ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9673
Скачиваний: 24
166
Глава 17. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области безопасности РФ
3) осуществление мобилизационной подготовки и организация обеспечения
мобилизации Администрации Президента РФ;
4) обеспечение в пределах своей компетенции согласованного функциони-
рования и взаимодействия государственных органов, федеральных орга-
нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ
и организаций, имеющих мобилизационные задания, в области мобилиза-
ционной подготовки и мобилизации;
5) организация обеспечения функционирования пунктов управления государ-
ством и Вооруженными Силами РФ и иных специальных объектов моби-
лизационного назначения, отнесенных к ведению ГУСПа, и объектов их
инфраструктуры;
6) контроль в пределах своей компетенции за исполнением указов, распоряже-
ний и поручений Президента РФ, постановлений и распоряжений Прави-
тельства РФ по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ.
Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации
Основы организации и правового статуса, компетенции Службы специальных
объектов при Президенте РФ установлены в Положении «O Службе специальных
объектов при Президенте Российской Федерации», утвержденном Указом Прези-
дента РФ от 15 марта 1999 г. N 350.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сферой деятельности Службы специальных объектов являет-
ся мобилизационная подготовка органов государственной власти
Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основными задачами Службы являются:
1) поддержание пунктов управления государством и Вооруженными Силами
РФ и иных специальных объектов мобилизационного назначения в готов-
ности к использованию по предназначению в военное время и в чрезвы-
чайных ситуациях мирного времени;
2) реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению
мобилизационной подготовки федеральных органов государственной вла-
сти и их аппаратов, а также Администрации Президента РФ;
3) разработка и реализация мобилизационных планов обеспечения функцио-
нирования специальных объектов по предназначению, согласованных с мо-
билизационными планами федеральных органов исполнительной власти,
участвующих в обеспечении мобилизационной, оперативно-технической
готовности и функционирования специальных объектов в военное время
и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
4) обеспечение жизнедеятельности, функционирования и безопасности на спе-
циальных объектах должностных лиц федеральных органов государствен-
ной власти и аппаратов этих органов, а также оперативных групп соответ-
ствующих федеральных органов исполнительной власти при проведении
мобилизации, в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного вре-
мени;
17.3 Административно-правовое управление и регулирование
в области защиты и охраны Государственной границы РФ
167
5) содержание и эксплуатация в мирное время технических средств специаль-
ных объектов, специальных транспортных средств, а также их надежное
функционирование в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного
времени.
17.3 Административно-правовое управление
и регулирование в области защиты и охраны
Государственной границы Российской Федерации
Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся опре-
деление статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воз-
душного пространства, исключительной экономической зоны и континентального
шельфа РФ.
Область Государственной границы РФ регулируют Федеральный конституци-
онный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»,
Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730–1 «О Государственной границе Российской
Федерации» и др.
Одним из основных направлений деятельности органов федеральной службы
безопасности, урегулированных законом, является пограничная деятельность (за-
щита и охрана Государственной границы РФ; обеспечение соблюдения режима Го-
сударственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через
Государственную границу РФ; защита и охрана экономических и иных законных
интересов РФ в пределах приграничной территории и связанных с ней территорий).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой
линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государ-
ственной территории (суши, вод, недр и воздушного простран-
ства) РФ, то есть пространственный предел действия государ-
ственного суверенитета РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопас-
ности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ заключается
в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, ор-
ганов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,
осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических,
организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, погранич-
ных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможен-
ных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безо-
пасности, осуществляет государственное управление в сфере защиты и охраны
Государственной границы, а также организацию пограничной службы. Погранич-
ные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы, входят
в состав федеральной службы безопасности.
168
Глава 17. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области безопасности РФ
Полномочия органов государственной власти в сфере защиты Государственной
границы установлены Законом «О Государственной границе Российской Федерации».
Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Россий-
ской Федерации (Росграница)
Основы его организации и правового статуса, компетенции установлены в По-
ложении «O Федеральном агентстве по обустройству Государственной границы
Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от
1 ноября 2007 г. N 734.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сфера деятельности Росграницы включает:
1) обустройство Государственной границы РФ;
2) создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов
пропуска через Государственную границу РФ и мест пе-
ресечения Государственной границы РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Росграница принимает нормативные правовые акты:
1) акты об открытии и о проведении реконструкции пунктов пропуска через
Государственную границу РФ;
2) акты об утверждении правил режима в пунктах пропуска через Государ-
ственную границу РФ.
Росграница осуществляет:
1) паспортизацию пунктов пропуска через Государственную границу РФ;
2) подготовку предложений: о целесообразности установления, закрытия
пунктов пропуска через Государственную границу РФ и мест пересечения
Государственной границы РФ; о развитии прилегающих к пунктам пропус-
ка через Государственную границу РФ территорий, включая предложения
о строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего
пользования, мостов, путепроводов;
3) ведение баз данных в установленной сфере деятельности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 17
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Какие органы осуществляют административное управление в области безо-
пасности?
2. Что понимается под национальной безопасностью?
3. По каким основным направлениям осуществляется деятельность органов
федеральной службы безопасности?
4. Что понимается под контрразведывательной деятельностью?
Контрольные вопросы по главе 17
169
5. Что понимается под обеспечением информационной безопасности?
6. Сфера деятельности ФСБ России.
7. Полномочия органов внешней разведки.
8. Что понимается под федеральной фельдъегерской связью?
9. Основные задачи ГУСПа.
10. Что понимается под Государственной границей?
Глава 18
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
18.1 Организация области гражданской обороны,
чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий
стихийных бедствий, правовые основы управления
и регулирования в этой области
Административное управление в данной области осуществляет Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситу-
ациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а также
подведомственные ему структуры:
1) Государственная противопожарная служба;
2) Войска гражданской обороны;
3) Государственная инспекция по маломерным судам. Руководство деятельно-
стью МЧС России осуществляет Президент РФ.
Правовое регулирование рассматриваемой области осуществляется на основа-
нии Конституции РФ; Федерального конституционного закона от 30.01.2002
N 1-ФКЗ «О военном положении»; Федерального конституционного закона от
30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении»; Федерального закона от 12.02.1998
N 28-ФЗ «О гражданской обороне»; Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ
«О пожарной безопасности»; Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Техни-
ческий регламент о требованиях пожарной безопасности»; Федерального закона от