Файл: Административное право 2 - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9675

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 6

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ

6.1 Организация области образования, науки
и молодежной политики, правовые основы
управления и регулирования в этой области

Правовое регулирование в сфере образования осуществляется на основании

Конституции РФ, Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», Федерального Закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ «О на-
уке и государственной научно-технической политике», Указа Президента РФ от
26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образо-
вания в Российской Федерации».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В соответствии ФЗ «Об образовании в Российской Федера-
ции» образование — единый целенаправленный процесс воспи-
тания и обучения, являющийся общественно значимым бла-
гом и осуществляемый в интересах человека, семьи, обще-
ства и государства, а также совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта дея-
тельности и компетенции определенных объема и сложности


background image

42

Глава 6. Административное управление и административно-правовое

регулирование в области образования, науки и молодежной политики

в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удо-
влетворения его образовательных потребностей и интересов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные

государственные требования, образовательные стандарты, образовательные
программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагоги-

ческих работников, обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти

субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере об-
разования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управле-
ние в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные
и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельно-

сти, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, обще-

ственные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Образовательная программа — комплекс основных характери-
стик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмот-
ренных ФЗ «Об образовании в РФ», форм аттестации, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графи-
ка, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (мо-
дулей), иных компонентов, а также оценочных и методических
материалов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В РФ по уровням общего и профессионального образования, по профессио-

нальному обучению реализуются основные образовательные программы, по до-
полнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы

дошкольного образования, образовательные программы начального общего
образования, образовательные программы основного общего образования,
образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образова-

ния, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
программы подготовки специалистов среднего звена;


background image

6.1 Организация области образования, науки и молодежной политики,
правовые основы управления и регулирования в этой области

43

б) образовательные программы высшего образования — программы ба-

калавриата, программы специалитета, программы магистратуры, про-
граммы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъ-
юнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажи-
ровки;

3) основные программы профессионального обучения — программы профес-

сиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения
квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные об-

щеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные про-
граммы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения

квалификации, программы профессиональной переподготовки.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Образовательная

организация — некоммерческая

организация,

осуществляющая на основании лицензии образовательную дея-
тельность в качестве основного вида деятельности в соответ-
ствии с целями, ради достижения которых такая организация
создана. Образовательная организация в зависимости от того,
кем она создана, является государственной, муниципальной или
частной.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Важная роль в правовом регулировании науки принадлежит Федеральному за-

кону «О науке и государственной научно-технической политике». Указанный Закон
содержит определения ряда понятий, характеризующих область науки. Научная
(научно-исследовательская) деятельность 
— деятельность, направленная на по-
лучение и применение новых знаний, в том числе:

ˆ

фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоре-
тическая деятельность, направленная на получение новых знаний об ос-
новных закономерностях строения, функционирования и развития челове-
ка, общества, окружающей среды;

ˆ

прикладные научные исследования — исследования, направленные преиму-
щественно на применение новых знаний для достижения практических це-
лей и решения конкретных задач;

ˆ

поисковые научные исследования — исследования, направленные на полу-
чение новых знаний в целях их последующего практического применения
(ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых
знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выпол-
нения научно-исследовательских работ.


background image

44

Глава 6. Административное управление и административно-правовое

регулирование в области образования, науки и молодежной политики

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Научно-техническая деятельность — деятельность, направлен-
ная на получение, применение новых знаний для решения техноло-
гических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных
и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники
и производства как единой системы.

Государственная

научно-техническая

политика — составная

часть социально-экономической политики, которая выражает
отношение государства к научной и научно-технической деятель-
ности, определяет цели, направления, формы деятельности орга-
нов государственной власти Российской Федерации в области на-
уки, техники и реализации достижений науки и техники.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти осуществляет ад-

министративное управление и административно-правовое регулирование в области
образования и науки посредством осуществления правотворческой и правоприме-
нительной деятельности. Им приняты многочисленные нормативные правовые ак-
ты по вопросам образования и науки.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения

в области молодежной политики, являются Федеральный закон от 28.06.1995 г.
N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений», Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. N 1760-р «О Стра-
тегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», Поста-
новление ВС РФ от 03.06.1993 г. N 5090-1 «Об Основных направлениях государ-
ственной молодежной политики в Российской Федерации».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государственная молодежная политика — деятельность госу-
дарства, направленная на создание правовых, экономических и ор-
ганизационных условий и гарантий для самореализации личности
молодого человека и развития молодежных объединений, движе-
ний и инициатив.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

1) граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством,

в возрасте от 14 до 30 лет;

2) иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет —

в той мере, в какой их пребывание на территории РФ влечет за собой со-
ответствующие обязанности федеральных государственных органов;

3) молодых семей — семей в первые три года после заключения брака (в слу-

чае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при усло-
вии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных
семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

4) молодежных объединений.


background image

6.2 Организация и компетенция Министерства образования и науки РФ

45

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами

государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и дет-
ских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юри-
дических и физических лиц.

6.2 Организация и компетенция Министерства
образования и науки Российской Федерации,
подведомственных ему федеральной службы
и федерального агентства

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции

установлены в Положении «O Министерстве образования и науки Российской Фе-
дерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 03 июня 2013 г.
N 466.

Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль

деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сфера деятельности Минобрнауки России включает:

1) образование;

2) научную, научно-техническую и инновационную деятель-

ность;

3) нанотехнологии;

4) развитие федеральных центров науки и высоких техноло-

гий, государственных научных центров и наукоградов;

5) интеллектуальную собственность (за исключением нор-

мативно-правового регулирования вопросов, касающих-
ся контроля, надзора и оказания государственных услуг
в сфере правовой охраны изобретений, полезных моде-
лей, промышленных образцов, программ для электронно-
вычислительных машин, баз данных и топологий инте-
гральных микросхем, в том числе входящих в состав еди-
ной технологии, товарных знаков, знаков обслуживания,
наименований мест происхождения товаров);

6) воспитание, опеку и попечительство в отношении несовер-

шеннолетних граждан;

7) социальную поддержку и социальную защиту обучающих-

ся образовательных организаций в сфере молодежной по-
литики.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .