ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9677
Скачиваний: 24
156
Глава 17. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области безопасности РФ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Национальная безопасность — состояние защищенности лично-
сти, общества и государства от внутренних и внешних угроз,
которое позволяет обеспечить конституционные права, свобо-
ды, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет,
территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, обо-
рону и безопасность государства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Деятельность по обеспечению безопасности, согласно ФЗ «О безопасности»,
включает в себя:
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и стратеги-
ческое планирование в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер
по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, лока-
лизации и нейтрализации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безо-
пасности;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, во-
енной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского
назначения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов РФ, органов местного само-
управления в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целе-
вым расходованием выделенных средств;
10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности
в соответствии с законодательством РФ.
Государственная политика в области обеспечения безопасности является ча-
стью внутренней и внешней политики РФ и представляет собой совокупность
скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организа-
ционных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, спе-
циальных и иных мер.
В соответствии с Конституцией РФ безопасность находится в ведении РФ.
Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений,
цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ кон-
ституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности госу-
дарства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной розни. Права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходи-
17.1 Организация области безопасности РФ, правовые
основы управления и регулирования в области безопасности
157
мо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, в которой кля-
нется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы
человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суве-
ренитет и независимость, безопасность и целостность государства. Он осуществ-
ляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности.
Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ, контролирует и координирует
деятельность государственных органов обеспечения безопасности. Он в пределах
компетенции, определенной федеральными конституционными законами, прини-
мает оперативные решения по обеспечению безопасности в условиях военного
положения и чрезвычайного положения. Его полномочия в данной области кон-
кретизированы в Федеральном законе «О безопасности».
Конституция РФ предоставляет Правительству РФ полномочия осуществлять
меры по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации (на-
ряду с обороной страны и реализацией ее внешней политики). Федеральный кон-
ституционный закон «О Правительстве РФ» устанавливает полномочия Правитель-
ства РФ по обеспечению государственной безопасности РФ (наряду с полномочи-
ями по обеспечению обороны). Закон возлагает на Правительство РФ обязанности
обеспечивать социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекае-
мых к осуществлению государственной безопасности. Его полномочия в данной
области конкретизированы в ФЗ «О безопасности».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Совет Безопасности РФ является конституционным совещатель-
ным органом, осуществляющим подготовку решений Президен-
та РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, об-
щественной безопасности, экологической безопасности, безопас-
ности личности, иных видов безопасности, предусмотренных за-
конодательством РФ, организации обороны, военного строитель-
ства, оборонного производства, военного и военно-технического
сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным во-
просам, связанным с защитой конституционного строя, суверени-
тета, независимости и территориальной целостности РФ, а также
по вопросам международного сотрудничества в области обеспече-
ния безопасности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задачами Совета Безопасности являются:
1) обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий
в области обеспечения национальной безопасности;
2) формирование государственной политики в области обеспечения нацио-
нальной безопасности и контроль за ее реализацией;
3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопас-
ности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их
нейтрализации;
158
Глава 17. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области безопасности РФ
4) подготовка Президенту РФ предложений:
о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и преодолению их последствий;
о применении специальных экономических мер в целях обеспечения
национальной безопасности;
о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также
о введении и об отмене военного положения;
о реформировании существующих или об образовании новых госу-
дарственных органов и организаций, осуществляющих функции в об-
ласти обеспечения национальной безопасности;
об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности
РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области
обеспечения национальной безопасности и обороны;
5) формирование основных направлений государственной внешней и военной
политики;
6) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых
Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопас-
ности;
7) оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности
федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения наци-
ональной безопасности.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по
следующим основным направлениям:
1) контрразведывательная деятельность;
2) борьба с терроризмом;
3) борьба с преступностью;
4) разведывательная деятельность;
5) пограничная деятельность;
6) обеспечение информационной безопасности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрразведывательная
деятельность — деятельность,
осу-
ществляемая органами федеральной службы безопасности и (или)
их подразделениями, а также должностными лицами указан-
ных органов и подразделений посредством проведения контрраз-
ведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения,
пресечения разведывательной и иной деятельности специальных
служб и организаций иностранных государств, а также отдель-
ных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.
17.1 Организация области безопасности РФ, правовые
основы управления и регулирования в области безопасности
159
Борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органа-
ми федеральной службы безопасности и (или) их подразделения-
ми, а также должностными лицами указанных органов и подраз-
делений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию
и расследованию террористических актов посредством проведе-
ния оперативно-боевых и иных мероприятий.
Борьба с преступностью. Органы федеральной службы без-
опасности в соответствии с законодательством РФ проводят
оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупрежде-
нию, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной пре-
ступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркоти-
ческих средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасно-
сти РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие
по которым отнесены законом к их ведению, а также по выяв-
лению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности
незаконных вооруженных формирований, преступных групп, от-
дельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью
насильственное изменение конституционного строя РФ.
Разведывательная деятельность осуществляется органом внеш-
ней разведки федерального органа исполнительной власти в обла-
сти обеспечения безопасности в соответствии с ФЗ «О внеш-
ней разведке». Внешняя разведка РФ как совокупность специаль-
но создаваемых государством органов — органов внешней разведки
РФ — является составной частью сил обеспечения безопасности
РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и го-
сударства от внешних угроз с использованием определенных ФЗ
«О внешней разведке» методов и средств.
Обеспечение
информационной
безопасности — деятельность
органов федеральной службы безопасности, осуществляемая
ими
в
пределах
своих
полномочий:
1)
при
формировании
и
реализации
государственной
и
научно-технической
поли-
тики в области обеспечения информационной безопасности,
в том числе с использованием инженерно-технических и крип-
тографических средств; 2) при обеспечении криптографи-
ческими и инженерно-техническими методами безопасности
информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи спе-
циального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих пере-
дачу шифрованной информации, в РФ и ее учреждениях, находя-
щихся за пределами РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Направлениями пограничной деятельности являются:
1) защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения проти-
воправного изменения прохождения Государственной границы РФ, обеспе-
чения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государ-
ственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска
через Государственную границу РФ;
160
Глава 17. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области безопасности РФ
2) защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах
приграничной территории, исключительной экономической зоны и конти-
нентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной
экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся
в реках РФ, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб
в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодатель-
ством РФ.
17.2 Система и компетенция федеральных органов
исполнительной власти, обеспечивающих
безопасность Российской Федерации
Органы федеральной службы безопасности
К органам федеральной службы безопасности относятся:
1) федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопас-
ности;
2) управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в об-
ласти обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ
(территориальные органы безопасности);
3) управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в обла-
сти обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках
и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безо-
пасности в войсках);
4) управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти
в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные
органы);
5) другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти
в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полно-
мочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов феде-
ральной службы безопасности (другие органы безопасности);
6) авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразде-
ления специального назначения, предприятия, образовательные и научные
организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские под-
разделения и организации (далее — военно-медицинские организации), во-
енно-строительные подразделения и иные организации и подразделения,
предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы бе-
зопасности.
Основы организации и деятельности ФСБ, ее правового статуса и компетенции
установлены Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной
службы безопасности Российской Федерации».