ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9676
Скачиваний: 24
46
Глава 6. Административное управление и административно-правовое
регулирование в области образования, науки и молодежной политики
Минобрнауки России наделено полномочиями на выполнение определенных
видов деятельности в установленной сфере. Онo вносит в Правительство РФ про-
екты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Пра-
вительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правитель-
ства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства
и к сфере ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального
агентства, к деятельности Высшей аттестационной комиссии при Министерстве
образования и науки РФ, а также проект плана работы и прогнозные показатели
деятельности Министерства.
Минобрнауки России принимает нормативные правовые акты:
1) перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указани-
ем квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, спе-
циальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих пе-
речней;
2) перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществ-
ляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соот-
ветствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации;
3) порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ;
4) порядок разработки примерных основных образовательных программ, прове-
дения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образова-
тельных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и вклю-
чения в такой реестр примерных основных профессиональных образова-
тельных программ, содержащих сведения, составляющие государственную
тайну, и примерных основных профессиональных образовательных про-
грамм в области информационной безопасности;
5) положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессио-
нальные образовательные программы, и ее видах;
6) порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредита-
цию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения
экспертизы учебников, форму экспертного заключения, а также основания
и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня;
7) типовые положения об учебно-методических объединениях в системе об-
разования;
8) перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности
реализации программ развития национальных исследовательских универ-
ситетов;
9) образцы студенческого билета и зачетной книжки;
10) порядок и основания предоставления обучающимся академического отпуска.
6.2 Организация и компетенция Министерства образования и науки РФ
47
Минобрнауки России осуществляет:
1) функции государственного заказчика федеральных целевых программ и прое-
ктов в установленной сфере деятельности;
2) формирование приборно-инструментальной, технологической и информа-
ционной базы для развития наноиндустрии;
3) мониторинг научно-технического и производственного потенциала в сфере
нанотехнологий;
4) установление организаций, которым предоставляется право ведения реест-
ра примерных основных образовательных программ;
5) организационно-техническое обеспечение деятельности Высшей аттеста-
ционной комиссии при Министерстве образования и науки РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской
Федерации (Рособрнадзор)
Основы ее организации и деятельности, правового статуса и компетенции уста-
новлены в Положении «O Федеральной службе по надзору в сфере образования
и науки», утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г.
N 594.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сфера деятельности Рособрнадзора включает образование и на-
уку. Рособрнадзор наделен полномочиями на выполнение опреде-
ленных видов деятельности в установленной сфере.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рособрнадзор осуществляет:
1) федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельно-
стью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по об-
разовательным программам высшего образования, федеральных государ-
ственных профессиональных образовательных организаций, реализующих
образовательные программы среднего профессионального образования
в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внут-
ренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, науко-
емкого производства по специальностям, перечень которых утверждается
Правительством РФ, российских образовательных организаций, располо-
женных за пределами территории РФ, образовательных организаций, со-
зданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осу-
ществляющих образовательную деятельность дипломатических представи-
тельств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при междуна-
родных (межгосударственных, межправительственных) организациях, ино-
странных образовательных организаций, осуществляющих образователь-
ную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ, орга-
нов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государствен-
ное управление в сфере образования, а также принятие мер по устранению
последствий нарушений законодательства РФ в сфере образования, в том
числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений
указанным образовательным организациям и органам исполнительной вла-
48
Глава 6. Административное управление и административно-правовое
регулирование в области образования, науки и молодежной политики
сти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере
образования, и контроль за исполнением таких предписаний в установлен-
ном законодательством РФ порядке;
2) контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым орга-
нами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных пол-
номочий в сфере образования и по подтверждению документов об ученых
степенях и ученых званиях, с правом направления обязательных для ис-
полнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о вне-
сении в них изменений;
3) контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан;
4) методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттеста-
ции по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования;
5) признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном
государстве;
6) определение минимального количества баллов единого государственного
экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы сред-
него общего образования.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в целях реализа-
ции полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экс-
пертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной
сфере деятельности;
2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отне-
сенным к компетенции Службы;
3) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесен-
ных к сфере деятельности Службы, научные и иные организации, ученых
и специалистов;
4) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы,
коллегии) в установленной сфере деятельности;
5) осуществлять формирование и ведение государственных информационных
систем в установленной сфере деятельности.
Федеральное агентство по делам молодежи РФ (Росмолодежь)
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции
установлены в Положении «O Федеральном агентстве по делам молодежи», утвер-
жденном постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 409.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сферой деятельности Росмолодежи является государственная
молодежная политика. Федеральное агентство по делам молоде-
жи наделено полномочиями на выполнение определенных видов
деятельности в установленной сфере.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2 Организация и компетенция Министерства образования и науки РФ
49
Полномочия Росмолодежи:
1) организует реализацию мер государственной молодежной политики;
2) разрабатывает и реализует план мероприятий в сфере государственной мо-
лодежной политики, направленных на формирование системы развития та-
лантливой и инициативной молодежи, социализацию молодежи, находя-
щейся в трудной жизненной ситуации, вовлечение молодежи в социальную
практику;
3) разрабатывает и реализует молодежные проекты, проводит комплексы ме-
роприятий, направленные на вовлечение молодежи в инновационную, твор-
ческую, предпринимательскую, добровольческую деятельность, а также на
развитие гражданской активности молодежи и формирование здорового об-
раза жизни;
4) участвует в пределах своей компетенции в разработке молодежных про-
грамм, реализации мероприятий по профилактике безнадзорности и пра-
вонарушений несовершеннолетних, социальной реабилитации и интегра-
ции несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,
и защите их социально-правовых интересов;
5) осуществляет меры по гражданскому и патриотическому воспитанию мо-
лодежи, воспитанию толерантности в молодежной среде, формированию
правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, а так-
же распространению эффективных форм участия молодежи в обществен-
ной жизни;
6) осуществляет меры по развитию международного молодежного сотрудни-
чества, вовлечению молодежи в международные проекты в сфере иннова-
ций, предпринимательства, творчества и добровольчества;
7) осуществляет информационное обеспечение реализуемых мер в сфере го-
сударственной молодежной политики;
8) осуществляет меры, направленные на профессиональную ориентацию мо-
лодежи, формирование ее жизненных планов, карьерных устремлений, ор-
ганизацию занятости, отдыха и досуга молодежи;
9) участвует в проведении мониторинга работы в сфере молодежной поли-
тики в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях,
а также в общественных объединениях;
10) формирует и ведет Федеральный реестр молодежных и детских объедине-
ний, пользующихся государственной поддержкой.
50
Глава 6. Административное управление и административно-правовое
регулирование в области образования, науки и молодежной политики
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 6
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Перечислите основные нормативные правовые акты, регулирующие отно-
шения в сфере образования и науки.
2. Какие основные органы исполнительной власти осуществляют админи-
стративное управление в сфере образования и науки?
3. Что включает в себя система образования?
4. Перечислите основные нормативные правовые акты, регулирующие отно-
шения в области молодежной политики.
5. В отношении каких категорий граждан проводится государственная моло-
дежная политика?
6. Сформулируйте определение понятия «образование».
7. Сфера деятельности Министерства образования и науки Российской Феде-
рации.
8. Какие основные нормативные правовые акты вправе принимать Минобр-
науки?
9. Основные полномочия Рособрнадзора.
10. Основные полномочия Росмолодежи.