ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 1624
Скачиваний: 7
Учреждение образования
«Частный институт управления и предпринимательства»
И.А. Оганесян
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Пособие
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
по образованию в области управления
в качестве пособия для студентов учреждений высшего образования
специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» (по направлениям)
Минск 2012
УДК 658.3.012.4(075)
Б БК 65.050.2я7
О-36
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Частного института управления и предпринимательства
Автор
доцент
кафедры управления Частного института
управления
и предпринимательства
кандидат экономических наук,
доцент
И.А. Оганесян
Рецензенты:
главный
научный сотрудник Государственного
научного учреждения
«Научно-исследовательский
экономический институт
Министерства
экономики Республики Беларусь»
доктор экономических наук, профессор Я.М. Александрович;
заведующий
кафедрой экономики и управления
бизнесом
Государственного института
управления и социальных технологий
БГУ
кандидат экономических наук,
доцент Л.П.
Ермалович
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры управления,
протокол № 11 от 23.05.2011 г.
Оганесян, И.А.
О-36 Управление персоналом: пособие / И.А. Оганесян. – Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2012. – 194 с.
ISBN 978-985-6971-62-7.
Разработано в соответствии со стандартами специальностей «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятии» и учебной программой дисциплины «Управление персоналом».
Содержит систематизированное изложение основных тем дисциплины «Уп-равление персоналом»: методологические основы управления персоналом организации; система управления персоналом; технологии кадровых процессов; развитие персонала организации.
Предназначено для студентов и преподавателей управленческих и экономических специальностей вузов.
УДК 658.3.012.4(075)
ББК 65.050.2я7
ISBN 978-985-6971-62-7 Оганесян И.А., 2012
Частный институт управления и предпринимательства, 2012
О ГЛАВЛЕНИЕ
Введение 6
Раздел I Методологические основы управления
персоналом организации 7
Тема 1 Управление человеческими ресурсами как часть общего
менеджмента организации 7
1.1 Введение в учебный курс: цели, задачи, структура 7
1.2 Значение управления человеческими ресурсами в управлении предприятием 8
Тема 2 Теории управления персоналом 11
2.1 Базовые науки и научные направления 11
2.2 Развитие теории кадрового менеджмента 12
2.3 Концепция управления персоналом на современном этапе 17
Тема 3 Особенности управления человеческими ресурсами организации 20
3.1 Специфика человеческих ресурсов 20
3.2 Сущность, цель и содержание управления персоналом 22
Тема 4 Персонал организации 25
4.1 Численность, состав и структура персонала 25
4.2 Динамика персонала 29
Тема 5 Трудовой потенциал организации 33
5.1 Понятие трудового потенциала работника и трудового (кадрового) потенциала организации 33
5.2 Формирование и эффективное использование трудового потенциала 35
5.3 Оценка трудового потенциала 38
Раздел II Cистема управления персоналом 40
Тема 6 Понятие системы управления персоналом 40
6.1 Цели и задачи системы управления персоналом 40
6.2 Организационная структура системы управления персоналом 41
6.3 Правовое, нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом 43
6.4
Внутренние документы, регламентирующие
управление персоналом
в организации 45
Тема 7 Служба управления персоналом 47
7.1 Цели и задачи кадровых служб, их эволюция. Зарубежный и оте-чественный опыт 47
7.2 Функции кадрового менеджмента в организации 49
7.3 Профессиональный состав и трудовой потенциал кадровой службы 51
Тема 8 Принципы и методы управления персоналом 54
8.1 Принципы управления персоналом и их развитие 54
8.2 Методы управления персоналом: организационно-распорядитель-ные, экономические, социально-психологические 58
Тема 9 Руководитель в системе управления персоналом 63
9.1 Роль руководителя в управлении персоналом 63
9.2 Характер и содержание управленческого труда. Организационные особенности труда руководителя 65
9.3 Руководитель и подчиненные 71
Тема 10 Кадровая политика организации 78
10.1 Взаимосвязь стратегии управления персоналом со стратегией
и миссией организации 78
10.2 Формирование кадровой политики: факторы и направления
реализации кадровой политики на различных стадиях жизни организации 82
Тема 11 Кадровое планирование в организации 85
11.1 Место и роль кадрового планирования в системе управления
персоналом 85
11.2 Классификация планов. Виды планов 87
11.3 Содержание оперативного плана работы с персоналом 89
Тема 12 Планирование потребности в персонале 91
12.1 Задачи менеджера при комплектовании кадров 91
12.2 Факторы, влияющие на планирование потребности в персонале 92
12.3 Определение количественной и качественной потребности в
персонале 93
12.4 Высвобождение персонала 94
РАЗДЕЛ III ТЕХНОЛОГИИ КАДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ 97
Тема 13 Анализ работы. Тарификация работ 97
13.1 Сущность и методы анализа содержания работ 97
13.2 Должностные инструкции. Их содержание и подготовка 101
Тема 14 Методы планирования потребности в персонале 103
14.1 Общая характеристика методов планирования потребности в
персонале 103
14.2 Методы расчета общей потребности и по категориям персонала 105
14.3 Определение численности административно-управленческого пер-сонала фирмы 108
Тема 15 Набор, отбор и адаптация персонала 110
15.1 Источники найма персонала, их характеристика 110
15.2 Организация процесса отбора кандидатов. Методы и процедуры 113
15.3 Адаптация персонала 120
Тема 16 Оценка результативности труда работника 125
16.1 Оценка персонала в общей системе кадровой работы 125
16.2 Цели и задачи оценки. Установление стандартов и нормативов 126
16.3 Требования к работникам. Критерии и показатели оценки 128
Тема 17 Методы оценки персонала 131
17.1 Традиционные методы оценки. Классификация и характеристика 131
17.2 Современные методы и практика их использования в оценке
персонала 133
17.3 Аттестация персонала 134
Тема 18 Мотивация и стимулирование труда 139
18.1 Мотивация и трудовое поведение персонала 139
18.2 Построение мотивационной системы стимулирования трудовой деятельности 142
18.3 Политика вознаграждения сотрудников в организации 147
РАЗДЕЛ IV РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 149
Тема 19 Концепция непрерывного развития персонала 149
19.1 Сущность и структура концепции непрерывного образования 149
19.2 Влияние образования на формирование и развитие человеческого
капитала (потенциала) 151
Тема 20 Повышение профессиональной квалификации 154
20.1 Обучение персонала. Виды и формы 154
20.2 Повышение профессионального мастерства менеджера 156
20.3 Организация обучения персонала 158
Тема 21 Управление деловой карьерой персонала 161
21.1 Понятие и виды карьеры 161
21.2 Практика планирования карьеры в организации 163
21.3 Подготовка резерва руководителей 165
Тема 22 Организационная культура и управление персоналом 169
22.1 Понятие и виды организационной культуры 169
22.2 Формирование и поддержание организационной культуры 171
22.3 Организационная культура и организационные процессы 176
Тема 23 Диагностика системы управления персоналом 181
23.1 Параметры системы управления персоналом 181
23.2 Технология и организация кадрового аудита 182
Тема 24 Оценка эффективности системы управления персоналом 187
24.1 Подходы к оценке эффективности 187
24.2 Управление затратами на персонал предприятия 188
Литература 192
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях формирования рыночной системы хозяйствования необходимо особое внимание уделить вопросам использования человеческих ресурсов, а также такой функции, как управление персоналом. Современные менеджеры, экономисты должны знать научные и практические основы управления различными категориями персонала, важнейшие принципы и методы работы с кадрами на предприятиях разных видов деятельности, организационно-правовых форм собственности, в том числе малых и средних. Менеджеры должны уметь самостоятельно принимать решения по любым вопросам управления персоналом. При этом необходимо учитывать особенности переходного периода, национального менталитета, которые существенно затрудняют использование на практике многих рекомендаций, принципов и методов управления персоналом.
В новых условиях усиливается целесообразность увеличения капиталовложений в привлечение персонала, профессиональное развитие и раскрытие творческого потенциала сотрудников, поддержание их трудовой активности.
Целями настоящего учебного пособия являются ознакомление студентов с традиционными и новыми подходами к осуществлению кадровой политики, оказание помощи в формировании управленческих навыков.
В пособии представлен учебный материал по четырем разделам:
Раздел 1 Методологические основы управления персоналом организации.
Раздел 2 Система управления персоналом.
Раздел 3 Технологии кадровых процессов.
Раздел 4 Развитие персонала организации.
В настоящем пособии отражены требования образовательных стандартов по ряду управленческих, экономических специальностей, работы отечественных и зарубежных исследователей.
Раздел I Методологические основы управления персоналом организации
Тема
1 УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
КАК ЧАСТЬ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА
ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Введение в учебный курс: цели, задачи, структура
Целью изучаемого курса «Управление персоналом» является овладение современными знаниями, умениями и навыками эффективного управления персоналом организации. Курс представляет собой изложение основных достижений научной мысли в данной области менеджмента и практики лучших компаний, а также становления кадрового менеджмента в практике современных отечественных организаций.
Переход к рыночной системе хозяйствования, существование различных форм организаций в условиях экономического кризиса, особенности отечественного менталитета порождают множество проблем, затрудняют освоение зарубежного опыта в управлении человеческими ресурсами, использование рекомендаций, сложившихся форм и процедур. С учетом этого определяются две основные практические задачи данного курса:
1 Получить четкое представление о содержании и методах работы с кадрами на предприятии (в организации). Для этого необходимо:
– осознать назревшую потребность в управлении персоналом как необходимую часть предпринимательской политики, стратегии развития;
– ясно представлять различные категории персонала, их роль в производстве;
– всесторонне изучить содержание конкретной работы с персоналом: найм, вознаграждение, оценку, развитие персонала (методы, документы, процедуры).
Но этого недостаточно. Понятия «персонал», «кадры» в менеджерской практике должны превратиться в понятия «человек на производстве», «конкретный человек как главный фактор любой организации». Из этого вытекает другая практическая задача –
2 Освоить технику управления, приемы и методы непосредственного руководства сотрудниками, для чего необходимо:
– систематизировать представления о различных моделях и стилях руководства, о типах подчиненных;
– разобраться в таких понятиях, как механизм руководства, власть и влияние;
– изучить приемы руководства, положительно влияющие на производительность труда, на отношение людей к своей работе;
– научиться анализировать свое поведение в качестве менеджера: оценить свой стиль, собственную подготовленность к профессиональной управленческой деятельности, свои сильные и слабые стороны, выявить личные резервы.
На практические занятия, способствующие выработке навыков управленческой деятельности, отводится половина общего объема часов по данному курсу. Предусмотрены изучение кадровых документов, различных методик, рекомендаций; анализ и моделирование конкретных управленческих ситуаций; деловые игры и другие формы самостоятельной работы студентов. Предлагается также самостоятельное изучение рекомендованной специальной литературы (учебники, учебные пособия, профессиональные журналы), использование материалов Интернет. Контроль усвоения знаний предполагает тестирование, коллоквиумы, написание курсовой работы, зачет, экзамен.