ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 440

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25. Ревизия (аудит) учета производ. запасов,их использ. и сохранности

Руководствуясь Инструкцией по БУ материалов, проверку операций по учету МПЗ рекоменд. проводить в следующей последовательности:

проверка состояния склад-го хоз-ва и обеспечения сохранности МЦ;

проверка операций по поступлению МЦ;

проверка операций по списанию материальных ценностей в расход;

проверка учета отдельных предметов в составе оборотных средств;

проверка полноты и кач-ва проведенных инвентар. МПЗ и отраж. их результатов.

Источниками информации являются:

– плановые и нормативные данные органов материально-технического снабжения: заявки на потребность в МЦ, договоры с поставщиками, нормативы запасов, нормы и лимиты расходов;

первичные документы: ТТН-1 ТН-2, железнод. накладные, спецификации, сертификаты, счета-фактуры, приходные ордера формы М-4, акты о приемке материалов формы М-7, лимитно-заборные карты формы М-9, требования на отпуск матер. формы М-11;

учетные регистры: карточки склад. учета, ведомости аналитического и синтетического учета по счетам 10, 16, 60; инвентаризационные описи МЦ;

бухгалтерская и стат. отчетность: бух. баланс (форма № 1), отчет об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов (форма 3-сн) и др.

Проверяют, своевременно ли оформляется приемка и отпуск материалов и делаются записи в книги или карточке склад. учета, устанавливают неучтенные излишки, причинами кот. могут быть обвес, обсчет сырья и материалов, необоснован. состав. актов на потери при транспорт-ке или хранении на складах.

Сверяют данные о запасах, указанные в разделе II баланса, с данными регистров аналитического и синтетического учетов по счетам 10, 15, 16.

Может проводиться выборочная инвентар. МЦ. Подписанные ревизором, членами инвентар. комиссии и МОЛ инвент. описи передаются в бухгалтерию для определения рез-тов инвентар. При обнаружении откл. состав. слич. ведомости. По всем фактам недостач и излишков МОЛ должны дать письменные объяснения.

В случае необход. проверяющий проводит встречную сверку с докум., находящимися у поставщиков МЦ.

Изучается правильность оценки МЦ. Конкретный вариант оценки МЦ, должен быть зафиксирован в учетной политике.

Обоснованность списания МЦ в расход выясняется по данным накладных, требований на отпуск, лимитно-заборных карт, накопительной ведомости по расходу и оборотной ведомости по движению материалов, журнала-ордера № 10 по кредиту счетов 10, 16 и др.).


7. Проведение контрольно-ревизионной работы

Проведение ревизии – это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой и устранением недостатков, выявленных во время предыдущих ревизий.

Ревизионная работа состоит из следующих этапов:

1. подготовка к проведению ревизии;

2. проведение ревизии в соответствии с программой;


3. подготовка и оформление результатов ревизии;

4. реализация материалов ревизии;

5.контроль за выполнением решений по результатам ревизии.

В соответствии с планом проведения ревизии руководитель ревизующего органа за 3–5 дней до начала ревизии издает приказ о проведении ревизии. В нем указываются: вид ревизии, сроки, полное наименование ревизуемого объекта, местонахождение, состав ревизионной комиссии, руководитель, период времени, за который проводится ревизия, ее цели и задачи.

Руководитель ревизионной группы составляет программу ревизии, которая включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке; время, за которое должна быть проведена ревизия, и используемые приемы и способы контроля. Программу ревизии утверждает руководитель ревизующего органа и с ней ознакамливаются члены ревизионной группы (за 2–3 дня до начала ревизии). Члены рабочей группы составляют рабочие планы проверки в соответствии с полученными заданиями.

Ревизоры при составлении рабочего плана обязаны изучить действующие нормативные акты, акты предыдущих проверок и ревизий; указать перечень работ, подлежащих выполнению во время работы, их сроки и способы выполнения.

В процессе ревизии изучается внутренний контроля, учет. политика, состояние б/у и экономического анализа. Проводится проверка документов на предмет законности и целесообразности совершения операций. Проверяется действительность совершаемых сделок, правильность ведения бух. записей. Проводится контрольный запуск сырья в производство. Проверяется правильность оприходования ГП, соблюдения норм естественной убыли сырья, правильность норм расходов материалов, ведения всех видов расчетов и др.

Ревизор группирует сведения по каждому вопросу и составляет акт ревизии; на последующих этапах ревизии реализуются материалы ревизии и осуществляется контроль за выполнением решений, принятых по акту ревизии.


13. Ревизия (аудит) учета расчетов с поставщ. и подрядчиками

Приступая к проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен в первую очередь сверить сальдо счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ж/о №6 с данными того же счета в Главной книге, а при наличии расхождений установить их причины. Затем следует установить правильно ли ведется ж/о №6. При этом аудитор должен знать, что в нем применяется линейно-позиционный способ бух. записей, т.е. что по одной строке записывается сумма, причитающаяся к оплате поставщикам по каждому счету, и по этой же строке записывается оплаченная сумма. В ж/о № 6 записи операций по К60 ведутся в течение текущего месяца, а по Д60 – в течение одного или двух месяцев. Если ж/о № 6 ведется по дебету в течение двух месяцев, то неоплаченные счета переносятся в ж/о, который открывается в третьем месяце.

После проверки указанных вопросов надо убедиться в подлинности документов и правильности их оформления. При проверке расчетов с поставщиками необходимо убедиться в своевременности, полноте и правильности оприходования полученных от поставщиков ценностей, соблюдении действующих цен и тарифов.


Изучая записи в ж/о № 6, следует обратить внимание на дебетуемые счета (04, 08, 10, 16, 20, 23, 25, 26 и др.) в корреспонденции с кредитом счета 60. При проверках имеют место случаи, когда транспортные расходы, различные наценки относят не на стоимость материалов (счета 10, 16), а на затраты производства (счета 20, 23, 25, 26, 44).

При проверке записей в ж/о № 6 надо обратить внимание на наличие дебетовых сальдо по отдельным поставщикам и красных кредитовых сальдо. Как правило, они возникают в результате неправильного отражения хоз. операций по расчетам с поставщиками на счетах БУ.

При проверке расчетов с субподрядными организациями следует установить достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах. Такая проверка производится по данным ведомости № 5 «Расчеты с заказчиками (генподрядчиками) за выполненные работы».

В процессе проверки устанавливается реальность числящейся задолженности субподрядным организациям за выполненные работы. Субподрядные организации в соответствии с правилами о договорах подряда возмещают генеральным подрядным организациям различные услуги, а именно: обеспечение технической документацией, приемку и сдачу заказчику выполненных субподрядчиком работ, осуществление пожарно-сторожевой охраны, обеспечение нетитульными временными зданиями и сооружениями и др. Порядок предоставления услуг определяется сторонами в особых условиях к договору субподряда. Субподрядчики возмещают эти расходы генподрядчику в установленных процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ.

Генподрядные организации отражают возмещаемые субподрядными организациями услуги на счете 90 «Реализация», а субподрядные – относят возмещаемые расходы на себестоимость строительно-монтажных работ по статье «Накладные расходы». При проверке надо установить, правильно ли сделаны записи на счетах бухгалтерского учета.


12. Ревизия (аудит) наличия и сохранности ОС

Источниками ревизии движения ОС являются:

- счета-фактуры, ТТН, требования-накладные, акты приема-передачи ОС, акты ввода в эксплуатацию, акты на списание ОС;

- инвентарные карточки учета ОС; расчет износа по поступившим и выбывшим ОС; расчет износа по автотранспорту; ведомости начисления износа; журналы-ордера;

- договоры поставки, купли-продажи, аренды, заявления на приобретение ОС, акты оценочных комиссий, акты приема-сдачи отремонтированных объектов;

- стат. отчетность, годовой отчет, Главная книга, оборотно-сальдовый баланс.

Законность поступления ОС опред. путем сопоставления оприход-ных объектов с перечнем, предусмотренным в титульном списке на строительство или в заявке на приобретение техники и оборудования.

Целесообразность приобретения ОС опред. производственной необходимостью. Операции по поступлению и выбытию ОС, при возможности, проверяются сплошным способом. При проверке операций по поступлению объектов строительства устанавливают соответствие характеристик каждого возводимого объекта проектно-сметной документации, а также, нет ли превышения факт. стоимости объекта над сметной ст-тью при строит-ве хоз. способом. Данные актов приема-передачи ОС сопост. с проектно-сметной докум-цией и с записями в регистрах аналит. учета по счету 08 «Вложение во внеоборот. активы».


В необходимых случаях проводится контрольный обмер выполненных работ.

Проверяется своевременность оприходования поступивших ОС, правильность отражения этих операций в БУ. Сопоставить даты, указанные в первичных документах, с датами отражения этих операций в ж/о 13. Несвоевременное оприх. объектов влечет за собой недонач. амортизации что приводит к искажению с/с пр-ции.

Правильность оценки ОС определяют на основании первичных документов на поступление основных средств - 3 вида оценки: первоначал., восстановит. и остаточная.

При проверке операций по выбытию ОС устанавливается создана ли на приказом руководителя постоянно действующая комиссия по определению непригодности списываемых ОС для дальнейшего использования, всегда ли участвуют в составе комиссии представители ГАИ (при списании транспортных средств), ликвидируются ли списываемые объекты, приходуются ли пригодные запасные части, узлы, металлолом.

При проверке операций по безвозмездной передаче ОС проверяется наличие доверенности получателя, в отдельных случаях – разрешения вышестоящих органов.

Проводилась ли переоценка имущества.

Если пред. при переоценке ОС использ. способ пересчета - документы и материалы, подтвержд. рыночную цену. При прим. метода прямой оценки могут быть использ. документально подтвержденные цены соотв.объекта в иност. валюте на дату переоценки, кот. пересч. по курсу НБ на 1 января в бел. рубли. Первич. документом по переоценке ОС явл. ведомость переоценки, а после переоценки - акт о результатах переоценки, на основе кот. состав. записи по счетам бух. учета по сост. на 1 января.

Ревизор обязан проверить правильность отражения результатов переоценки ОС на счетах БУ.


21. Ревизия (аудит) учета финансовых результатов

Цель – устан. достоверность данных учета и отчетности по форм фин.результ., обоснованность распр прибыли, а также своевр и полноту переч в бюджет налогов из прибыли.

Задачи: – пров прав форм фин рез от основных видов деят;

пров прав форм фин рез от операц. и внереализац. доходов и расходов;

подтв достов инф о фин результатах, отражаемой в бух уч и отч;

пров налог. деклараций по налогу на прибыль и своевр его уплаты в бюджет;

пров налог. деклараций по уплате цел сборов из прибыли, ост в распоряж орг;

анализ резервов роста прибыли и эффект ее исп.

Источниками инф: различные первичн. док., банков. выписки, кассовые отчеты с приложенными первич. док., данные аналит и синтет учетов, отраж в учетных регистрах по счетам 90, 91, 92, 99, 84; декларации (расчеты) по налогу на прибыль и местным целевым сборам, уплач из прибыли, ост в распор орг; бух баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); бизнес-план орг, учред док-ты и др.

При проведении проверки хоз операций по форм фин рез следует учитывать, что конечный фин результат опр как сумма фин результата от вида деят, операц и внереализац доходов, за вычетом расходов по этим операциям, поэтому проверке подвергается каждый в отдельности источник форм прибыли (убытка).


Особое внимание необх обрат на порядок отраж расх, вкл в состав затрат по пр-ву и реализ для целей бух и налог уч.

Дост данных факт с/ст реализов товаров, пр-ции (работ, услуг) для целей бух учета подтвержд на основании записей по дебету счета 90 «Реализация» и кредиту счетов 41 «Товары», 43 «ГП», 20 , 23, 44 «Расходы на реализацию».

На величину фин результата от видов деят значительное влияние оказывают уплачиваемые из выручки в бюджет налоги и отчисления. Поэтому в ходе проверки ревизор (аудитор) должен убедиться в правильн. и полноте их исчисления.

Необх пров правильн. формиров. операционных и внереализационных доходов.

Конечный фин результат – прибыль (убыток) формируется на счете 99 «Прибыли и убытки» путем ежемес перенесения (заключит оборотами) со счетов 90, 91, 92 соотв фин рез. Ежемес по дебету счета 99 отражаются начисленные налоги и сборы из прибыли.

Счет 99 закрывается заключит записью по дебету (кредиту) счета 99 и кредиту (дебету) счета 84 «Нераспред прибыль (непокрытый убыток)» в установл уч политикой сроки.

На заключ. этапе проверяющий устанавливает правильн. применяемых организацией схем корресп счетов по учету прибылей и убытков и нераспр прибыли (непокрытого убытка).


14. Ревизия (аудит) учета расчетов с дебит. и кредит.

Проверка операций по учету расчетов с дебиторами и кредиторами производится исходя из данных счета 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами». Учет операций по счету ведется в разрезе субсчетов: 76-1; 76-2; 76-3; 76-4; 76-5; 76-6.

Цель проверки – соблюдение законодательства при совершении операций по расчетам с дебиторами и кредиторами.

Проверку данных операций могут проводить ревизоры вневедомственного контроля, внутреннего контроля и аудиторы.

Прежде всего проверка предполагает правильность определения, классификации, вида и оценки задолженности. Различают следующие виды задолженности:

1. дебиторская; 2. кредиторская; 3.текущая; 4.просроченная; 5. сомнительная; 6.сложная; 7.с истекшим сроком давности; 8.реальная; 9. безнадежная.

По каждому виду задолженности необходимо составить акт сверки расчетов, из которого получают информацию о состоянии расчетов по каждому виду (сроки, суммы), а также какая работа выполнялась организацией по ликвидации задолженности.

Ревизор и аудитор получают информацию о состоянии расчетов из документов бух. отчетности: баланса, формы № 1, отчета о движении денежных средств, формы № 4, приложения к бух. балансу, отчета о задолженностях, регистрах б/у.

Основные направления проверки:

- проверка системы внутреннего контроля на предприятии;

- изучение системы организации б/у;

- оценка задолж-сти по реальности ее взыскания и срокам прощения;

- организация претензионной работы;

- анализ эф-Ти использования инструментов расчета и валют платежа.


3. Технология проведения аудиторской проверки