирована система социального страхования. Возникновение этих систем связано именно с тем, что социальное страхование – это общественный механизм, через который обеспечивается защита застрахованных лиц от материальной необеспеченности при наступлении социальных рисков в условиях рыночной экономики. При этих условиях, как показывает практика, эта форма социальной защиты является для работников более оптимальным вариантом.
К главнейшим функциям социального страхования, как элемента социальной политики можно отнести:[12]
- защитная функция, заключающаяся в поддержке сложившегося материального уровня застрахованного лица;
- компенсирующая функция проявляется при возмещении ущерба и утрате трудоспособности, а также оплате услуг в связи с лечением или реабилитацией;
- воспроизводственная функция заключается в том, что социальное страхование призвано обеспечивать страхователям и членам их семей покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;
- распределительная функция определяется тем, что социальное страхование существенно влияет на общественное распределение и перераспределение. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными и всеми работодателями и государством;
- стабилизирующая функция также заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду вопросов – уровень социальной защиты, круг лиц, подлежащих социальному страхованию, распределение финансовой нагрузки между социальными субъектами, участие в управлении социальным страхованием.
Практическим воплощением теоретических аспектов о социальном страховании является Фонд социального страхования.
Социальное страхование играет важную роль в жизни общества. Ведь именно поддержка населения является инструментом стабильности и процветания государства.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» во всех субъектах осуществлена передача полномочий по назначению и выплате пенсий территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. Тем самым создана единая централизованная система управления средствами обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд - это орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюджета.[13]
Страховая пенсионная система должна характеризоваться рядом параметров, среди которых на первом месте находится финансовая сбалансированность пенсионной системы.
На втором месте предлагается поставить безусловное выполнение долгосрочных государственных пенсионных обязательств по материальному обеспечению пенсионеров в строгом соответствии с накопленными пенсионными правами, которые отражаются в уровне коэффициента замещения трудовой пенсии с учетом приемлемой налоговой нагрузки на фонд заработной платы.
Третьим признаком солидарно-страховой пенсионной системы следует признать государственную гарантию минимального уровня материального обеспечения пенсионеров, который измеряется соотношением с прожиточным минимумом соответствующей категории застрахованного лица.
Ключевым компонентом пенсионной системы в Российской Федерации является обязательное пенсионное страхование, входящее в систему обязательного социального страхования. Представляется, что решение поставленных задач должно осуществляться на основе последовательной реализации базовых принципов социального страхования в его классическом понимании, признанном в большинстве стран с развитой экономикой.
Отличительной особенностью страховой пенсионной системы является формирование финансовых ресурсов за счет страховых взносов, уплачиваемых за каждого застрахованного работодателем и/или самим застрахованным, а также из госбюджетных источников.
Страховые взносы начисляются на заработную плату застрахованных лиц и признаются отложенной частью этой заработной платы на определенные социальные нужды, образуя права на социальные страховые выплаты в зависимости от вклада в экономику каждого застрахованного.
При этом в системах социального страхования большое значение имеет принцип солидарности, выражающийся в коллективной ответственности и перераспределении страховых взносов, уплачиваемых всеми участниками системы, в пользу тех застрахованных, в отношении которых наступил страховой случай, т.е. предполагает не только возможность, но и обязательность перераспределения средств с учетом конкретных социальных потребностей.
Для пенсионного страхования объектом страховой защиты является заработок/доходы застрахованного лица, и страховые выплаты исчисляются из страхуемого заработка (заработка, с которого уплачены страховые взносы). Соблюдение принципа эквивалентности размера трудовой пенсии сумме страховых взносов обеспечивает наряду с социальной ответственностью финансовую самодостаточность системы обязательного пенсионного страхования, поскольку при более высокой заработной плате возрастают не только доходы пенсионной системы, но и расходы этой системы в будущем.
Поэтому заработок, подлежащий обязательному страхованию, как правило, ограничен определенными максимальными, а в ряде национальных систем также и минимальными, пределами. Такой подход гарантирует необходимый уровень социальной защиты застрахованных без возложения на работодателей и самих застрахованных чрезмерного бремени по уплате обязательных платежей и снижает перераспределение средств социального страхования на обеспечение гарантий минимального размера страховых выплат.
В любом обществе в той или иной форме происходит осуществление социальной защиты человека. Историческая практика показывает, что она является неотъемлемым звеном системы общественных отношений. Резко сниженный уровень жизни основной массы населения, обнищание его значительной части, сокращенный объем и качество социальных услуг, не бывалый уровень расслоения общества по уровню доходов, высокий уровень дифференциации регионов по уровню жизни населения, массовость безработицы – все эти факторы обуславливают значительный рост потребности в социальной защите населения России.
Средства фондов социального страхования формируют: [14]
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и обязаны производить уплату взносов на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховые взносы граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на иных условиях и, которые имеют право на обеспечение по программе государственного социального страхования, установленного для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС;
- доходы от инвестирования части временно свободных средств Фондов социального страхования в отрасль ликвидных государственных ценных бумаг и банковских вкладов.
С переходом к рыночной экономике в значительной степени меняется социально-экономическая среда. В сознание общества возвращается такое понятие как «социальный риск» – вероятность материальной необеспеченности трудящегося класса из-за потери возможности принимать участие в экономическом процессе. В этой связи сфера страхования характеризуется рядом проблем:[15]
Во-первых, тенденция сохранения не страховых принципов: существование выплат не страхового характера; отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений.
Во-вторых, наличие несбалансированности государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов. С одной стороны – это сохранение в системе обязательного социального страхования не страховых выплат, а также недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов. С другой – постоянное воспроизводство проблем финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования. Система социального страхования характеризуется опережающим ростом расходов над доходами.
В-третьих, незавершенное правовое регулирование системы государственного обязательного социального страхования. В том числе, необходимо учесть тот факт, что до настоящего момента не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
В-четвертых, недостаточно обоснованный уровень социальных выплат. По рискам, которые принимаются в сфере социального страхования, связанного со старостью, инвалидностью и потерей кормильца, социальные выплаты в России ниже уровня, предусмотренного Конвенцией Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандартами Европейского союза.
В-пятых, наличие неблагоприятных демографических тенденций, связанных с сокращением доли населения трудоспособного возраста.
Системы страхования нуждается в реформировании, которое должно основываться на соблюдении конституционных прав граждан России и наличии четко определенных целей, задач и источников финансирования различных видов социального страхования. Также оно должно основываться на соблюдении страховых принципов и развитии персонифицированного учета во всей системе обязательного социального страхования, наличии адекватного соотношения уровня социальной защиты размерам страховых платежей. Еще одной основой реформирования должно быть устранение дублирования функций и создание условий, необходимых для достижения финансовой устойчивости системы социального страхования.
Введённый персонифицированный учет всех застрахованных граждан может позволить избежать случаев получения страхового возмещения на одном и том же основании из разных источников, а также сделает систему социальной защиты более адресной. Необходимо также отметить, что данное решение объединить внебюджетные фонды должно идти в сопровождении с существенными изменениями в действующем законодательстве. [16]