Файл: Административное право 2 - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9674

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

17.2 Система и компетенция федеральных органов
исполнительной власти, обеспечивающих безопасность РФ

161

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сфера деятельности ФСБ России включает:

1) обеспечение безопасности РФ, борьбу с терроризмом, за-

щиту и охрану Государственной границы РФ, охрану внут-
ренних морских вод, территориального моря, исключи-
тельной экономической зоны, континентального шельфа
РФ и их природных ресурсов;

2) обеспечение информационной безопасности РФ;

3) непосредственную реализацию основных направлений де-

ятельности органов федеральной службы безопасности,
определенных федеральным законодательством;

4) координацию контрразведывательной деятельности феде-

ральных органов исполнительной власти, имеющих право
на ее осуществление.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основными задачами ФСБ России являются:

1) управление органами безопасности, а также организация их деятельности;

2) информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, а также

по их поручениям федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

3) организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной

и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных го-
сударств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасно-
сти РФ;

4) координация осуществляемых федеральными органами исполнительной

власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению соб-
ственной безопасности;

5) организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия пре-

ступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено
к ведению органов безопасности;

6) организация и осуществление борьбы с терроризмом и обеспечение борь-

бы с диверсионной деятельностью;

7) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятель-

ности;

8) организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами

внешней разведки РФ добывания и обработки разведывательной информации;

9) организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодатель-

ством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, упол-
номоченного в области защиты и охраны государственной границы;

10) обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляю-

щих государственную тайну, и противодействия иностранным организаци-
ям, осуществляющим техническую разведку.


background image

162

Глава 17. Административное управление и административно-

правовое регулирование в области безопасности РФ

Органы внешней разведки
На основании ФЗ «О внешней разведке» разведывательная деятельность в пре-

делах своих полномочий осуществляется:

1) службой внешней разведки РФ — в политической, экономической, военно-

стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шиф-
рованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использовани-
ем радиоэлектронных средств и методов за пределами РФ, а также в сфере
обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами тер-
ритории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ,
имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим
государственную тайну;

2) органом внешней разведки Министерства обороны РФ — в военной, воен-

но-политической, военно-технической, военно-экономической и экологи-
ческой сферах.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осу-

ществляется во взаимодействии с органами внешней разведки РФ и в соответствии
с ФЗ «О федеральной службе безопасности».

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Президент РФ:

1) определяет задачи разведывательной деятельности;

2) контролирует и координирует деятельность органов внеш-

ней разведки РФ;

3) принимает в пределах полномочий, определяемых феде-

ральными законами, решения по вопросам, связанным
с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесо-
образности заключения договоров межведомственного ха-
рактера между органами внешней разведки РФ и разве-
дывательными и контрразведывательными службами ино-
странных государств;

4) назначает руководителей органов внешней разведки РФ.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней раз-

ведки РФ предоставляются следующие полномочия:

1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества

с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его

деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принад-
лежности;

3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих лич-

ность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность под-
разделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внеш-
ней разведки РФ;


background image

17.2 Система и компетенция федеральных органов
исполнительной власти, обеспечивающих безопасность РФ

163

4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осу-

ществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государ-
ственной охраны;

5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприя-

тиями, учреждениями и организациями РФ соглашений, необходимых для
осуществления разведывательной деятельности.

Надзор за исполнением органами внешней разведки РФ федеральных законов

осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Федеральные органы государственной охраны

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государственная охрана — деятельность по обеспечению безо-
пасности объектов государственной охраны и защите охраня-
емых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепят-
ственного осуществления государственной власти в РФ и ис-
полнения международных обязательств РФ, осуществляемая на
основе совокупности правовых, организационных, охранных, ре-
жимных, оперативно-розыскных, технических, информационных
и иных мер.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. Во

главе указанных органов находится Федеральная служба охраны Российской
Федерации (ФСО России)
. Основы организации и правового статуса, компетен-
ции ФСО России установлены в Положении «O Федеральной службе охраны Рос-
сийской Федерации», утвержденном Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г.
N 1013.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сфера деятельности ФСО России включает:

1) государственную охрану;

2) информационно-технологическое и информационно-ана-

литическое обеспечение деятельности Президента РФ,
Правительства РФ, иных государственных органов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основными задачами ФСО России являются:

1) прогнозирование и выявление угроз безопасности объектов государствен-

ной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этих угроз;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирова-

ния специальной связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) обеспечение защиты охраняемых объектов;


background image

164

Глава 17. Административное управление и административно-

правовое регулирование в области безопасности РФ

6) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правона-

рушений на охраняемых объектах и трассах проезда (передвижения) объ-
ектов государственной охраны;

7) обеспечение организации и функционирования федеральных информаци-

онных систем, находящихся во владении или пользовании органов госу-
дарственной власти;

8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной без-

опасности РФ.

ФСО России осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет персональную охрану Президента РФ, членов семьи Прези-

дента РФ, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Пред-
седателя Правительства РФ и других объектов государственной охраны;

2) осуществляет в пределах своих полномочий транспортное обслуживание,

бытовое обслуживание и обеспечение, безопасное питание Президента РФ,
членов семьи Президента РФ, проживающих совместно с ним или сопро-
вождающих его, Председателя Правительства РФ и других объектов госу-
дарственной охраны;

3) обеспечивает Президента РФ специальной связью, в том числе с главами

иностранных государств и главами правительств иностранных государств;

4) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ предоставление го-

сударственной охраны Президенту РФ, прекратившему исполнение своих
полномочий;

5) обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие объектов госу-

дарственной охраны.

Органы федеральной фельдъегерской связи

Согласно ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» федеральная фельдъ-

егерская связь в РФ обеспечивается органами федеральной фельдъегерской свя-
зи — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специаль-
ные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в РФ, ко-
торый является составной частью сил и средств обеспечения безопасности РФ
и действует в интересах законодательной, исполнительной и судебной власти РФ,
а также в целях защиты государственных интересов РФ, и его территориальны-
ми органами. Федеральную фельдъегерскую связь обеспечивает федеральный ор-
ган исполнительной власти в области фельдъегерской связи — Государственная
фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)
. Основы органи-
зации и правового статуса, компетенции ГФС России установлены Положением
«O Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации», утвержден-
ным Указом Президента РФ от 07.04.2014 N 213.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сферой деятельности ГФС России является обеспечение феде-
ральной фельдъегерской связи в РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

17.2 Система и компетенция федеральных органов
исполнительной власти, обеспечивающих безопасность РФ

165

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК

России)

Основы организации и правового статуса, компетенции ФСТЭК России уста-

новлены Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1085 «Вопросы Федеральной
службы по техническому и экспортному контролю». Федеральная служба по техни-
ческому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной полити-
ки, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные
и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

1) обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации

в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры,
оказывающих существенное влияние на безопасность государства в инфор-
мационной сфере, в том числе в функционирующих в составе критически
важных объектов РФ информационных системах и телекоммуникационных
сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут при-
вести к значительным негативным последствиям;

2) противодействия иностранным техническим разведкам на территории РФ;

3) обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, со-

держащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информа-
ции с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим
каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий
на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтоже-
ния, искажения и блокирования доступа к ней на территории РФ;

4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утили-

зации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

5) осуществления экспортного контроля.

Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП)

и Служба специальных объектов при Президенте РФ

Основы организации и правового статуса, компетенции ГУСП установлены

в Положении «O Главном управлении специальных программ Президента Рос-
сийской Федерации», утвержденном Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г.
N 1146.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сферой деятельности ГУСП является мобилизационная подго-
товка и мобилизация в РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основными задачами ГУСПа являются:

1) обеспечение в пределах своей компетенции исполнения Президентом РФ

полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации органов
государственной власти;

2) организация обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации па-

лат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, Аппарата Правительства РФ;