Файл: Социальное страхование и его функции (Проблемы и перспективы развития социального страхования РФ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Остановимся на более подробном рассмотрении внебюджетных фондов РФ и принципах их функционирования.

Государственный внебюджетный фонд рассматривается как совокупность находящихся в государственной собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации денежных средств (финансовых ресурсов), обособленных от государственных бюджетов, имеющих целевой характер, источники формирования в виде целевых доходов или целевых отчислений от конкретных доходов, размер и направления расходования которых ежегодно указываются в соответствующих законах о бюджетах этих фондов, оперативное управление которыми осуществляется уполномоченными государственными учреждениями.

В соответствии со ст. 143 Бюджетного Кодекса РФ государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Бюджетный кодекс Российской Федерации посвятил регулированию деятельности внебюджетных фондов гл. 17 (ст. 144-150). Помимо этого внебюджетные фонды вместе с бюджетами субъектов Российской Федерации и федеральным бюджетом упоминаются практически по всему БК РФ.

1.2. Роль социального страхования в решении социальных проблем

Построение социального государства, политика которого направлена на формирование условий для достойной жизни и развития людей, является важнейшим принципом, характеризующим конституционно-правовой статус современного государства.

Практика проведения социальной политики выработала несколько направлений в ее реализации, среди которых социальная защита граждан стала значимым звеном в системе отношений «государство – гражданин».

Осмысление практического, научного значения социальной защиты в период реформирования современной России является актуальным и своевременным. Ведь именно сейчас создается оптимальная модель социальной защиты населения РФ. [7]


Кроме того, система социальной защиты населения становится главной ценностью, на основе которой формируется политика отдельного государства и мирового сообщества в целом. Подтверждением становится закрепление значимости системы социальной защиты в ряде международных актов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Конституция РФ (ст. 39), как и основные законы других государств, закрепляет право граждан на социальное обеспечение: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное страхование представляет собой один из способов реализации социальной составляющей экономической системы. Основными принципами функционирования внебюджетных фондов социального страхования являются финансовая реализация конституционных прав и гарантий российских граждан.

Вопросы, связанные с разработкой теоретических и методологических аспектов социального страхования, не одно десятилетие волнуют отечественных и зарубежных исследователей. Все они приходят к выводу, что основой для возникновения различных механизмов защиты (в том числе и системы социальной защиты, включающей социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование) является рисковая природа человеческого существования.

Под социальными рисками понимаются риски ухудшения социального положения, зарождение и реализация которых происходит по различным причинам. Происхождение этих рисков может иметь различную природу. Особенностью социальных рисков, выделяющих их из системы прочих рисков, является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях принятия решений, но и в обычных условиях жизнедеятельности человека и общества.

Риски, подлежащие социальному страхованию, называются социальными страховыми рисками. Это понятие закреплено в Федеральном законе от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (в ред. от 01.12.2014 г.) «Об основах обязательного социального страхования». Под социальным страховым риском признается предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Однако, не все риски социального значения, включены в перечень рисков, защита от которых гарантируется государством для всех или отдельного контингента населения. Наблюдается некий дисбаланс во взаимодействии фондов обязательного медицинского и социального страхования внутри внебюджетных фондов, выражающийся в передаче и выполнении функций одного фонда другим. Зачастую защита от некоторых социальных рисков выполняется неспециализированным в этой области фондом. Так, например, ФОМС оплачивает социально оговоренный перечень медицинских услуг, а ФСС выплачивает пособие по временной нетрудоспособности. Получается, что оба фонда финансируют профилактическую работу и некоторые реабилитационные мероприятия.


Посредством социального страхования государство решает следующие задачи:[8]

− формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в общественном трудопроизводстве;

− сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;

− добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения;

− обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов.

С каждым годом проблема социальной защиты приобретает все большую остроту и актуальность. Что касается расходной статьи, то наиболее значимыми здесь являются выплата пособий в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности.

Выступая в качестве экономической основы разрешения социальных проблем, фонд социального страхования активно воздействует и на производственные риски страхователей с помощью мер предупреждения.

В связи с этим начиная с 2001 г. фонд приступил к созданию своей системы предупреждения, которая состоит из трех элементов:

1) стимулирования работодателей к созданию лучших условий труда посредством систем скидок и надбавок;

2) финансирования подготовки отдельных категорий застрахованных основам охраны труда;

3) частичного финансирования предупредительных мер по сокращению профессиональной заболеваемости и производственного травматизма за счет страховых взносов.

Уменьшение расходов или поддержание их на небольшом уровне ставит под угрозу ресурсы всей системы страхования. Нужно отметить, что стратегия предупреждения ущерба либо недопущения наступления страхового случая в значительной степени зависит от индивидуального поведения участников ОСС. Соответственно, современная система социального страхования не будет эффективна при несоблюдении правил поведения отдельными страхователями и застрахованными.

В современной системе социального страхования можно отметить следующие особенности: [9]

-во-первых, зависимость фонда социального страхования от федерального бюджета, причем эта зависимость сильная поскольку доля доходов от него продолжает увеличиваться.

-во-вторых, совпадение функций внебюджетных фондов с функциями социального бюджета. Сами функции являются достаточно размытыми и неточными. Как следствие, разделены обязанности и не определена ответственность каждого из этих инструментов.


-в-третьих, дефицит финансовых средств. Отмечается тенденция повышения не только доходов, но и расходов. Рост расходной части сопряжено в первую очередь с изменением численности населения, а также увеличением сумм страховых выплат, что положительно отображается на социальной составляющей экономической системы.

Можно сформулировать ряд рекомендаций по внесению изменений в нынешнюю систему социального страхования. В частности, такие как:

- Введение дополнительных видов социального обеспечения. В случае страхования от несчастных случаев на производстве, в случае заболевания или инвалидности, вызванных производственной травмой, предлагается сначала выдавать пособия на общих основаниях, а в качестве дополнительных выплат предлагается назначение специального страхового обеспечения в зависимости от степени тяжести последствий, которое должно распространяться на всех работающих по найму. В случае, когда производственная травма ведет к полной потере трудоспособности, пострадавшему должно назначаться пособие в размере 100% утраченного заработка до достижения возраста выхода на пенсию. Из фонда медицинского страхования будут оплачиваться расходы на лечение, превышающие размеры выплат;

- Социальные выплаты и пособия должны финансироваться за счет двух источников – государственного бюджета и страховых взносов. Кроме того, размер социального пособия зависит от уровня зарплаты и стажа работы. Соответственно, почти все социальные выплаты распределяются неравномерно. В основе такого распределения должна лежать идея, что перед социальными потрясениями равны все, поэтому социальная помощь не должна зависеть от заработной платы индивида и стажа работы. Напрямую должны влиять только его потребности;

- Численность жителей региона должна быть определяющей при субсидировании расходов поликлиник (в настоящее время государство ориентировано на количество посещений медицинских учреждений).

Основной задачей всех государственных внебюджетных фондов является оказание социальной поддержки всем лицам, нуждающимся в этой помощи, а именно: в обеспечении минимального уровня доходов инвалидам, безработным, малоимущим, пенсионерам; защите в случаях болезни; обеспечении доступа к определенным благам и т.д.

Структура Государственного внебюджетного фонда представлена Фондом социального страхования, Фондом пенсионного страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Социальное страхование является одним из способов осуществления социальной составляющей экономической системы.


Финансовая реализация конституционных прав и гарантий граждан – главный принцип работы всех внебюджетных фондов социального страхования. Основными принципами их функционирования являются:

1) всеобщность, то есть охватывает всех без исключения граждан, независимо от их пола, национальности и вероисповедания;

2) общедоступность и многообразие видов социального обеспечения;

3) отсутствие налогообложения;

4) гласность.

Доходы государственных внебюджетных фондов на разных этапах их развития формировались из разных источников:[10]

– до 1 января 2001 г. – обязательные взносы работодателей, а в Пенсионный фонд – дополнительные взносы работников;

– с 1 января 2001 г. до 1 января 2010 г. – Единый социальный налог;

– с 1 января 2010 г. – страховые взносы в Государственный внебюджетный фонд.

Основные задачи системы социального страхования:

1) определение величины заработка (его пределов), с которого начинают взиматься страховые взносы;

2) страхование в сфере пенсионного обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов, а также переход в будущем к трехуровневой системе;

3) переход к уплате страховых взносов работодателем и работником на основе паритета;

4) разработка системы обеспечения прямой зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов.

Социальное страхование как экономическая основа разрешения важнейших проблем общества должна полностью компенсировать такие виды социальных рисков, как:

– оплата листа временной нетрудоспособности;

– пособие по рождению и уходу за ребенком;

– пособие по беременности и родам;

– оплата санаторно-курортного лечения;

– пособие на погребение.

На данный момент единая ставка страховых взносов составляет 30%. В сложившихся кризисных условиях вынужденный перенос планировавшегося ранее повышения «социальной нагрузки» для компаний является основательным решением. В ходе повышения ставки страховых взносов произошло значительное увеличение нагрузки на всех работодателей. Это влечет за собой применение системы теневой оплаты труда.

Следует заметить, что не все возможные риски, которые имеют общественное значение, включены в перечень тех рисков, защита от которых гарантирована государством для населения.

Наблюдается некий дисбаланс во взаимодействии двух фондов: обязательного медицинского и социального страхования. Нередко защита от возникающих социальных рисков выполняется фондом, неспециализированным в этой области. Для примера, Фонд обязательного медицинского страхования призван оплачивать перечень необходимых медицинских услуг, а Фонд социального страхования, в свою очередь, –выплачивать пособия по временной нетрудоспособности. Получается, что оба эти фонда финансируют профилактическую работу, в том числе некоторые реабилитационные мероприятия.