ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9675
Скачиваний: 24
Глава 6
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ
6.1 Организация области образования, науки
и молодежной политики, правовые основы
управления и регулирования в этой области
Правовое регулирование в сфере образования осуществляется на основании
Конституции РФ, Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Федерального Закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ «О на-
уке и государственной научно-технической политике», Указа Президента РФ от
26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образо-
вания в Российской Федерации».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии ФЗ «Об образовании в Российской Федера-
ции» образование — единый целенаправленный процесс воспи-
тания и обучения, являющийся общественно значимым бла-
гом и осуществляемый в интересах человека, семьи, обще-
ства и государства, а также совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта дея-
тельности и компетенции определенных объема и сложности
42
Глава 6. Административное управление и административно-правовое
регулирование в области образования, науки и молодежной политики
в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удо-
влетворения его образовательных потребностей и интересов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные
государственные требования, образовательные стандарты, образовательные
программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагоги-
ческих работников, обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти
субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере об-
разования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управле-
ние в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные
и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельно-
сти, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, обще-
ственные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Образовательная программа — комплекс основных характери-
стик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмот-
ренных ФЗ «Об образовании в РФ», форм аттестации, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графи-
ка, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (мо-
дулей), иных компонентов, а также оценочных и методических
материалов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В РФ по уровням общего и профессионального образования, по профессио-
нальному обучению реализуются основные образовательные программы, по до-
полнительному образованию — дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы
дошкольного образования, образовательные программы начального общего
образования, образовательные программы основного общего образования,
образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образова-
ния, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
программы подготовки специалистов среднего звена;
6.1 Организация области образования, науки и молодежной политики,
правовые основы управления и регулирования в этой области
43
б) образовательные программы высшего образования — программы ба-
калавриата, программы специалитета, программы магистратуры, про-
граммы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъ-
юнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажи-
ровки;
3) основные программы профессионального обучения — программы профес-
сиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения
квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные об-
щеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные про-
граммы;
2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения
квалификации, программы профессиональной переподготовки.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Образовательная
организация — некоммерческая
организация,
осуществляющая на основании лицензии образовательную дея-
тельность в качестве основного вида деятельности в соответ-
ствии с целями, ради достижения которых такая организация
создана. Образовательная организация в зависимости от того,
кем она создана, является государственной, муниципальной или
частной.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Важная роль в правовом регулировании науки принадлежит Федеральному за-
кону «О науке и государственной научно-технической политике». Указанный Закон
содержит определения ряда понятий, характеризующих область науки. Научная
(научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на по-
лучение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоре-
тическая деятельность, направленная на получение новых знаний об ос-
новных закономерностях строения, функционирования и развития челове-
ка, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования — исследования, направленные преиму-
щественно на применение новых знаний для достижения практических це-
лей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования — исследования, направленные на полу-
чение новых знаний в целях их последующего практического применения
(ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых
знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выпол-
нения научно-исследовательских работ.
44
Глава 6. Административное управление и административно-правовое
регулирование в области образования, науки и молодежной политики
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Научно-техническая деятельность — деятельность, направлен-
ная на получение, применение новых знаний для решения техноло-
гических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных
и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники
и производства как единой системы.
Государственная
научно-техническая
политика — составная
часть социально-экономической политики, которая выражает
отношение государства к научной и научно-технической деятель-
ности, определяет цели, направления, формы деятельности орга-
нов государственной власти Российской Федерации в области на-
уки, техники и реализации достижений науки и техники.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти осуществляет ад-
министративное управление и административно-правовое регулирование в области
образования и науки посредством осуществления правотворческой и правоприме-
нительной деятельности. Им приняты многочисленные нормативные правовые ак-
ты по вопросам образования и науки.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения
в области молодежной политики, являются Федеральный закон от 28.06.1995 г.
N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений», Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. N 1760-р «О Стра-
тегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», Поста-
новление ВС РФ от 03.06.1993 г. N 5090-1 «Об Основных направлениях государ-
ственной молодежной политики в Российской Федерации».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственная молодежная политика — деятельность госу-
дарства, направленная на создание правовых, экономических и ор-
ганизационных условий и гарантий для самореализации личности
молодого человека и развития молодежных объединений, движе-
ний и инициатив.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственная молодежная политика проводится в отношении:
1) граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством,
в возрасте от 14 до 30 лет;
2) иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет —
в той мере, в какой их пребывание на территории РФ влечет за собой со-
ответствующие обязанности федеральных государственных органов;
3) молодых семей — семей в первые три года после заключения брака (в слу-
чае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при усло-
вии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных
семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
4) молодежных объединений.
6.2 Организация и компетенция Министерства образования и науки РФ
45
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами
государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и дет-
ских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юри-
дических и физических лиц.
6.2 Организация и компетенция Министерства
образования и науки Российской Федерации,
подведомственных ему федеральной службы
и федерального агентства
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России)
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции
установлены в Положении «O Министерстве образования и науки Российской Фе-
дерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 03 июня 2013 г.
N 466.
Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль
деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сфера деятельности Минобрнауки России включает:
1) образование;
2) научную, научно-техническую и инновационную деятель-
ность;
3) нанотехнологии;
4) развитие федеральных центров науки и высоких техноло-
гий, государственных научных центров и наукоградов;
5) интеллектуальную собственность (за исключением нор-
мативно-правового регулирования вопросов, касающих-
ся контроля, надзора и оказания государственных услуг
в сфере правовой охраны изобретений, полезных моде-
лей, промышленных образцов, программ для электронно-
вычислительных машин, баз данных и топологий инте-
гральных микросхем, в том числе входящих в состав еди-
ной технологии, товарных знаков, знаков обслуживания,
наименований мест происхождения товаров);
6) воспитание, опеку и попечительство в отношении несовер-
шеннолетних граждан;
7) социальную поддержку и социальную защиту обучающих-
ся образовательных организаций в сфере молодежной по-
литики.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .