ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9679
Скачиваний: 24
146
Глава 16. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области финансов
Бюджетная система РФ — основанная на экономических отно-
шениях и государственном устройстве РФ, регулируемая зако-
нодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюд-
жетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государ-
ственных внебюджетных фондов.
Финансовые органы — Министерство финансов РФ, органы ис-
полнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составле-
ние и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финан-
совые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) мест-
ных администраций муниципальных образований, осуществляю-
щие составление и организацию исполнения местных бюджетов
(финансовые органы муниципальных образований).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Административное управление в области финансов осуществляет Министер-
ство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Феде-
ральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство.
Кроме того, в группу органов, осуществляющих административное управле-
ние в области финансов, можно отнести Федеральную службу по финансовому
мониторингу, руководство которой возложено на Президента РФ.
16.2 Организация и компетенция Министерства
финансов Российской Федерации
и подведомственных ему федеральных служб
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции
установлены в Положении «O Министерстве финансов Российской Федерации»,
утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сфера деятельности Минфина России включает:
1) бюджетную, налоговую, страховую, валютную, банков-
скую деятельности;
2) кредитную кооперацию;
3) микрофинансовую деятельность;
4) финансовые рынки;
5) государственный долг;
6) аудиторскую деятельность;
7) бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность;
8) производство, переработку и обращение драгоценных ме-
таллов и драгоценных камней;
9) таможенные платежи;
10) определение таможенной стоимости товаров;
16.2 Организация и компетенция Министерства финансов РФ
147
11) формирование и инвестирование средств пенсионных на-
коплений, в том числе включенных в выплатной резерв;
12) организацию и проведение лотерей, азартных игр;
13) производство и реализацию защищенной от подделок по-
лиграфической продукции;
14) финансовое обеспечение государственной службы;
15) государственное регулирование деятельности негосудар-
ственных пенсионных фондов, управляющих компаний,
специализированных депозитариев и актуариев по негосу-
дарственному пенсионному обеспечению, обязательному
пенсионному страхованию и профессиональному пенсион-
ному страхованию (за исключением государственного ре-
гулирования правоотношений между негосударственным
пенсионным фондом и участниками негосударственного
пенсионного фонда, застрахованными лицами и их право-
преемниками, а также в части правоотношений, субъектом
которых является Пенсионный фонд РФ);
16) бюро кредитных историй.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Минфин России принимает следующие нормативные правовые акты:
1) порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета,
бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной
системы РФ и консолидированного бюджета РФ;
2) порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
3) порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц;
4) порядок, формы и сроки предоставления сведений и документов, содержа-
щихся в Едином государственном реестре юридических лиц;
5) порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных пред-
принимателей;
6) порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;
7) порядок внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого
государственного реестра юридических лиц и Единого государственного
реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не
соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании
которых внесены такие записи (исправление технической ошибки);
8) состав сведений о государственной регистрации юридического лица, кре-
стьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве инди-
видуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном
сайте регистрирующего органа в сети Интернет, и порядок их размещения;
9) формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения
налоговых деклараций;
10) порядок контроля таможенной стоимости товаров совместно с Федераль-
ной таможенной службой.
148
Глава 16. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области финансов
Минфин России осуществляет:
1) составление проекта федерального бюджета;
2) утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
3) определение порядка применения бюджетной классификации РФ;
4) представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федераль-
ного бюджета и консолидированного бюджета РФ;
5) управление в установленном порядке средствами Резервного фонда и Фон-
да национального благосостояния;
6) методическое руководство в области бюджетного планирования, направ-
ленного на повышение результативности бюджетных расходов;
7) методологическое обеспечение кассового обслуживания органами феде-
рального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
8) организацию ведения главными распорядителями средств федерального
бюджета мониторинга бюджетного сектора;
9) управление в установленном порядке государственным долгом РФ;
10) выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг РФ.
Федеральная налоговая служба (ФНС России)
Основы ее организации и деятельности, правового статуса и компетенции уста-
новлены в Положении «O Федеральной налоговой службе», утвержденном поста-
новлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сфера деятельности ФНС России включает:
1) соблюдение законодательства о налогах и сборах;
2) правильность исчисления, полноту и своевременность вне-
сения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
3) правильность исчисления, полноту и своевременность вне-
сения в соответствующий бюджет иных обязательных пла-
тежей;
4) производство и оборот табачной продукции;
5) функции агента валютного контроля в пределах компетен-
ции налоговых органов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ФНС России осуществляет контроль и надзор:
1) за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых
в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчис-
ления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в слу-
чаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчис-
ления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет
иных обязательных платежей;
2) осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не яв-
ляющимися кредитными организациями;
16.2 Организация и компетенция Министерства финансов РФ
149
3) соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и усло-
виями ее регистрации и применения;
4) полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивиду-
альных предпринимателей.
ФНС России выдает:
1) свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогон-
ным бензином;
2) свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с дена-
турированным этиловым спиртом.
ФНС России осуществляет:
1) государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в каче-
стве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хо-
зяйств;
2) выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий,
производимых на территории РФ;
3) федеральный государственный надзор в области организации и проведения
азартных игр;
4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых
организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;
5) федеральный государственный надзор за проведением лотерей.
ФНС России регистрирует: контрольно-кассовую технику, используемую ор-
ганизациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законода-
тельством РФ.
ФНС России ведет:
1) учет всех налогоплательщиков;
2) Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государствен-
ный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государствен-
ный реестр налогоплательщиков;
3) Государственный реестр контрольно-кассовой техники;
4) единый реестр лотерейных терминалов;
5) реестр дисквалифицированных лиц;
6) государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азарт-
ных игр в букмекерских конторах и государственный реестр саморегули-
руемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах.
Федеральное казначейство (Казначейство России)
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции
установлены в Положении «O Федеральном казначействе», утвержденном поста-
новлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703.
150
Глава 16. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области финансов
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сфера деятельности Казначейства России включает:
1) обеспечение исполнения федерального бюджета;
2) кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной
системы РФ;
3) предварительный и текущий контроль за ведением опера-
ций со средствами федерального бюджета главными рас-
порядителями, распорядителями и получателями средств
федерального бюджета.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Казначейство России осуществляет следующие полномочия:
1) доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств
федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты
бюджетных обязательств и объемы финансирования;
2) ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
3) открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств фе-
дерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством
РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
4) открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей
и получателей средств федерального бюджета;
5) ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получа-
телей средств федерального бюджета;
6) ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюдже-
та, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
7) составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную ин-
формацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность
об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
8) осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сбо-
ров между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законода-
тельством РФ;
9) осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федераль-
ного бюджета;
10) осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюд-
жета.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
Основы ее организации и деятельности, правового статуса и компетенции уста-
новлены в Положении «O Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»,
утвержденном постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2014 г. N 77.