Файл: Социальное страхование и его функции (Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день, скорее всего, процесс разработки такой модели социального страхования, которая могла бы быть применима в перспективе российского общества, является невозможным.

Сегодня возможно только построение модели социального страхования переходного периода, с четко указанными границами ее использования и ее возможностями. Эта модель не является временной, а представляет собой модель, соответствующую именно данному отрезку времени и решающую свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере, в полной степени, поскольку каждая страна, находясь в уникальной ситуации, строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

2.2. Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ

Социальное страхование – это система социальной защиты, задача которой, обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики.

Доля ВВП, которая используется на социальные цели в России составляет 17%, и это один из самых низких показателей среди развитых стран. Так уровень страховых выплат в зарубежных странах замещает около 60-80% прежнего заработка.[17]

Обеспечить государственные гарантии в сфере пенсионных и социальных прав (инвалидность, заболеваемость, беременность и роды и т.д.) гражданину призван Фонд социального страхования (ФСС), производящий основную часть страховых выплат.

ФСС работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.

Основной причиной снижения доходов ФСС на сегодняшний день стало снижение поступлений на социальное страхование в связи с сокращением фонда оплаты труда приблизительно на 2,5%, а рост расходов связан, в частности, с повышением рождаемости и увеличением соответствующих выплат. Дефицит бюджета ФСС является одной из основных проблем системы социального страхования. Так, в 2016 году отмечался дефицит Фонда, а в 2017 году также планируется рост расходов бюджета ФСС, что будет способствовать сохранению дефицита и в дальнейшем.


В России социальное страхование осуществляется в виде государственных пенсий и государственных пособий. Изменение традиционной системы социального страхования, функционировавшего в России еще в период советской власти, был вызвано необходимостью адаптации общества к происходящим рыночным реформам. В настоящее время в Российской Федерации по-прежнему не функционируют целостная система социального страхования, хотя основные структурные элементы сформированы. Создание оптимальной системы социального страхования предполагает, такие элементы, как сохранение страховых принципов, отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений, правовое регулирование системы обязательного социального страхования, а также обоснованность уровня социальных выплат.

В январе 2015 года вступили в силу поправки в законодательство по страховым взносам. Новшества введены Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ и касаются как самих взносов и отчетности по ним, так и взаимоотношений с другими социальными фондами (пенсионный фонд).[18]

Одной из главных проблем социального страхования является недостаточность средств пенсионного фонда для выплат пенсий гражданам. С целью ликвидации данной проблемы с 1 января 2015 года в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начислений пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно законодательным поправкам, введены два вида пенсии: страховая и накопительная пенсии. Расчет страховой пенсии будет осуществляться по новой пенсионной формуле с применением пенсионных коэффициентов - баллов. Размер пенсии будет зависеть от факторов:[19]

− продолжительности общего страхового (трудового и стажа за социально значимые периоды) стажа,

− размера заработной платы за каждый год,

− возраста, в котором гражданин обратился за назначением пенсии.

Переход на новую систему будет осуществляться плавно: предполагается, что требования по страховому стажу постепенно будут увеличиваться с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году, а по баллам – с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году.[20]

Таким образом, величина будущей пенсии напрямую будет зависеть от того, какую негосударственную управляющую компанию или фонд выберет гражданин, и какая сумма пенсионных накоплений там аккумулируется, что в основном зависит от величины заработной платы.

В настоящее время наблюдается деформация распределительных отношений. И у некоторых категорий граждан появилась возможность получения страховых услуг без участия в формировании финансовой базы социального страхования. В результате нарушается один из основополагающих принципов социального страхования «взнос - выплата», а система недополучает законодательно установленных ресурсов. В этом случае имеет место подмена целей социального страхования. Так принцип личной ответственности каждого гражданина за формирование условий своей жизни, необходимый в рыночной экономике, сводится к нулю.


Стратегия развития социального страхования должна включать консолидированную позицию государства, профсоюзов и работодателей в решении вопросов:

- проблемы социального страхования;

- активизация работы профсоюзов при сохранении за государством законодательных и контрольных функций;

- создание условий и предпосылок для развития негосударственного социального страхования, что связано с организацией негосударственных пенсионных фондов.

Развитие и поддержка негосударственных добровольных форм страхования позволят:

- во-первых, вовлечь в социальное страхование и те группы населения, которые окажутся вне действующей системы;

- во-вторых, создать условия конкуренции между страховыми организациями, что повысит уровень страховых услуг и создаст предпосылки повышения эффективности социальной защиты населения.

Кроме того, острой проблемой системы является предотвращение «сползание» социального страхования на путь социального обеспечения и восстановление его функционирования на подлинно страховых принципах.

Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности до сих пор инерционно используют принципы законодательства бывшего СССР, многие нормы которого не отвечают современным реалиям. Ряд организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим законодательством имеют право на значительные льготы по уплате отчислений в ФСС РФ. В тоже время они пользуются правами на получение страхового возмещения, как и другие плательщики, которые льгот не имеют.

Проблема страхования само занятого населения, работников малого бизнеса и категорий населения, не выплачивающих страховые взносы или налоговые платежи во внебюджетные фонды, также является актуальной.

Однако на сегодняшний момент законодательство предоставило возможность данной категории страхователей уплачивать взносы в Фонд социального страхования в добровольном порядке и, соответственно, получить право на получение пособий и страховых выплат.

Одним из решающих направлений совершенствования системы социального страхования должно стать осуществление комплекса мер, направленных на достижение финансовой устойчивости системы за счет сбалансированности поступлений обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды. Следовательно, можно говорить о том, что в России не создана эффективная система социального страхования.

Таким образом, приоритетными направлениями совершенствования социального страхования являются:[21]


− социальная роль страхования, которая проявляется в разрешении ряда общественных вопросов, влияет на качество жизни населения, поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию функций социального страхования;

− при формировании социального страхования в России важно учитывать опыт применения подходов и методов, используемых в системах государственной социальной поддержки развитых стран;

- в связи со снижением уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, требуется провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям;

- необходимо усилить участие государства в формировании доходной части бюджета фондов системы социального страхования и усовершенствовать механизм государственной поддержки в кризисных ситуациях.

Прямые поступления во внебюджетные, специализированные фонды должны аккумулировать средства для покрытия расходов на предупреждение соответствующих рисков и компенсацию потерь от их воздействия.

Необходимо четко определить круг получателей средств, накопленных по солидарному страховому принципу. Расходование этих средств должно быть регламентировано только страховыми взаимоотношениями, а функция вспомоществования может реализовываться посредством государственного бюджета. Институт единого социального налога стер границы между принципами вспомоществования и страхования, что привело к неэффективности системы социального страхования в нашей стране, и теперь ставится задача повышения роли страховой природы социальной защиты населения.

Наряду с вышеизложенным, следует повысить солидарную социальную ответственность третьей стороны страховых отношений — а именно самого работника. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективной является система социального страхования, построенная на трехстороннем финансировании: работодатель, работник и государство. Вовлечение в страховые отношения работника, не только в качестве получателя социальных выплат, а еще и как плательщика взносов, повышает его ответственность и заинтересованность в предупреждении рисков и солидарное участие в возмещении потерь. При этом, по нашему мнению, большую часть затрат по социальному страхованию должен взять на себя работодатель, как наиболее заинтересованный пользователь ресурса труда. Далее, в структуре долевого участия в социальном страховании идет государство как гарант социальной защиты.


И, наконец, работник, как владелец ресурса труда, сохранность и длительное использование которого обеспечивает существование и развитие работнику и его семье.

Неоспоримо важной остается роль государства в системе социального страхования:[22] контроль над деятельностью страховых институтов и соблюдением интересов застрахованных, регулирование взаимоотношений субъектов страхования, регулярная индексация выплат и гарантирование минимально необходимой защиты, создание конкурентоспособных условий деятельности всех участников рынка, в том числе и сфере добровольного страхования.

Государственное социальное и страхование личное, добровольное, дополняя друг друга, выполняют аналогичные функции по социальной защите населения. Социальное страхование как обязательное, так и добровольное, должно стать действенным механизмом защиты от неизбежной, раньше или позже наступающей утраты работоспособности.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в РФ в трансформационный период и период глобального кризиса, по нашему мнению, очевидно, что прежде всего институт социального страхования в нашей стране призван стать тем финансовым инструментом, который должен успешно решать широкий спектр социальных проблем.

Система соцстрахования сегодня продолжает реформироваться:[23]

1. Разработан проект Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Предложены новые страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Внесены изменения в ст. 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ст. 1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Согласно принятому дополнению, максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты, устанавливаемого Законом о бюджете Фонда социального страхования.

4. Принят Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”», направленный на повышение уровня пенсионного обеспечения наиболее социально незащищенных категорий населения.