Файл: Социальное страхование и его функции (Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации. Несомненным остается факт, что через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения. В частности, государственные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий, таких как государственное пенсионное обеспечение, оказание бесплатной медицинской помощи, поддержка в случае потери работоспособности и прочих.

Вопрос, связанный с социальным страхованием, выступает одним из важнейших, так как является экономической основой реализации социальной составляющей экономической системы в целом. Ранее произошедшие изменения в системе социального страхования привели к росту эффективности работы данного института, а также его способности оперативно и адекватно реагировать на решение всех актуальных социальных вопросов.

Для подробного анализа системы социального страхования, а также выявления эффективности ее функционирования необходимо провести анализ структуры внебюджетных фондов, а также рассмотреть их основные задачи и причины изменений в рамках всей системы страхования.

Под внебюджетными фондами принято понимать систему финансовых ресурсов, находящуюся в ведении субъектов Федерации, а также их регионов и имеющую целевой характер использования, то есть распределение средств государственного и частного характера в пользу определенных групп населения путем оказания им социальной поддержки.

В связи с необходимостью решения социальных задач общества в современных условиях повышается значение социальных внебюджетных фондов, поэтому целесообразно рассмотреть государственные внебюджетные фонды, и их роль в финансовой системе Российской Федерации.

Цель работы, изучить сущность социального страхования и его функции.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы сущности и роли социального страхования;

- проанализировать функции социального страхования в системе социальной защиты населения;

- рассмотреть проблемы и перспективы дальнейшего развития социального страхования.

Предметом исследования является изучение сущности социального страхования и его функций.

Объектом исследования является социальное страхование.

В работе использованы методы эмпирического и теоретического исследования, в частности сравнения, измерения, формализации, а также анализа и синтеза.


Информационной базой для работы явились законодательные и нормативные акты РФ, периодическая печать, ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература по рассматриваемой теме.

1. Теоретические аспекты сущности социального страхования

1.1. Сущность и роль социального страхования

Финансовая система РФ с экономической точки зрения финансовая система РФ представляет собой «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

В настоящее время можно выделить следующие относительно самостоятельные звенья финансовой системы РФ: бюджетные фонды; внебюджетные фонды; государственный и муниципальный кредит; страховые фонды; финансы предприятий и организаций.

Основное место в финансовой системе России отводится финансовым отношениям, опосредующим бюджетные фонды РФ. К их числу относятся отношения по мобилизации, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов — федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. [1]

Рисунок 1 – Финансовая система России

Стоит отметить, что внебюджетные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы России. Их появление в этом качестве относится к началу 90-х гг. и обусловлено стремлением государства к сугубо целевому использованию финансовых ресурсов. К внебюджетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Особенностью традиционного страхования является наличие замкнутой раскладки ущерба на страхователей и возвратности внесенных денежных средств. Возмещение ущерба связано с наступлением страхового случая, обладающего признаками вероятности и случайности, в связи с чем аккумулированные страхователями денежные средства могут оставаться для получателей блага (застрахованных) невостребованными и использоваться страховщиком в качестве инвестиционного ресурса. Вместе с тем социальное страхование отличается от традиционного страхования рядом следующих признаков:[2]


- этот вид страхования является частью государственной системы социальной защиты населения, в связи с чем величины возмещений не зависят от социальной группы, представителем которой является конкретный застрахованный;

- защите подлежат имущественные интересы физических лиц, в виде восстановления затрат связанных с разнообразными социальными рисками;

- страховым риском признаются общепризнанные в обществе предполагаемые события, наступление которых влечет нетрудоспособность человека и, соответственно, утрату дохода, являющегося источником средств к существованию, а именно: физиологический риск (утрата здоровья, смерть); производственный риск (трудовое увечье); социально-демографический риск (многодетность, временная утрата трудоспособности); рыночный риск (снижение спроса на труд);

- в целях достижения финансовой стабильности системы социального страхования величины страховых выплат и страховых взносов нормативно закреплены.

Защита российским государством человека от названных социальных рисков закреплена в Федеральном законе от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». В ст. 1 этого документа указывается, что обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, представляющая собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Социальное страхование как вид социальной защиты населения получил воплощение в Российской Федерации в начале 1990-х гг. в виде создания государственных фондов социального страхования (государственных внебюджетных фондов, ГВФ), а именно: Пенсионного фонда РФ (ПФР); Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС). По причине роста в начале 90-х гг. ХХ в. уровня безработицы с целью защиты населения от неопределенности спроса на индивидуальный труд в России был также создан Государственный фонд занятости населения (ГФЗН), однако в 2000 г. из-за сокращения безработицы этот фонд был упразднен.[3]


Благодаря существованию ГВФ, все граждане страны приобрели статус «застрахованных», т. е. получающих право на страховое (рентное) обеспечение; функция «страхователей» была возложена на работодателей застрахованных, а при их отсутствии – на бюджеты субъектов РФ. В 2000 г. БК РФ закрепил государственные внебюджетные фонды в качестве звена бюджетной системы РФ. Соответственно, бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ принимаются по представлению Правительства РФ в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а для управления перераспределением ресурсов через бюджеты ГВФ государство создало в каждом из них органы управления, наделив их полномочиями:[4]

- главного администратора и администратора доходов бюджета;

- главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств;

- получателя бюджетных средств;

- главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета.

В отличие от расходов бюджетов публичных образований, расходы бюджетов ГВФ осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством о конкретных видах социальной защиты и социального страхования в соответствии с показателями, утвержденными в законах об этих бюджетах. При исследовании доходов бюджетов ГВФ следует заметить, что не решена существенная концептуальная проблема, смысл которой сводится к неопределенности взглядов на сущность фискальных изъятий, формирующих доходы данных фондов (налог / обязательный страховой взнос).

В законодательстве периодически менялось отношение к платежам в ГВФ, которые признавались то налогами (с 2000 по 2010 г. в качестве подобного платежа взимался Единый социальный налог, ЕСН), то страховыми платежами. Подобная проблема обусловлена проникновением в российскую экономику в конце ХХ в. идей неолиберализма, рассматривающих трудовую деятельность индивида как вид «товара», сбыт которого обусловлен существующей рыночной конкуренцией и осуществляется «владельцем» на свой страх и риск. При невозможности реализации индивидом результатов труда рентная защита человека, предусмотренная страховой моделью защиты, становится невозможной. Она подменяется государственным социальным пособием, формируемым за счет налогов третьих лиц (работодателей) либо за счет солидарного участия владельца риска (трудящегося) в системе защиты коллективного интереса, формируемого посредством уплаты страхового взноса. Однако российская экономика признала систему защиты человека через выплату социальных пособий неэффективной, в связи с чем используется страховая модель финансирования социальной защиты.


Вместе с тем в этом процессе необходимо учитывать величину фискальной нагрузки на страхователей и контроль за исполнением ими своих обязанностей, который согласно положениям Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 г. осуществляется органами управления ПФР и ФСС.[5]

Внебюджетные фонды являются важ­ным элементом бюджетной системы любого государства. Они представляют собой вторую по значимости (после бюджетов публично-правовых образований) форму образования и использования денежных средств, предназна­ченных для финансового обеспечения функ­ций государства (местного самоуправления) по социальной защите населения, а также по развитию экономики страны.

В финансовой системе Российской Фе­дерации внебюджетные фонды были созда­ны и начали функционировать с начала 90-х годов. С момента создания фондов и до на­стоящего времени их сущность авторами раз­личных публикаций рассматривалась прежде всего с функциональной точки зрения. Так, в Большом юридическом словаре внебюд­жетный фонд в Российской Федерации был определен как «целевой государственный, ре­гиональный или местный финансовый фонд, образуемый для накопления и дальнейшего целевого использования денежных средств в соответствии с потребностями социально-экономического развития государства, субъ­екта РФ, региона, муниципального образо­вания либо определенной сферы управления или отрасли (нескольких отраслей) экономи­ки».

В России финансовые потоки государственных внебюджетных фондов находятся вне статей государственного бюджета. Однако они также занимают значительное место в структуре общегосударственных доходов и расходов – доля бюджетов только федеральных фондов (без территориальных фондов обязательного медицинского страхования) составляет около 40% всех бюджетов федерального уровня.

Крупнейшим среди государственных внебюджетных фондов России является ПФР: на его долю приходится около ¾ средств этих фондов. Бюджет ПФР в настоящее время занимает по величине второе место после федерального бюджета. Объем получаемых им доходов и выполняемых пенсионных платежей составляет в настоящее время более 5 трлн руб.[6] За счет средств Фонда получают пенсии более 40 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе за выслугу лет, социальные пенсии и др.).